Марамуреш — это место, где живут талантливые ремесленники, и где умение чувствовать дерево и создавать из него различные предметы быта, веками передавалось из поколения в поколение и превратилось в искусство.
Марамуреш — это место, где живут талантливые ремесленники, и где умение чувствовать дерево и создавать из него различные предметы быта, веками передавалось из поколения в поколение и превратилось в искусство.
На севере страны построено 100 деревянных церквей, 8 из которых вошли в культурное наследие Юнеско. У всех церквей общая архитектура.
Как правило, это большая деревянная изба, с высокой двухъярусной крышей и резным крыльцом.
Еще со времен Римской империи жители страны жили по законам ортодоксальной веры.
В 13 веке венгерские дворяне запретили в этих местах строить каменные церкви. Люди, которые жили среди дубовых и буковых лесов, и деды и отцы которых были мастерами по дереву, начали строить деревянные церкви.
Церкви строились сообща, сельскими общинами для простых человеческих нужд, исходя из возможностей общины.
У церквей и монастырских построек не было единого архитектора, каждый мастер приносил в строительство свои идеи и свои фантазии, и опыт, унаследованный у предков.
В течение нескольких столетий появился в архитектуре новый стиль строительства — марамурешский.
В деревнях стоят церкви сочетающие в себе традиции визаитийского и готического стиля, в котором главный строительный материал дерево.
Мужской монастырь в Бырсане известен еще с 14 века. В 1730 году в результате секуляризации был закрыт и долгое пребывал в запустении. В девяностых годах 20 века началось возрождение монастыря.
По обычаю, место для него определили в самой высокой точке деревни. Виды оттуда умопомрачительные.
И сразу же взялись за постройку красивых резных ворот на входе.
Рядом, есть небольшой магазинчик с сувенирами. Продавщица, сидя на стуле, вышивала детскую рубашечку.
Все лучшие элементы деревянной резьбы, которые использовались при строительстве ворот и построек, моромошане, а так зовут местных жителей, были применены здесь: солнце, дерево жизни, пояс.
Первую церковь открыли в монастыре в 1993 году.
А 30 июня 2012 году в монастыре освятили третью церковь во имя двенадцати апостолов.
На освящение новой церкви собралось 5000 человек.
Не могу представить, как такое количество народа смогло разместиться вокруг монастыря. Но я искренне восхищаюсь народом, который так трепетно относится к своей вере.
Все три монастырские церкви маленькие, рассчитанные на небольшой приход.
В марамурешских церквях, в принципе, нет такого простора, как в каменных церквях.
Построенные из дубовых балок, расположенных горизонтально, все они крыты дранкой и двойным «подолом» (крыша дублируется орнаментальной юбкой).
А над ними строгие высокие башни, уходящие готическими шпилями вверх.
До недавнего времени одна из церквей Марамуреша 57 метров была самой высокой деревянной постройкой в Европе.
Подкупает, что в этом месте можно чувствовать себя полностью раскованным.
Нет никаких предостерегающих табличек, нет старушек, которые ходят по пятам и непрерывно шикают, как в русских церквях.
Ты чувствуешь, что тебе здесь доверяют и рады. И от этого на душе с каждой минутой становится еще светлей и радостней.
Здешняя обитель поражает своей энергетикой, которая не прижимает к земле, а напротив дает чувство легкости и внутреннего освобождения. Но земного человека это место удивляет также своей нарядностью и ухоженностью.
Монастырь скорей похож на ботанический сад, в нем нет напускной строгости, он не важничает.
Терема — кельи, опирающиеся на резные колонны украшены множеством цветов.
Мы заезжали сюда с утра, шел легкий дождь, и весенние цветы с капельками росы на лепестках, были восхитительны.
Вход в летнюю церковь был открыт.
Церковь маленькая, как комната, но очень уютная, со стенами расписанными нежными фресками с пола до потолка. Первая мысль, при входе — удивление, восхищение и трепет. Потом страх, что сейчас кто -то придет, и будет отслеживать каждый твой шаг- скорей, скорей успеть все отснять на память.
Душевное место, когда ты стоишь в окружении святых, знакомых с детства, они очень близко, но не строгие и не пугают как в детстве. Помещение словно пронизано ласкающим золотистым светом, исходящим от фресок, хотя на улице было пасмурно. Трогательно, что ты здесь один и ничто не отвлекает и не мешает. Пока мы были в церкви, сюда так никто не заглянул из обители.
При монастыре есть церковная лавочка, где мы с удовольствием оставили подаяние.
Наблюдать за работой местных мастеров — огромное удовольствие. Топором они владеют артистически, с легкостью и удалью. Только ради этого, можно ехать в Бырсану.