Убедился лично, что когда ходишь по Старому городу в Будве, то надо смотреть не только по сторонам, где к тебе вплотную прижимаются стены зданий, но и вверх.
Убедился лично, что когда ходишь по Старому городу в Будве, то надо смотреть не только по сторонам, где к тебе вплотную прижимаются стены зданий, но и вверх.
Так как я люблю читать различные таблички, то не поленился подняться на второй этаж по каменным иззубренным временем ступеням, чтобы увидеть закрытую (на фотографии она уже открытая) дверь.
Оказалось, что передо мною Галерея современного искусства «Джово Иванович». Галерея была создана 22 ноября 1972 года. Необходимость выставочной площади в этом городе возникла пять десятилетий назад, когда Будва тогда в течение многих лет принимала международную колонию художников, участники которой в конце своего пребывания, чтобы выразить свою благодарность, подарили Будве по одному из своих произведений искусства. С открытием современной галереи эти произведения искусства стали частью ее фондов. Возникла необходимость в создании в выставочной площади для этих картин.
На торжественной выставке, которая считается отправной точкой выставочной деятельности в галерее, собравшиеся участники — Яссе Табути (Япония), Бенгт Линдстрем (Швеция), Мартин Брэдли (Англия), Франсуа Жусселин, Густав Болин, Роджер Эдгар Жилле (Франция), Карл Отто Гетц (Германия), Петар Любарда, Мило Милунович, Бранко Фило Филипович, Эдо Муртич, Марино Тарталья (бывшая Югославия) — решили, что каждый из них отдаст в подарок галерее одну из своих работ, чтобы помочь ее развитию. Таким образом, современная галерея получила в свое распоряжение выдающиеся произведения международных и югославских экспрессионистов, составляющих известную и уникальную коллекцию под названием «Современные экспрессионисты».
С самого начала Современная галерея в Будве стремилась представить прекрасных художников, которые принимали активное участие в создании современного изобразительного искусства в Черногории и других регионах мира. Некоторые из этих известных художников-Никола Граовац, Милан Конжович, Люба Попович, Оля Иванджицки, Ристо Стижович, Златко Прика, Йоже Чижуха, Оскар Эструга (Испания), Салах Тахер (Египет), Андреас Сальго (Мексика) …
Таким образом, современная галерея не только заняла достойное место среди выдающихся галерей как национального, так и международного уровня, но и сумела собрать значительное количество разнообразных стилей и исключительных художественных качеств. Сегодня фонды галереи насчитывают около четырехсот произведений искусства: холст, масло, акварель, графика, фотографии и скульптуры. Каждое из этих произведений искусства объединено в одну из пяти коллекций, составляющих фонды-коллекцию современных экспрессионистов, международную коллекцию изобразительного искусства, национальную коллекцию произведений искусства, коллекцию местных художников, коллекцию наивного искусства. Большая часть работ югославских и международных художников была выполнена во второй половине XX века, а меньшая часть относится к первой половине XX и началу XXI века. При этом галерея предоставляет место для показа различных коллекций, и в саою очередь экспонирует свои коллекции по разным странам мира.
Галерея получила название «Джово Иванович» в честь будванского художника Jovan Jovo Ivanović (1932 — 2017).
По окончании начального образования в Будве Иванович продолжил образование в знаменитой Художественной школе в Герцег-Нови, которая оставила глубокий как в его жизни, как и в дальнейшей творческой работе. После завершения образования уехал в Белград, но про родной город не забывал, регулярно организовывал здесь выставки, первая из которых состоялась в 1964 году. После создания галереи он руководил ею с успехом в течение трех десятилетий. Среди многих его наград есть и будванская, врученная художнику в 1974 году.
Когда я распахнул дверь в галерею, то на пороге встретила улыбчивая и приветливая девушка.
Она объяснила, что вход в галерею бесплатный и подарила альбом-путеводитель по произведениям художницы, выставлявшейся в галерее в тот момент.
Мари Терачи (Mari Terauchi) родилась в 1965 году в Токио (Япония). Училась в различных художественных заведениях в Великобритании и Германии. В 2004 году стала Магистром изобразительного искусства в колледже искусств и дизайна Челси (Великобритания). Мари создала множество скульптур, инсталляций и различных мультимедийных арт-объектов. Её выставки проходили в Азии, Европе и Америке, как индивидуальные, так и совместные с другими художниками: Италия, Германия, Черногория, Нидерланды, Дания, Северная Македония, Южная Корея, Китай, Великобритания, Испания, Япония, Ирландия и США). С 23 сентября по 15 октября 2019 года проходила её выставка в Будве под названием «Perspektiva».
Галерея размещается на двух этажах.
На первом этаже — только одна тёмная-тёмная комната, в которую заходишь и поначалу ничего видишь, пока глаза не привыкнут. В ней располагается комбинированный медийный объект под названием «Walk in snow» (Прогулка в снегу), созданная автором в 2002 году.
Неожиданные впечатления.
Фотография сделана со вспышкой и не передаёт той мрачной темноты, в которой белеет дорожка, символизирующая снег.
На второй этаж ведёт лестница с деревянными перилами, а на самом этаже предстаёт полупустая комната, в середине которой скульптура Давид (2019).
Что же каждый может создать своего Давида, легенды бессмертны. А какой-то из белых кубов — это часть композиции «Here and there» (Здесь и там), 2019 года. Не только Малевичу же экспериментировать с чёрным квадратом, надо же что-то и другим оставить, хотя бы белое.
Есть и другие инсталляции, довольно-таки забавные.
Инсталляция «A dreaming boy» (Спящий мальчик), 2000 год.
Инсталляция «22–00» (Десять часов вечера), 2018 год. Что ж тут всё понятно — девушка устала после трудовых будней и хочет спать максимально комфортно.
И конечно шикарный «Автопортрет» (1999 года).
Такой автопортретище! Руками не обхватишь. Хотя на обычной фотографии Мари выглядит миниатюрной.
В углу зала стоит рояль, что он означает именно в этом зале- не знаю.
Но это российский рояль — «Невский Блюз».
И что-то потянуло на лирику, несмотря на то, что за окном был чудесный осенний день:
Мы вдруг садимся за рояль
Снимаем с клавишей вуаль,
И зажигаем свечи.
Над роялем на стене картина или снимок инсталляции.
Похожая картина «An einem sonnigen Tag» (В один солнечный день), 2017 года, есть в другой части комнаты.