Хочу познакомить вас с нидерландским замком Де Хаар, который был построен бароном Этьеном для увековечивания своего героического (по представлению барона) рода, и немного с историей семьи.
Хочу познакомить вас с нидерландским замком Де Хаар, который был построен бароном Этьеном для увековечивания своего героического (по представлению барона) рода, и немного с историей семьи.
Между 1892 и 1912 годами барон Этьен ван Зуйлен ван Ниевельт и баронесса Элен де Ротшильд перестроили руины средневекового замка в роскошную и внушительную загородную резиденцию. Для этого они наняли уже известного к тому времени архитектора Пьера Кайперса (он спроектировал, в том числе, Центральный вокзал Амстердама и Рейхсмузеум).
Парк площадью 17 гектаров представляет собой обширный английский пейзажный парк с извилистыми дорожками и романтическими мостиками, который идеально подходит для приятной прогулки. В парке есть розарий, Самшитовый сад, Римский сад, и главный двор. Администрация предлагает три маршрута (в приложении они есть, а скачать приложение можно по коду, у входа).
C 1900 года барон и баронесса останавливаются в замке каждый сентябрь и приглашают семью, родственников и друзей на отдых. Барон Этьен занимался организацией этого мероприятия почти профессионально, начиная с начала 20 века. Он запустил эту традицию, а его сын барон Эдмонт и его внук барон Тьерри также принимают гостей в замке-Де Хаар. Изначально повара, горничные и няни приезжали из Парижа, им помогал голландский персонал. Пять дочерей барона Тьерри по-прежнему обладают наследственным правом на «сентябрьский отдых».
Многочисленные специальные гости, которых семья Вапн Зуйлен ван Ниевельт принимают в-Де Хааре, по достоинству оценивают проведенное здесь время. Около 120 лет назад, первыми гостями стали королева Эмма и принц Хендрик. С 1950-х годов замок стал настоящей точкой притяжения для национальной и международной элиты, с такими гостями, как Аристотель Онассис, Коко Шанель, Мария Каллас, Билли Уайдлер, Ив Сен-Лоран, Роджер Мур, Бриджит Бардо…
Интерьер замка практически не изменился с тех пор, как он был заселен в 1900 году, и является одним из самых ярких произведений европейского искусства. Неоготический дизайн интерьера и мебели архитектора Пьера Кайперса необыкновенен. Кроме того, в замке много комнат в стиле дворцов Ротшильдов. Вместе с гобеленами, азиатскими предметами, керамикой, антиквариатом и редкостями, собранными бароном и баронессой, была создана уникальная коллекция, не имеющая аналогов в Нидерландах.
Дворяне в Нидерландах имели массу преимуществ: жили в огромных поместьях, не платили налоги, получали доход от земельной собственности. В 1814 году по просьбе короля Вильгельма Первого была сделана перепись тех, кто принадлежал к голландской знати. Предки некоторых семей принадлежали к рыцарскому сословию много веков назад.
Дворянский титул передавался по наследству, причем, дочери тоже его получали, но не могли передавать своим детям. Это применимо до сих пор, как ни странно. В настоящее время около 300 дворянских семей сохранилось в Нидерландах. Большинство из них уже не могут жить от доходов на землю и все платят налоги. Привилегии ограничиваются ношением титула и родового герба. За личные заслуги правительство может наградить королевскими наградами, известными как «ленточки». Это означает, что человек посвящен в рыцари, но не принадлежит к дворянству.
Еще в 13 веке семья Ван де Хаер принадлежала к так называемой «служебной знати» епископа Утрехта. Благодаря женитьбе Йосины ван де Хаер на Дирке ван Зуйлене в 1434 году замок перешел в руки семьи Ван Зуйлен. Эта семья была богатой и всегда участвовала на самом высоком уровне в управлении регионом. Когда в 17 веке Нидерланды стали Республикой, административные должности были даны только протестантам. Это стало причиной для католика Питера ван Зуйлена ван Ниевельта переехать в бельгийский Брюгге. Потомок Яна Якоба ван Зюйлена ван Ниевельта мэра Брюгге, и члена Нижней Палаты, был признан королем Вильгельмом Первым в 1816 году. Подтверждением того, что эта семья была дворянской на протяжении нескольких сотен лет, они получили лично от короля. Ян Якоб и его потомство получили титул Баронов. Внук Яна Якоба Этьен ван Зюйлен ван Ниевельт великолепно заново отстроил полуразрушенное родовое поместье-Де Хаар.
Около 1892 года барон Этьен проследил всю родословную и историю своей семьи. Он был в восторге от статуса и мужества своих предков и написал архитектору Пьеру Кайперсу: «Какие храбрые ребята были эти Ван Зуйлены!». Этьен решил превратить замок в своего рода семейный музей. Талант Кайперса сделал интерьер «читабельным», как книгу по истории. Предки были увековечены в камне, их гербы в витражах, и в красочных картинах. Этьен скопировал портрет своего деда, барона Яна Якоба, и хранил редкие семейные реликвии: портреты предков, восковые печати, старинное серебро. К счастью, не только по мужской линии. Он был в восторге, когда в склепе часовни замка было найдено кольцо 15 века, принадлежащее прабабушке Элизабет ван Зуйлен ван Ниевельт.
Немного о первом хозяине — строителе: барон Этьен учился в школе — интернате, как и почти все мальчики из знатных семей того времени. Учиться ему было скучно, он рисовал лошадей и знатных джентельменов в цилиндрах в своих школьных учебниках. Связь с семьей поддерживалась, в основном, в письмах.
В дворянских кругах женитьба веками считалась деловым соглашением. Между 13 и 19 веками, семья ван Зуйлен также проводила сознательно организованную брачную политику. Таким образом, они постоянно улучшали свое положение и увеличивали свое состояние. В их владение перешли многие замки в этом регионе.
У дедушки и отца барона Этьена, уже не было обязательств на брак, но их женитьбы были вполне традиционными. Они женились только на женщинах благородного происхождения, имевших хороший капитал.
Когда Этьен вырос, жениться уже можно было на ком угодно, но барон решил, что должен подумать о будущих сыновьях. Он перерыл все книги о дворянстве Европы, отметил галочками/, какая семья ему подходит, и записал предполагаемый достаток. Он с юношества старался быть «на виду», и общаться со знатными семьями. На одной из фотографий запечатлена сцена его встречи с немецким кайзером Вильгельмом Вторым в 1905 году. Барон гордо отпечатал множество снимков и разослал в знатные семьи.
Этьен ван Зюйлен ван Ниевельт и Элен де Ротшильд встретились на балу-маскараде в Париже. Рассказывают, что Этьен, переодетый Гераклом, произвел на нее большое впечатление. Вскоре молодая пара сообщила родителям, что хочет пожениться. Было очень много шума, так как обе семьи были категорически против этого брака. Не могло быть и речи о браке католика и еврейки. Тем более, что семья Ротшильдов, имея много денег, не являлась «старой знатью». А семья ван Зуйлен не имела большого состояния. Молодая пара не имела другого выхода, кроме как сбежать из дома и тайно обвенчаться. Это произошло 16 августа 1887 года, в Париже. Элен осталась иудейкой, но пообещала воспитывать своих детей католиками. У них родились два сына, Хелин в 1888 году и Эгмонт в 1890 году.
Примечательно, что они составили брачный договор. И Элен не зависела от подписи мужа ни в каком деловом вопросе. Это было чрезвычайно прогрессивно для того времени.
Элен выросла в огромном городском дворце, полном произведений искусства, собранных ее покойным отцом. Ее воспитывали очень строго, готовили к жизни матери и жены в семье Ротшильдов. Неудивительно, что она привлекла внимание предприимчивого «охотника за невестой». И она была достаточно мудра, чтобы позаботиться о себе. Она самостоятельно управляла своими капиталами, вкладывала значительные средства в недвижимость. И не собиралась становиться тенью мужа.
Как и у многих дворян того времени, у Этьена было время и деньги, чтобы заниматься новинками своей эпохи: водить машину, позже — летать на самолете пилотом. Он стал соучредителем Автомобильного клуба Франции и организовывал автомобильные ралли.
Барон также владел лучшими лошадьми, конюшнями и каретами. Когда он проезжал по Булонскому лесу, то собирались восхищенные зеваки. О его любви к лошадям ходили легенды, и позже вышел мультфильм про это.
Элен также легко управляла упряжкой из 4-х лошадей, и заразившись энтузиазмом Этьена, тоже водила машину. Она была одной из первых женщин — водителей и участвовала в нескольких ралли на своем автомобиле «Эскарго». (забавно, ралли на «Улитке»).
Брак был «по любви», но всю жизнь у обоих были романы вне брака. У Элен был роман с молодой поэтессой Рене Вивьен, она публиковала стихи под псевдонимом Пол Риверсдейл. А романы и пьесы она писала под именем Элен де Зюйлен де Ниевельт.
Большой зал. Замок-Де Хаар был построен для приема гостей и это лучше всего видно в большом зале, где гостей встречали и угощали напитками, где они могли отдохнуть и дождаться других гостей, или свой экипаж. Так как замок-Де Хаар, как средневековое здание, не имел коридоров, зал стал своего рода «Транспортной развязкой», в которой сходились все залы. Многочисленные украшения отсылают к истории семьи Ван Зуйлен. Архитектор Пьер Кайперс и барон Этьен активно обсуждали планы зала. К неудовольствию архитектора, у барона имелись чертежи, сделанные французским архитектором. В первоначальном строении Большой Зал был двором замка. После перестройки деревянный свод высотой 18 метров богато украсили сусальным золотом. Прихожая уникальна для Нидерландов (хотя в других частях Европы она появилась в загородных домах в 1900 году), напоминает частично готический собор или, частично, вестибюль роскошного отеля.
Архитектр Пьер Кайперс хотел, чтобы в здании повсюду было что-то, на что можно обратить внимание: исторические отсылки, сцены из легенд, лица или животные. По его мнению, это был идеал Средневековья: ни одно место не должно оставаться пустым.
Столовая.
Это была любимая комната барона Этьена, поэтому она очень нарядная и праздничная. Его сын Эгмонт и дядя Берн Тьерри с большим энтузиазмом последовали примеру Этьена в организации праздничных званых ужинов. Сюда приглашались известные личности: кинозвезды, деятели искусства, творцы моды.
Вопреки ожиданиям, в большом камине с медным дымоходом нельзя зажечь огонь. Это муляж. Дно дымохода состоит из чугунной решетки, в которой расположено воздушное отопление. Это касается всех дымоходов в замке. Иногда под ним устанавливали радиатор. У служащих, обслуживающих дымоходы, была черная ливрея. (фото 7).
Стол накрыт на 34 персоны.
Столовое серебро состоит из 700 отдельных предметов на все случаи жизни. Столовые приборы для рыбы и десертов были довольно распространены, но были также и вилки и ножи для фруктов, соусные ложки, салатницы, наборы для закусок, спаржевые вилки, кондитерские ложки, ложки для горчицы, для сахара, для компота и мороженого, столовые приборы для торта, ножи для сыра, щипцы для орехов, и даже ножницы для винограда. В посуде использовались перламутр, ажур, гравировка, позолота. И все это было разработано архитектором замка.
Удивительный экспонат — конфетный макет замка, созданный шеф-поваром Пьером Амори. Архитектурные десерты были оченнь популярны в качестве «предметов для разговора» на банкетах со времен эпохи Возрождения. Они уже были на столе в начале пира и были слишком красивы, чтобы их есть. Эмори использовал 80 кг сахара для этого замка, и изготавливал его два месяца!
Одежда персонала, прислуживающего за столом, принадлежала барону, и являлось его собственностью.
Слово «ливрея» произошло от французского «livrer» — «доставлять». За столом традиционно прислуживали в униформе и белых перчатках.
Важный элемент декора комнат — семейный герб. Как и почему сложились эти гербы? Рыцари в доспехах были неузнаваемы на турнире и в бою. Поэтому их гербы были украшены символом или эмблемой узнаваемых цветов. И было видно, за какого лорда сражается рыцарь. Так родились семейные гербы.
Семья ван Зуйлен выбрала своим символом колонну, семья Ван де Хаер — три бриллианта, семья де Ротшильд — руку с пятью стрелами. Супружеская пара хозяев замка объединила гербы обеих семей в герб альянса.
Важной частью фамильного герба является щит. Часто добавляются такие украшения, как короны, щитоносцы, ленты с девизом семьи.
Семейные гербы, а также монограммы, стали символом престижа, который использовался по желанию хозяев. Письма и важные дела подписывались печатью герба красным лаком. И столовая посуда, и серебро, и канцелярские принадлежности снабжались гербом вплоть до пуговицах на мундирах и униформе.
Библиотека. В то время как другие части замка все еще лежали в руинах, этот зал первый начал использоваться после реставрации. Поэтому именно здесь барон Этьен ван Зуйлен организовал банкет для самых важных гостей — мэра, священника и членов семьи. Не только мебель и еду несли мимо строительных лесов, но и гости проходили через них. Собственно, скорее это получился кабинет или читальный зал, книжный шкаф всего один. Важное сокровище библиотеки было первое издание знаменитой энциклопедии Дидро и Даламбера 18 века, состоящее из 24 частей (к сожалению, оно не доступно, так как продано с аукциона Кристис 13.10.1998., после того, как барон Тьерри ван Зуйлен решил начать срочную реставрацию замка. В тог время продажа принесла 50000 гульденов). Панели из дерева и витражи создают в библиотеке созерцательную атмосферу. На камине можно увидеть гербы 19 поколений семьи ван Зуйлен ван Ниевельт. На потолочных балках написаны названия мест, где семья когда-то владела недвижимостью. Именно в библиотеки проходит большинство свадеб заказчиков, что на протяжении демятилетий приносит доход для поддержания замка.
Как и многие другие комнаты замка, обстановка в библиотеке также свидетельствует о большой страти ее владельцев к коллекционированию. Этьен и Элен не знали материальных границ: будь то восточное или западное искусство, средневековье или рококо, будь то дерево или серебро, или фарфор — они покупали все, что им понравилось.
Всадники из глазированной керамики, расставленные по кабинету, родом из Китая. Рядом с ними драконы, что символизирует мир и счастье. Когда и где были куплены эти фигурки, неизвестно. В свадебное путешествие Этьена и Элен входили Китай, Япония, Индонезия, большая часть Востока и Дальнего Востока, США.
Три из четырех стен в библиотеке обшиты деревянными панелями в виде так называемых «буквенных панелей». Профили представляют собой стандартизированное изображение сложенных вдвое и снова развернутых пергаментов. Каждый узор имеет четкую вертикальную линию.
Телефонная комната в квадратной башне над подъемным мостом соединена с библиотекой. Здесь можно было уединиться для конфидициального разговора или телефонного звонка. Телефонная связь в замке присутствует с 1904года, всего после 23 лет после того, как в Амстердаме была установлена первая голландская телефонная станция. В 1901 году была проведена домашняя система для внутренних звонков и для вызова персонала из любого места.
В Рыцарском зале у архитектора есть возможность отсылки к Средневековому рыцарству и мифическим предкам и преданиям. Оригинальные люстры из кованого железа и латуни с тремя конными рыцарями в трех рахных доспехах похожи на люстры во французском замке Пьерфон (его реставрировал в 1857 году Эжен Виолле-ле-Дюк, большой поклонник Средневековья). Архитектор-Де Хаара тоже любил обращение к Средним Векам. В Рыцарском Зале было принято музицировать после обеда, как было принято в высших кругах. В этом помещении много предметов искусства, связанных с музыкой. Например, резьба по дереву 15 века изображает Святую Цецилию и музицирующих ангелов (Германия), картина 17 века изображает молодую даму с лютней (Испания). Здесь присутствует как настоящее оружие, выставленное в двух отсеках на стенах, и герольдические экземпляры.
Своей мрачностью Рыцарский зал обязан темному настенному покрытию. Первоначально зеленая бархатная обложка гостевой книги стала почти черной. Гостей здесь встречали выпивкой и закусками, когда они прибывали в замок.
Барон Этьен зачастую принимал гостей в парадном платье тысячелетнего Мальтийского ордена. Этьен стал рыцарем «чести и преданности францкзского командования» 18 января 1908 года. Это было очень престижно. Для того, чтобы вступить в организацию, надо было иметь католических благородных предков, во многих поколениях. Став членом Ордена, Этьен прошел символический путь предка — Варнальда ван Зуйлена, погибшего в Крестовом походе в 1147 году под Эдессой, и тотправился в паломническое путешествие в Иерусалим в 1905 году.
Круглая комната за Рыцарским Залом находится в голубой башне, самой маленькой из трех круглых башен замка де Хаар. Здесь после обеда играли в карты или в шахматы. Это было единственное помещение, где разрешалось курить сигары, хотя нет уверенности, что это правило, действительно, соблюдалось. Гостям предоставлялись сигары ручной работы, за сентябрьский прием уходило до 4000 штук.
Бальный зал. Балы и праздники были частью общественной жизни в замке-Де Хаар. Ведь хозяева познакомились на балу и этот зал был напоминанием об их встрече.
Самое необходимое в Бальном Зале — живая музыка. Оркестр сидел за каменной перегородкойгалереи Менестрель, куда можно было попасть по скрытой винтовой лестнице. Фризы из известняка разных эпох, от античности до 18 века, украшены музицирующими и танцующими фигурами. На гобелене слева изображены «Сотворение Мира» и «Падение в Раю Адама и Евы».
Некоторые предметы, выставленные в зале, были привезены Этьеном и Элен из своих путешествий. Японские носилки — уникальный экземпляр, один из двух мире (второй находится в музее Бостона). Маленькая карета 19 века была роскошной игрушкой для детей. Внутри она обтянута шелком, снаружи расписана ангелами и лакирована. Ее тянули две козы. Санки тоже предназначались для детей, под сиденьем была установлена грелка с раскаленными углями. Санки были сделаны в Нидерландах.
Одна из стен зала состоит из большой каменной плиты, украшенной скульптурой. Слева находится Замок Любви, высеченный из известняка Бернардом ван Биннебеке. Это символ любви Этьена и Элен. На плите изображен рыцарь, который хочет похитить принцессу. Маленькая женщина наблюдает за ними из окна на крыше — это символическое напоминание о том, что семьи Элен и Этьена не были в восторге от их союза.
Портреты Якоба ван Бейерена и Франка ван Борселе. Копия с оригинала 15 века. Оригинальные работы из Государственного музея были скопированы по заказу барона Этьена. Дед Франка ван Борселе женился на представительнице рода Ван Зуйлен в 1368 году, отсюда и столбы на его фамильном гербе. Это дало барону хорошее представление о влиятельных и великих людях из истории рода, с которыми у них были семейные отношения.
Каминный экран создан из позолоченного кованого железа и текстиля в 1843 году. Он украшен оружием альянса Ван Зуйлен Ван Ниевельт и Визарта де Бокарме. Графиня Жюли Визар де Бокарме (1823 — 1862) была матерью барона Этьена. Ему было всего два года, когда она умерла.
Баннер на кованом железе из льна и шерсти, 1800 года. Герб альянса Ван Локхорст с неизвестной семьей. Он восходит к семье матери Этьена, принадлежал баронессе Леонтине ван Локхорст (1830 — 1906).
На этом представителькие помещения замка заканчиваются, о жилых я расскажу во второй части. Конечно, этот замок новодел. И, конечно, барон был «помешан» на своем роде и положении. Но, замок очень интересный, и можно сказать, что даже если женитьба была «по расчету», то деньги Ротшильдов не утекли понапрасну.
Часы работы:
воскресенье и понедельник с 10.00. до 17.00., в остальные дни с 11.00. до 17.00.
Стоимость билета:
взрослый 19 евро.
Адрес:
Kasteellaan 1
3455 RR Haarzuilens
+31306778515