Если с одной стороны казино Авала находится остатки римского некрополя, то вдоль другой стороны, вдоль берега моря вьется тропинка между скал, ведущая к пляжу Могрен.
Если с одной стороны казино Авала находится остатки римского некрополя, то вдоль другой стороны, вдоль берега моря вьется тропинка между скал, ведущая к пляжу Могрен.
Море вдоль узкой дорожки усыпано огромными и зубастыми камнями.
Пока проход вдоль моря прячется под навесами, то можно увидеть небольшой развал с картинами,
среди них изображение скульптуры,
которую мы увидим буквально через несколько шагов.
Как только не величают скульптуру: «Танцовщица из Будвы», «Гимнастка из Будвы». На некоторых сайтах именуется «Балерина из Будвы», хотя на девушке отсутствует женский балетный костюм, именуемый просто «пачка». Не зря остряки-самоучки из числа туристов называют скульптуру «Девушка, потерявшая купальник». Эта трактовка очень близка к правде, ведь одежды на девушке явно не наблюдается.
Возле скульптуры часто толпятся люди, фотографируя своих друзей и знакомых, особенно любят размещать на скульптуре детей.
Буквально через день, на экскурсии в Боснии русский гид Людмила, давно уже переехавшая на постоянное место жительства из России в Будву, призывала не фотографироваться у скульптуры, мол с ней связаны трагическая история и счастья это фотографирующимся не принесёт. Как часто водится возле интересных достопримечательностей, в том числе и скульптур, складываются различные истории о создателях и моделях, давших облик той или иной достопримечательности. При этом в создание легенд и различных историй участвую все: местные власти для привлечения интереса, гиды — для повышения значимости своих рассказов и просто туристы — шутки ради.
Доподлинно известно, что появилась скульптура на скалистых берегах Будвы в далёком 1965 году.
Создателем скульптуры был югославский скульптор из Белграда Градимир Алексич. В момент появления скульптуры в Будве ему было 42 года (дата рождения — 6 декабря 1922 года).
Одни утверждают, что будванская балерина была возлюбленной скульптора. Во время прогулки вдоль берега моря она поскользнулась и погибла. Безутешный скульптор изваял скульптуру как память о своей любви.
Да нет, говорят другие. Когда-то в детстве Градимир услышал красивую, но трагичную легенду о моряке и танцовщице. Когда юноша ушёл в море, то девушка приходила на берег моря и каждый вечер танцевала, считая, что этим помогает своему возлюбленному в дальних странствиях. Но моряк не вернулся.
Третьи уверены, что скульптура посвящена девушке, которая купалась в море со своим молодым человеком. На них напала белая акула и молодой человек погиб, а девушка спаслась. Ситуация в этом случае напоминает сцену из «Неоконченной повести» Алексея Николаевича Апухтина (1840 — 1893):
«Базиль, я к тебе с просьбой. Марья Захаровна рекомендовала мне на службу очень милого молодого человека, князя Буйского. Нельзя ли ему дать место? Граф послал за Горичем, который сказал, что в настоящую минуту места нет, но что этого Буйского он будет иметь в виду.
— Ну, а это место, которое вы прежде занимали… секретаря важных дел… оно еще свободно? — спросила графиня.
— Граф велел уже назначить на это место чиновника канцелярии, Сергеева…
— Какого это Сергеева? — воскликнула графиня. — Уж не того ли, который в прошлом году был замешан в это грязное дело? Он украл какую-то шубу, или что-то в этом роде…
— Вы ошибаетесь, графиня; Сергеев ничего не украл, а напротив того: у него украли шубу.
— Ну, это совершенно все равно, он ли украл или у него украли… Главное то, что он был замешан в гадком деле, , а потому очень странно назначать его на такое видное место…"
Вот как описывается ситуация с гибелью молодого человека от акулы в Будве в 1955 году. С тех пор в Будве подобных случаев не было.
«Единственный известный случай, когда в результате нападения акулы погиб человек, произошел на черногорском побережье 13 июля 1955 года. Три молодых человека поплыли на деревянной лодке от Яза в сторону Будвы, где проводили лето вместе с другими студентами. В заливе на самом краю правого берега Могрен, прямо рядом с огромным валуном, который и сегодня является популярным местом среди любителей позагорать, ребята решили остановиться и искупаться. Первым в воду прыгнул 21-летний студент электротехнического факультета из Чачка — Стеван Стевица Томашевич. Акула практически сразу напала на него. Ее атака была смертельной — акула перегрызла тело Стевана пополам. По словам местных рыбаков, на Томашевича напала большая белая акула, которую тогда заметили и служащие ВМФ, позже безуспешно пытавшиеся ее поймать. Предположительно, длина хищника достигала 6,5 метров.
Старожилы Будвы вспоминают, что в черногорские воды она заплыла скорее всего вслед за одним американским кораблем, а к берегу подплыла, заинтересовавшись трупом осла, которого кто-то сбросил недалеко от края пляжа Могрен, где потом и произошло нападение на человека.
Спустя пару дней после трагедии семья и друзья погибшего молодого человека на лодках доплыли до места несчастного случая, чтобы проститься со Стеваном — бросили цветы и венки в воду. Во время прыжка навстречу смерти Стеван был одет в футболку клуба гребли на каное из Чачка с номером 137 на спине, который стал пророческим, ведь именно 13.07 молодой человек погиб. Спустя месяц после трагедии на верху валуна, который возвышается на краю пляжа Могрен, семья погибшего поставила памятную доску. Она и сегодня находится на том же месте, правда, если раньше надпись на табличке можно было прочитать лишь с биноклем, то сегодня она совсем исчезла под налетом. На табличке написано следующее: «В заливе из-за этого валуна, купаясь в компании друзей, 13.VII.1955 года лишился жизни Стеван — Стевица Томашевич, студент электротехнического факультета из Чачка. В свои 22 года он стал жертвой морского чудовища. Безутешная семья и друзья»… Практически во всех версиях этого несчастного случая молодой человек считался жертвой большой белой акулы. Это, возможно самый смертельный для людей вид акулы, редко заплывает в Адриатическое море, и еще реже подплывает к берегу. В черногорских водах по официальной версии такая акула была поймана лишь однажды. Это произошло 16 лет назад, когда в открытом море известный будванский рыбак Илия Рафаилович поймал небольшого акуленка."
Пост про акул был написан в 2018 году, следовательно акулёнка поймали в 2002 году.
Первые две версии также результат людской фантазии. Дело в том, что моделью для скульптуры была реальная девушка Ольга Каливода. В 1962 году она отдыхала вместе с родителями на хорватском курорте Макарска (хорв. Makarska) — столице Макарской ривьеры. Было девушке 14 лет, жила она сербском городе Нови-Сад, где занималась бегом на короткие дистанции в атлетическом клубе «Воеводина». Больших результатов не достигла, в барьерном беге на дистанциях 80 метров заняла 5 место на чемпионате Югославии. Градимир Алексич попросил разрешения у родителей сфотографировать Ольгу в купальнике, после некоторого раздумья такое разрешение получил.
Дальнейшая судьба фотографии,
на основе которой была создана скульптура, описана Александрой, которая 7 лет назад переехала в Будву с Украины:
«Еще во время пребывания в Макарске, скульптор сделал первые наброски будущей „будванской балерины“. Вернувшись домой, Ольга по почте получила те самые фотографии, а вот набросков скульптуры Алексича никогда не видела.
Ольга Каливода вспоминает: — Мне кажется, он искал идеальные пропорции для своей скульптуры, лицо ему было неважно. Кроме моей фигуры, в будванке можно узнать челку, которую я тогда носила, было модно. После того отдыха в Хорватии я не виделась с Градимиром, даже забыла как он выглядит внешне, помню, что был молодой. Когда училась в Белграде, он предложил мне заглянуть в ателье, но я не пошла и не следила за его творчеством. Потом прочитала в газете, что он каждый год ездит в Будву любоваться своим творением. Сначала статуя танцовщицы была выставлена в Пионерском парке в Белграде. Она сразу стала привлекать внимание иностранных туристов. Об этом говорит статья в „Вечерних новостях“, журналист рассуждает на тему: „Почему эта статуя имеет такой интерес?“ Скорее потому что она имеет реалистичные формы, а не как было модно в советские времена делать скульптуры абстрактных, грубых форм… Там же было написано, что такая же скульптура стоит у отеля в Иванграде (Беране сегодня)».
В 1965 году скульптура переехала в Будву, но скульптором были созданы еще несколько подобных скульптур, которые находятся в Сербии. Бытует еще одна легенда. Мол Ольга Каливода частенько наведывалась в Будву, отдохнуть и взглянуть на себя в молодости. Но со скульптором она не встречалась и в море возле Будвы не погибала. Если посмотреть на скульптуру поближе, то она вся истёрта.
Это всё из той же оперы — потрите что-нибудь или просто постойте возле скульптуры — будет Вам счастье.
Много таких необходимых для потирания скульптурами я встречал. в Москве — это метро «Площадь революции», здесь трут практически все скульптуры.
Наблюдал, как люди, выходя из вагона метро, на автомате поднимали руку, задевали за скульптуру и шли дальше.
Далее в Москве, памятник Никулину.
Считается, что если потереть нос бронзовому Юрию Никулину и наступить на его ботинок, то наступившему — потёршему будет сопутствовать удача.
Парк Айвазовского в Партените в Крыму, скульптура Пигмалиона и Галатеи.
Если потереть пятку Пигмалиона, то будет Вам счастье. Про объём и качество счастья проповедники приметы умалчивают.
Саратовская область, город Вольск, памятник Сапожникову в городском парке.
Некоторые трут нос, полы сюртука или сапог, мол денег больше будет. Те уже блестеть стали от чрезмерного поглаживания. Другие утверждают, что если кто посидит с Петром Семеновичем на лавочке и загадает желание, у того оно обязательно сбудется.
Германия, Кёльн, скульптура Шеля и Тюннеса.
Если схватить Тюннеса за нос, то это должно принести удачу. Но помимо носа изрядно потёрты носки ботинок у обоих, это последствие того, что какой-то шутник, не ограничиваясь носом, предложил посетителям делать акробатический этюд: стоя одной ногой на ботинке Тюнесса, а другой на ботинке Шеля, при этом держаться за нос Тюннеса. Вот мол только тогда будет Вам счастье.
Я сам как-то баловался вместе с другими туристами в Элисте. Когда в Элисте туристы сфотографировались возле памятника Остапу Бендеру, то в чью-то мудрую голову пришла идея придумать примету для памятника. Нос отвергли после некоторого обсуждения, мол слишком много памятников разным реальным персонажам приходится нос тереть. На ура прошло моё предложение — надо подержаться за шахматного коня и будет тогда счастье!
Идея понравилась. Так, что если Вам будут рассказывать про коня в Элисте, знайте, что придумал сие безобразие Ваш собрат по перу и путешествиям.
А помимо скульптур можно повстречать на скалах возле Будвы вот такие живые картинки.
Примечания:
1).Цитата из Апухтина взята: https://www.livelib.ru/work/1001045094/quotes-neokonchennaya-povest-apuhtin-aleksej-nikolaevich
2). Информация об акулах: https://openmonte.com/community_item/life/2077.html
3). Информация об Ольге Каливоде: http://sasha0404.me/statuya-v-budve-gimnastke-ili-balerine-istoriya-i-kak-nayti/