Городская усадьба Первушиных одна из главных достопримечательностей Александрова, памятник гражданской архитектуры рубежа XIX—XX вв.
Особнякпостроен в стиле неоклассицизма в 1873—1874 гг., принадлежал купцу Второй гильдии Алексею Михайловичу Первушину (1829–1902), состоявшему в Совете директоров Правления ткацких мануфактур Барановых.
Многие горожане называли дом — «жемчужиной Александрова». В 1913 г. здание было перестроено по решению детей Первушина. С восточной стороны дом продолжила открытая двухэтажная веранда, оформленная колоннами (в настоящем между ними встроены окна и стены).
2
С основным домом трёхпролётными кирпичными воротами, также выполненными в стиле неоклассицизма, соединён одноэтажный флигель, который выходит на улицу узкой стороной. Со стороны двора к дому примыкает пристройка, в которой в своё время размещалась кухня.
2
На территории несколько экспозиций.
1 из 2
1
Мы посетили «Интерьер купеческой усадьбы», что представлена в главном здании.
1
За неприметной дверью попадаешь в купеческий XIX век. Особняк был центром притяжения культурной и деловой элиты.
Представим, что мы посетители и пришли к купцу Первушину. В этом случае дворецкий отводил в специальную комнату, где предлагал сесть на диван. Сам шёл к купцу и информировал о визитёре.
5
Устроители музея постарались воссоздать атмосферу времени.
3
Мне кажется, задуманное получилось.
1 из 2
4
В общем, когда Первушин готов был человека принять, открывалась дверь в кабинет,
3
куда приглашался посетитель. Гость садился напротив и беседовал с хозяином о делах.
7
В семье Первушиных из поколения в поколение передавалась легенда относительно происхождения фамилии.
5
Прадед А. М. Первушина, Алексей Иванович Жихарев, осмелился в 1728 г. пригласить на свою свадьбу дочь Петра I Елизавету Петровну, находившуюся при Анне Иоановне (1730–1740) в негласной ссылке в Александровской слободе.
Елизавета Петровна поддерживала отношения со служивыми и торговыми людьми Александрова, поэтому вполне могла поучаствовать в судьбе основателя династии Первушиных.
2
Для Александрова Первушин фигура знаковая. Известен как крупный предприниматель, общественный деятель, член Городской Думы.
3
Он много занимался благотворительностью — помогал больным, сиротам, бедным, выделял средства на содержание гимназии и храмов, построил богадельню в фабричном посёлке Карабаново.
1 из 2
4
Сотрудники музея собрали образцы тканей, выпускавшихся в Карабаново. Посетитель и хозяин могли вести разговор о выпуске той или иной продукции.
1 из 2
1
Из необычного нельзя не упомянуть про несгораемый сундук — прообраз несгораемого сейфа.
3
В следующую комнату, которую условно назовём диванной, посетители не допускались.
5
Диванная была личным пространством фабриканта.
2
Сотрудники музея оформили комнату фотографиями и личными вещами.
1 из 3
2
Осмотрев третий зал, переместимся в комнату жены. Она состоит из шкафа, ширмы, зеркала и кровати, где разложены дамские вещи. По мнению краеведов, супруга фабриканта любила цветы.
1 из 2
4
Её саму представили в виде инсталляции, где женщина прихорашивается перед зеркалом.
1 из 2
4
Если для господ существовала парадная лестница, то прислуга использовала «чёрную».
4
Поднимаясь вслед за экскурсоводом, мне невольно представилось, как по этим ступенькам поднимали наполненный кипятком самовар.
4
Гостей высшего уровня принимали в просторном зале второго этажа, где совершались торжества, праздничные и религиозные обряды.
7
А. М. Первушин имел отличное образование, был знатоком искусства и меценатом.
1 из 3
1
В круг знакомств входили П. М. Третьяков и И. В. Цветаев.
4
Судьба усадьбы в советское время оказалась типична. Сразу после революции она была национализирована и превратилась в приют для детей. С начала 1930-х годов по 1989 г. в особняке располагалась детская больница. После начался музейный период.
Так или иначе, но паркет сохранился подлинный. Он требует ремонта, и тем не менее на раритет смотреть интересней, нежели на новодел.
3
Второй комнатой парадной анфилады является гостиная. Как и зал, она предназначалась для приёма гостей, правда не для танцев, а для тихого времяпровождения. Здесь вкушали десерт, пили чай, играли в карты.
1 из 3
3
Хозяин усадьбы покровительствовал многим художникам, в том числе Пынееву.
2
Пынеев Константин Петрович (1868- 1922) учился в Академии художеств у В. А. Маковского.
3
Творческое наследие художника-передвижника более 200 работ.
3
Местонахождение почти половины неизвестно.
1
Около 70 работ хранит Александровский художественный музей (из них 60 — этюды).
1
Другие в Харьковском художественном музее, Русском музее, музее города Ставрополя.
1 из 2
1
Третий зал второго этажа по площади небольшой.
1 из 3
4
Предназначался для женщин.
5
Сотрудники музея заполнили его картинами,
3
причём не только дореволюционными, но и советского времени.
2
Из представленного разнообразия запомнился В. К. Маковский,
2
а также портрет А. И. Пынеевой (жены художника) 1914 г.
3
По словам экскурсовода, зеркало подлинное, принадлежало семье Первушиных. Отдельные посетители, глядя на своё отражение, загадывают желания.
3
Сбываются или нет, не скажу, зато следующий зал абсолютно точно — столовая.
7
Здесь невольно представляешь, как за длинным столом сидели дамы в кружевных платьях, о чём-то щебетали между собой и как солидные купцы разговаривали о делах, попивая чай из блюдечка.
4
Первушины выезжали на отдых в Крым.
2
Об этом рассказывают чёрно-белые фотографии.
3
Тот факт, что они в советское время не были уничтожены и не пропали, является настоящим чудом.
1 из 3
1
Краеведы и сотрудники музея проделали огромнейший труд по восстановлению интерьеров дома и облика усадьбы.
1 из 2
2
В этом плане нельзя не отметить большую парадную лестницу.
4
Украшенный мебелью и картинами дом даёт понимание о купеческом прошлом. Невольно думаешь, что у Первушиных именно так и было.
3
Понравилось! Хотел написать положительную рецензию в книгу отзывов, но её занял породистый котяра.
7
Наличие кошки в музее, считающей территорию своей личной зоной, ещё один плюс устроителям экспозиции!