Когда мы говорим Голландия, то сразу представляем известные всему миру символы мельницы, тюльпаны и сыр. В наших планах пятидневного путешествия по Нидерландам напротив маршрутов посещения объектов «мельницы» и «тюльпаны» уже стояли плюсики, а еще и Амстердам, и парк миниатюр в Гааге. На очереди был «СЫР». Ещё со времён войны за независимость от Испанской Короны (1572–1648) голландцы носят прозвище «Сырные Головы», ибо во время восстаний против испанцев крестьяне вместо шлемов привязывали к голове головки Эдама и Гауды. Вот такой символ!
А в годы моего детства сырные полки продуктовых магазинов были заполнены, разве что, пирамидами из упаковок плавленных сырков, а уж если в продажу «выбрасывали» сыр, то непременно голландский. Удивительным оказалось то, что в России сыр под названием «Голландский» был, а вот в Голландии…???
Поэтому четверг 12 апреля мы отправились на поиски «голландского» сыра (в настоящее время, говорят, что этот день -пятница. Отправляясь на экскурсию — уточняйте). Наш путь лежал в небольшой городок Алкмаар. Он расположен недалеко от Амстердама, где-то около 40 км. и носит неофициальное название «Сырной столицы» Двадцать два раза в году, один раз в неделю с апреля по сентябрь, на Весовой площади проходит традиционная трехчасовая сырная ярмарка. Как и в прошлые поездки по достопримечательностям воспользовались автобусным транспортом (билеты одного дня можно покупать не только на автостанции, но и в городских туристических центрах — а путешествовать можно не в группе, а как тебе угодно).
Нашей ошибкой было то, что мы подъехали к открытию. Умные и продвинутые люди приехали раньше и площадь Waagplein перед церковью 14 века, где проходил традиционный спектакль торговли сыром, уже была в плотном кольце народа. Играл оркестр. Слышна была речь ведущего и смех толпы. В просветах среди тел, я пыталась разглядеть, что происходит на площади. Я подпрыгивала, вставала на высокие бордюры, но удобные места для обзора все были заняты. Я поднимала высоко над головой фотоаппарат, а потом разглядывала картинку на экране, от этого еще больше хотелось посмотреть, что же происходит на площади.
А спектакль продолжался без меня. Нет, уж! Вот именно «УЖ». И я на четвереньках ужом пролезла между ног зрителей на первую линию. Не судите, да не судимы будете, я уже освобождена от ответственности за этот наглый поступок за сроком давности. Наградой за бесцеремонность было то, что я сполна насладилась зрелищем, неизменным еще со средневековья и сделала кучу фотографий. Ведущая комментировала, я ни слова не понимала, но само действие завораживало. Конечно, первое это сыр, будто сотни солнечных дисков «осветили» площадь. Второе, покупатели сыра — это джентльмены в белых халатах. Их задача — проверить качество сыра и сбить цену и проверить его на весах. В третьих, носильщики — красавцы мужчины в белых одеждах и в соломенной шляпе с лентой, разного цвета — знак обслуживания специального вида сыра. На рынке я заметила Edam, Gouda и Beemster. «Голландского» сыра почему-то не было.
Примечание. Производитель (голландская компания CONO) является поставщиком Королевского двора Нидерландов, а сыр Beemster является обладателем множества наград:
2-кратный победитель Сырного чемпионата мира (Висконсин, 2014),
3 — кратный победитель Мирового Сырного конкурса (Бирмингем, 2013),
Высшая награда по вкусу (Брюссель, 2013) и т. д. и т. п. :)))
Носильщики доставляли на взвешивание и покупателям сырные головы на деревянных коромысло-образных носилках. Доставка — это синхронный бег носильщиков — нога в ногу, при этом носилки раскачивались в такт их бега и это очень красиво и весело.
Носильщики, продавцы, контролёры и разносчики все одеты в специальную традиционную одежду. Создавалась ощущение, что ты на постановке какого-то художественного шоу. Но на самом деле это были настоящие торги с реальными продавцами и покупателями. Кроме оптовых продаж, можно было любому человеку из толпы приобрести сыр. Девушки-помощницы охотно приносили в красивых пакетах сколько угодно головок сыра.
Площадь постепенно освобождалась от сырных голов. Носильщики уже не просто бегали — летали. Контролеры взвешивали покупки на старинных весах в удивительно красивом и расписном здании Весовой палаты. Торжественная и грандиозная часовня в настоящее время используется, как Музей сыра. А покупатели меж тем уезжали, уплывали и увозили на телегах сыр, сыр, сыр. Невероятное количество сыра. В наши дни среднестатистический житель Нидерландов ежегодно употребляет около 17 кг сыра, а продукты голландских сырных фабрик продаются по всему миру.
Солнечный теплый, неожиданно и в противоречие прогнозу синоптиков, выдался этот день. Погода способствовала неспешной прогулке по старинному городу, окруженному водой (смысл названия). И он его оправдывал. А дегустация сыра в дополнении с бокалом вина или кружкой пива в многочисленных магазинчиках и кафе усиливало положительные эмоции и восхитительное настроение. Отключались мои собственные «барьеры» — не люблю фотографироваться, а после «загрузки» в организм вкусного «голландского» символа, отшлифованного пенным напитком, ВСЁ — барьеры пали: на памятных фотографиях (не размещаю по совету Туристер: «Ограничьте количество снимков со своим участием необходимым минимумом») я на фоне готических архитектурных построек, я в различных музеях и я на фоне многих других достопримечательностей, осталась с широко улыбающимся круглым лицом, сияющим, словно «голландский» сыр. Вот и нашелся! Голландский сыр — был, голландский сыр — есть и мы не можем его не есть!