Эти два острова в Бока-Которской бухте — настоящие жемчужины Черногории.
Эти два острова в Бока-Которской бухте — настоящие жемчужины Черногории.
Непревзойденные. Несравненные жемчужины.
Но каждый остров — со своей судьбой и со своей легендой. Как говорится, хотите верьте, хотите — нет. Но легенды есть легенды, с ними уже не поспоришь…за давностью лет…
Да и не просто так эти легенды людьми слагались и передавались из поколения в поколение, чтобы не забылось.
На одном острове расположена православная церковь Госпа од Шкрпела.
Переводы «Божья Матерь на Скале» или «Дева Марии на Утесе» мне почему-то не очень нравятся. Больше нравится перевод-название — остров и Церковь Богородицы на Рифе.
Думаю, не было на этом месте в те времена никакой скалы или утеса, разве что небольшой кусочек рифовых образований слегка возвышался над уровнем моря, где опять-таки, по людской легенде, подтвержденной, однако, историками с точной датой — 22 июля 1452 года (интересно, откуда такая точность, это ведь легенда, нет?), прямо там, на рифе, братья — моряки Мортешичи, жители Пераста, нашли чудотворную икону Богородицы, излечившую одного из них от болезни и спасшую их от верной гибели.
Наверное, икона их сначала спасла от гибели (может быть, штормило? или пираты?), а потом излечила? Интересно, где хранили братья найденную икону?
Икона была очень почитаема, ей приписывали немало чудес… В течение последующих двух веков, жители Пераста, напротив которого расположен остров, своими руками «досоздали», «достроили» целый остров поверх этого небольшого рифа, выполняя древнюю клятву.
Они затапливали свои старые и пиратские корабли, привозили камни и, согласно традиции, сбрасывали в воду вокруг рифа. По (негласному) закону все проходящие мимо суда должны были кидать здесь камни, чтобы создать достаточное количество суши для постройки на ней церкви.
Вот бы занырнуть под остров и увидеть останки затопленных пиратских кораблей…«У нее бурная фантазия» — подумаете вы про меня. Нет, она у меня буйная:) Просто прочитала про здешние глубины — они достигают 40–60 метров. Это ж сколько надо было кораблей затопить и камней набросать, чтобы остров «вырисовался».
Хорошо, что данный обычай бросать камни сохранился и по сей день. Раз в год, 22 июля, когда солнце садится за горизонт, местные жители подплывают к острову на лодках и бросают в пучину моря камни, тем самым расширяя основание острова. Но это уже скорее своеобразная традиция, дань легенде, дань памяти…
В том же году, когда была найдена икона Мадонны с младенцем, на острове построили небольшую православную часовню. А настоящую католическую церковь Богородицы на Рифе построили уже в 1630 году венецианцы, этим же именем назвали и весь остров. Однако в 1667 году во время великого землетрясения 6 апреля, церковь сильно пострадала. Ее реконструировали (1722 год), проект возглавил Элиас Катисис, под его руководством церковную постройку увеличили, увенчали куполом, а также пристроили к ней колокольню.
Внутри храма — барочные картины художника 17-го века Трипо Коколя, уроженца Котора и потом жителя Пераста. Десять лет он трудился над оформлением церкви! В 1796 году здесь же установили алтарь из мрамора, над созданием которого работал генуэзский скульптор Капелано Антонио, на него установили икону Мадонны, исполненную на кедровой доске которским художником Ловро Добричевичем в 1452 году, которая располагается в центре алтаря. Как признался нам потом гид (когда мы уже уехали с острова!), если обойти этот алтарь (там за ним есть узенький проход), то можно где-то примерно в середине алтаря нащупать углубление в стене. Это и есть тот самый риф с углублением, где была найдена икона. Говорят, нужно положить руку на камень и загадать желание. Оно обязательно сбудется. Почему гид нам не сказал об этом раньше когда мы были в церкви? Чтобы не было кучи желающих это сделать и не создавалась безумная туристическая давка?
Церковь Богородицы на Рифе славится еще и своей знаменитой иконой — гобеленом, которую 25 лет вышивала Яцинта Куник-Миевич (или Ясинта Куник-Майджовиц???), ожидая своего возлюбленного, что отправился в длительное и опасное путешествие. Яцинта плела гобелен с помощью золотых и серебряных нитей, а также из своих волос. Постепенно теряла зрение от тонкой работы, к окончанию своего труда женщина практически ослепла. Эту икону неоднократно пытались забрать в исторический музей Подгорицы, нынешней столицы Черногории, мотивируя самыми разными причинами, но местные жители делают все, чтобы оставить ее именно здесь, как и хотел автор этого произведения любви и верности. И вот тут со мной случилась мистика. Два раза мы были на острове и оба раза фотографии иконы-гобелена у меня не получились — полностью засвечены! Не надо ее фотографировать. Надо молча стоять перед ней и проникаться…размышлять…сопереживать…удивляться…восхищаться…Поэтому фото — из интернета (кликните на фото, оно преобразится).
Вот такова история и судьба острова Богородицы на Рифе.
А рядом с островом Богородицы на Рифе — еще один остров с уникальной судьбой.
Вот смотрела я на него, очень пристально и изучающе, пока были на острове Богородицы. Ну может быть, метров сто разделяет эти острова.
Ни разу на этом острове, который носит имя Святого Георгия, не было видно НИКОГО. Ну просто никаких признаков жизни. На нем находится закрытый монастырь, попасть в который не могут даже местные жители. А есть ли там еще живущие? Если да, чем они живут, чем дышат, что выращивают, кроме шикарных кипарисов, кто и как привозит им продукты, как к ним проведена вода?
Остров, покрытый тайной… «Остров мертвых». Жители Пераста издавна хоронили своих мертвых на острове Святого Георгия, рядом с аббатством.
Впервые остров Святого Георгия упомянут в документах XII века. Но тщательное изучение архитектуры и росписи некоторых уцелевших фрагментов зданий позволяют историкам утверждать, что аббатство было построено здесь тремя веками ранее. Дойти до наших дней в первозданном виде аббатству не удалось, его повреждали то разрушительные землетрясения, то беспощадные пожары, которые устраивали пираты, и полностью он был уничтожен землетрясением 6 апреля 1667 года, не подлежал восстановлению, поэтому на его месте была выстроена простая церковь.
Сегодня она выполняет также функции галереи: в ней хранятся картины известного которского художника XV века Ловро Добричевича. А еще с этим местом связана красивая легенда о черногорских Ромео и Джульетте. Об обыкновенном французском солдате из гарнизона на острове Святого Георгия и прекрасной черногорской девушке из Пераста.
В те времена на короткий срок (примерно с 1810 по 1813 год) в Бока-Которской закрепились французы, они потеснили монахов бенедиктинского аббатства Святого Георгия и построили на острове военный гарнизон. В гарнизоне простым солдатом служил юноша Анте Слович (был родом из Далмации). А в городке Пераст напротив острова жила девушка Катарина (Катица) Кафич. Они любили друг друга… Но случилось непоправимое: черногорцы подняли восстание против французской армии и командующий гарнизоном, чтобы припугнуть непокорных, отдал приказ выстрелить из пушки по Перасту. Анте произвел один единственный выстрел. Или отказался стрелять и сидел в карцере. История об этом умалчивает. Но выстрелом был разрушен один единственный дом. И именно в этом доме жила его возлюбленная Катарина, которая погибла на месте. Когда юную Катарину привезли на кладбище острова Святого Георгия (где хоронили жителей Пераста), Анте обезумел от горя, сорвал с себя военную форму, проклял войну, и принял постриг в монахи, став святым отцом Фране.
Шли годы. Французы ушли из Боко-Которского залива, остров опустел, и только Анте оставался у могилы любимой, и каждую ночь зажигал свечи в память о ней. Однажды безлунной ночью свечи не зажглись. Жители Пераста отправились проверить, что случилось с монахом, и нашли его мертвым на могиле Катарины. С тех пор Анте и Катарину называют «Ромео и Джульетта Бока-Которского залива».
Говорят, что в тот день несколько юношей выразило желание постричься в монахи. Так был восстановлен монастырь на острове Святого Георгия, который стоит до сих пор.
Вот такая грустная история окутывает легендой остров Святого Георгия. Остров, который несмотря на пышные кипарисы, вызвал у меня гнетущее чувство, которое не поддается объяснению.
Наверное, самый загадочный и таинственный монастырь Черногории…Стоит ли еще там та злополучная пушка, которая стреляла по дому Катарины и есть ли две могилы Анте и Катарины?
А Бока-Которская бухта живет своей нынешней жизнью, невольно храня тайны и легенды давних времен…