Давным-давно, в XII веке, тамплиерам в обмен на их помощь Португалии в освобождении от мавров, была пожалована треть всех завоеванных земель к югу от реки Тежу, на которых они в 1160 году построили замок-крепость. И когда «в пятницу 13» 1307 года Великого Магистра Жака де Моле в Париже сожгли, а сам орден в Ватикане запретили, замок послужил убежищем многим опальным рыцарям.
Король Португалии очень расстроился — он рассчитывал с помощью тамплиеров продолжить реконкисту. И вместо того, чтобы, воспользовавшись случаем, отобрать у ставших «вне закона» все движимое и недвижимое имущество в пользу казны, он предоставил убежище всем, кто избежал арестов у себя на родине, а впоследствии учредил и даже зарегистрировал в Ватикане новый орден, который стали называть Орденом Христа. Но это были те же тамплиеры, только в профиль — они продолжали жить со своим же уставом и той же организационной структурой, и владеть всем имуществом тамплиеров на территории Португалии. Только вот магистр ордена больше не избирался самими рыцарями, а назначался непосредственно королем — как правило, это был сам король или его наследные принцы.
Томарские рыцари приняли активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Со своей стороны тамплиеры принесли в Португалию свои познания в мореплавании, что надолго закрепило за ней звание королевы морей. Замок Томар стал резиденций Магистра Ордена Христа. Со временем под стенами замка вырос и разросся городок Томар, а сам замок, неоднократно перестроенный, в XVI веке вместе с преобразованием ордена Христа в более церковную, чем военную структуру, трансформировался в монастырь со множеством двориков и галерей: галереями-кладбищами с могильными плитами монахов, галереями омовения, хлебной галереей, где раздавали хлеб беднякам…
Кроме познаний в мореплавании, тамплиеры принесли с собой также свои знания в зодчестве, накопленные во время военных походов — так возник стиль мануэлино — смесь готики, ренессанса, мавританского и индийского стилей, названный по имени короля Мануэла I, правившего Португалией в период ее высшего расцвета, по совместительству Магистра Ордена Христа. В архитектуре монастыря присутствуют знаки мальтийских рыцарей, золотого руна, а так же творения европейских архитекторов XVII–XVIII веков. В монастырь ведет военная дорога, вдоль которой располагаются бойницы времен крестовых походов. Поскольку арбалет был изобретен лишь в XIV веке, по форме бойниц можно определить время постройки крепости — если бойницы, расположенные в стене под углом, указывают на то, что они проектировались во времена использования луков, а вот прямые — точно для арбалетов.
Шарола
На территории монастыря находится Шарола — высокая усеченная пирамида, имеющая шестнадцать граней, представляющая собой зубчатую башню. В пирамиду вписана меньшая, 8-угольная арочная ротонда — своеобразная алтарная часть церкви, большая часть, которой была построена с использованием камня из римских руин. Украшает внутреннее пространство этой церкви большое количество позолоты, расписные фрески. Мануэль I, будучи магистром ордена, пристроил к ротонде 2-этажную церковь с великолепным нефом, ризницей и хорами, причудливым узорчатым ограждением, башенками и внутренним двориком.
Жанела
Но «изюминкой» церкви стали окна — жанела — в стиле мануэлино, проемы которых украшают водоросли, ракушки, якоря и другие морские сувениры в прославление достижений здешних рыцарей на поприще мореплавания. Легенда гласит, что в окне западной стены зашифрован план мирового господства Португалии, который составили монахи Ордена Христа и король Мануэль. За это окно в XIX веке англичане предлагали Португалии списать весь государственный долг, однако гордые наследники мистического ордена отказались.
Ученье свет, а неученых тьма!
Легенда гласит, что Великий Магистр, Жак де Молле, не умел писать, поэтому не смог подать королю прошение о своем помиловании. Во избежание повторения подобных ошибок в Португалии рыцарей ордена обучали письму, бухгалтерскому учету, истории, географии, медицине, и языкам соседних стран. На каждого человека, попадающего в орден, заводилось «дело». Сведения записывались, каталогизировались и хранились в специальном ящике, длина которого составляла 81 сантиметр. От картотеки тамплиеров произошло выражение «отложить в долгий ящик».
Посуда и защита
Шлем для рыцаря служил не только защитой, но и котелком. Поэтому печь в крепости располагала несколькими отверстиями — прародителями современных конфорок — по диаметру шлемов, чтобы прибывшие в неурочный час могли разогреть себе еду, не задействуя общий котел. И посуду мыть не надо!
У стен есть уши
В стенах крепости проделывались отверстия — слуховые розетки, в которые затем вставлялись затычки. С какой стороны вынимали, с той и подслушивали, поэтому, находясь в помещении ничего важного нельзя было произносить вслух. «У стен есть уши»!