В мире масса музеев, наглядно демонстрирующих страшные эпизоды из жизни человечества. Музей пыток (Mdina Dungeons) в исторической столице Мальты, городе Мдине, один из таких.
Музей расположен за Главными воротами города справа, на площади Публия, во дворе Дворца аристократа Вильена, построенного в XVIII веке. Кто-то посещает подобные места в погоне за острыми ощущениями, я же до сих пор не могу найти ответа на вопрос: Что заставило спуститься в подземелье, в котором в былые времена в городе мальтийской аристократии и знати существовала реальная тюрьма?
1
Средневековое орудие пыток — шейные колодки, установленное на манекене сразу у входа, должно было насторожить и заставить задуматься о том, что может ожидать там, внизу, где в далекие времена вершились человеческие судьбы. Но опрометчиво посчитала, что в данном музее не увижу чего-то более шокирующего, помимо того, что уже наблюдала в Музее «Ада и Рая» в тайской Паттае и музее пыток в Мирском замке Беларуси. Забегая вперед, скажу, что очень ошибалась.
Много фотографий не делала. Надеюсь, что и тех, которые есть, будет достаточно, чтобы сформировать представление о Музее и принять решение о его посещении.
Экспозиция Музея условно разделена на секции, в которых последовательно представлены картины пыток различных эпох мальтийской истории: от римского правления (218 до н. э. — 395 н. э.) до арабского владычества (395 -1090 гг.), в годы мальтийского рыцарства Ордена Иоаннитов (1530—1798 гг.) до времени правления на острове французов (1798—1800 гг.) и начала британской эпохи (1814—1816 гг.).
Проходя мимо многочисленных коридоров и камер, в которых весьма реалистично изображены сцены пыток с участием действующих лиц, представленных в виде восковых фигур, выполненных в натуральную величину, поражалась той самой реалистичности, обеспечивающей полнейший эффект присутствия…
Для полноты картины отовсюду доносятся звуковые эффекты: крики, стоны, плач и прочие леденящие кровь звуки. Кругом боль, нечеловеческие страдания, смерть… Вот уж действительно, полный эффект погружения…
Только этим мрачным стенам известно, сколько осужденных здесь распрощалось со своей жизнью, какие изощренные пытки применяли против них.
Что касается «Римского периода», во время которого Мальта использовалась в качестве рабской колонии, то, как известно, к рабам относились с наибольшей жестокостью. Пытки этого периода, как правило, состояли из порки, обезглавливания с нанизыванием на колья голов,
1
выворачивая рук и плеч дыбой
1
распятия и отрубания частей тела.
1
1
1
1
В «Арабский период» популярно было раздавливание жертв большими камнями
1
или казни на дыбе. Вариаций этой казни множество, здесь представлена классическая дыба, горизонтальная, с фиксаторами конечностей и возможными валиками с шипами.
1
Рыцари Ордена Святого Иоанна привнесли свою лепту в расширение ассортимента пыток. И хотя мальтийские рыцари и инквизиторы были в постоянном противостоянии, следы существования трибунала инквизиции в Музее сохранились. В 1561 году заключёнными занялась созданная Канцелярия инквизитора. «Подавляя ересь» по отношению к католической вере, инквизиторы не стеснялись в выборе методов и способов вырывания признания. Причём пытки, превращавшиеся в казни, применялись изощрённые, а арсенал палачей был очень разнообразен.
Имела представление о некоторых «орудиях», но не предполагала, что их СТОЛЬКО: гильотины, дыбы, приспособления для выдирания языка и ногтей, железные маски, устройства для сплющивания черепа и прочие ужасные вещи, перечислять которые уже нет сил…
1
1
1
1
Считалось, что путь из этих застенков лишь один — на тот свет, но некоторые «счастливчики», особенно в годы правления мальтийского Ордена, оказались просто сидельцами.
1
1
Оказывается, в застенках Инквизиции побывал художник Караваджо, которому помогли бежать. Да и сам рыцарь де Ла Валетт, отсидевший в этой тюрьме четыре месяца, ставший впоследствии Великим магистром, не иначе как счастливчик.
1
Типичные «картинки» наказаний еретиков Святой Инквизицией.
1
1
1
1
В экспозиции показаны и так называемые «колдуньи», варившие зелья из трав и изготавливающие различные снадобья. Их участь также была незавидной.
1
Доставалось и детоубийцам.
1
Несмотря на краткосрочность «французского периода», он тоже нашел свое отражение в экспозиции Музея. Это скорее картинки из жизни, нежели пытки. Рыцари встретили войско Наполеона как культурных, гуманных и демократичных людей, раскрыв перед ними ворота и двери, но по факту французы оказались типичными варварами, начавшими грабёж в храмах и насилие над местным населением.
1
Вывозя христианские святыни, французы вызвали негодование местных жителей и многочисленные восстания. Скрываясь, будто в осаде, французские солдаты голодали настолько, что были вынуждены есть не только кошек и собак, но даже крыс.
1
В завершении экспозиции представлена «британская эпоха», отображающая, видимо, наиболее сильно отразившееся на жизни местного населения событие — чуму, несущую смерть.
1
1
И хотя экспозиция завершается табличкой об официальном упразднении в 1813 году по приказу государственного секретаря Великобритании пыток на Мальте, от посещения Музея осталось гнетущее впечатление.
Несмотря на принятие истории в целом, событий и действий, тем или иным образом с нею связанных, понимание того, что и в российской истории средних веков в этом плане все было более чем жутко (да и в совремненной действительности существуют специалисты по применению различных методик допроса…), рекомендовать к посещению данный Музей не стану. Слишком неоднозначные впечатления остались. Слишком все натурально и реалистично. Слишком уж много этих «слишком»…
Для тех, кто все-таки решится на посещение. Режим работы «Mdina Dungeons»: ежедневно с 10:00 до 16:30, последних посетителей пускают в 16.15. Дети до 12 лет могут посетить Музей только в сопровождении взрослых.