Круизный порт Котора — один из крупнейших и самый красивый в Черногории, представляет собой пирс и пристань, расположенные примерно в 100 метрах от Старого города.
Круизный порт Котора — один из крупнейших и самый красивый в Черногории, представляет собой пирс и пристань, расположенные примерно в 100 метрах от Старого города.
Расположение порта в живописной Боко-Которской бухте позволяет заходить сюда большим круизным лайнерам из Италии и Хорватии, которые регулярно прибывают сюда с мая по ноябрь.
Каждый лайнер доставляет по 2–3 тысячи туристов. Есть только один, но очень неприятный момент, причал в Которе способен принять только одно судно длиной до 300 метров,
остальные корабли встают на рейд в заливе,
а пассажиров доставляют к берегу тендерными катерами.
Время трансфера от 5 до 20 минут. К сожалению нашёл цифры по порту лишь за 2018 год, когда Котор посетило 411 лайнеров и 492 475 пассажиров. Солидная цифра.
Проходят века, а порт так и остаётся небольшим, некуда ему расширяться.
В порту есть яхтенная марина, где могут разместиться 30 судов длиной до 30 метров. Марина принимает суда круглый год.
Рядом с портом есть стоянки для маломерных судов с обеих сторон.
Когда появился сам порт — сведений не нашёл.
А вот свой флот у Котора появился в далёком 809 году.
26 июня 1463 года был принят древнейший сохранившийся Устав.
Которский флот (цеховая организация) способствовал развитию мореплавания, оказывал экономическую и социальную помощь членам общества, семьям погибших или недееспособных моряков.
Важнейшим органом организационной структуры являлась Скупщина, на которой решения принимались тайным голосованием и в присутствие 25 делегатов. Во главе скупщины стоял гасталд (управитель), избиравшийся на один год. Деятельность адмирала флота была связана с оборонной функцией Котора во времена господства Венецианской Республики (1420 -1797 г.г.). Заслуги которских адмиралов велики не только в защите прибрежных территорий, но и в ведении морских сражений с Венецией. В середине XVI в. должности гасталда и адмирала объединяются в одну. В эпоху господства Венецианской Республики Которский флот сумел сохранить свои привилегии, которые заключались в том, что во время праздника, посвященного Святому Трипуну, в течение трех дней Которский флот управлял городом. Венецианский князь передавал хозяевам символы власти: саблю, посох и ключи от городских ворот.
В дни трипунданских торжеств Которский флот имел право написать прошение о помиловании осужденных.
29 июня 1811 года флот прекратил свою деятельность. Был возрождён в 1833 году, но в 1848 года снова распущен.
В 1859 г. было одобрено возрождение Которского флота, который стал мемориальной организацией, задачей которой являлось сохранение морских традиций. Тогда же Которский флот был переименован в Бокельский.
Во время Второй Мировой войны флот вновь находился под запретом.
Только в 1964 году Бокельскому флоту удалось возродить прежние функции.
Ежегодно 26 июня в День Бокельского флота проводится традиционная церемония: обход города, рапорт адмиралу, вручение председателем общины ключей от городских ворот, «Коло» Бокельского флота, возвращение ключей.
В сокращенной форме обряд совершается в День Святого Трипуна (начало февраля) и в День общины Котор (21 ноября). Святой Трифон (Святой Трипун на местном наречии) — один из самых почитаемых в Черногории святых. Он считается защитником и покровителем Котора, охраняет его жителей от всех бед и несчастий. Святой Трипун является также покровителем Бокельского флота. Согласно преданию, именно мореплаватели Боки Которской привезли в 809 году его мощи из Константинополя.