В городе Скопье есть десятки памятников. Реши я описывать каждый — работы хватило бы на год. Расскажу о двух. Памятники святым Кириллу и Мефодию, Клименту и Науму — особенные. Потому, что эти люди заложили основы нашей общей славянской традиции. А еще потому, что в эти дни мы отмечаем особенный праздник: 24 мая — День славянской письменности и культуры.
Мне нравится этот праздник — день просвещения, науки и литературы. Не крикливый, не пафосный. Праздник тяги к знаниям, дружбы между народами и мирного созидания.
Письменность — основа культуры. Все знают, что нашу письменность, кириллицу, придумали Кирилл и Мефодий. Два брата родились в начале IX века в византийском городе Солунь (ныне — Салоники) и вскоре стали блестящими учеными-лингвистами. Кирилл побывал с дипломатической миссией в Багдаде. После нее двух братьев послали с посольством в Хазарию. В 862 году ученые отправились в Моравию, где и создали первый славянский алфавит — глаголицу.
На основе идей Кирилла и Мефодия, их ученики Климент и Наум разработали улучшенный вариант алфавита. Так появилась кириллица. Простая, на первый взгляд, история. Но она таит в себе много вопросов и загадок.
Первый вопрос: кем были Кирилл (в миру Константин) и Мефодий по национальности? Очень многие ученые думают, что греками. Болгарские специалисты категорически с этим не согласны и считают просветителей своими сонародниками. В Софии я слышала версию, что мать Кирилла и Мефодия была болгаркой. Не буду комментировать эти споры. Лично мне кажется, что национальность неважна. В современном мире ей и так уделяется слишком много внимания. Важнее культурная традиция, в которой жили и творили славянские просветители.
1
Вот более интересная загадка. В житиях святого Кирилла написано, что, находясь в Херсонесе, он нашел Евангелие и Псалтырь, написанные на русском языке. Некий человек, который говорил по-русски, помог братьям прочитать тексты и изучить русский язык. Эту историю ряд исследователей считает выдумкой. Предполагается, что в тексте ошибка: слово «русский» написано вместо слова «сурьский», то есть сирийский. Историки считают, что Кирилл изучал не русский, а сирийский язык. Непонятно. Ведь всего за несколько лет до этого, ученый путешествовал по сарацинским землям, где изучал языки живущих там народов. Зачем нужно было учить сирийский язык в Хазарии? Другой аргумент «контра»: Кириллу и Мефодию не было нужды учить язык Древней Руси. Они должны были знать его с детства. Ведь в их родном городе Солуни проживало очень много славян. Вот это представляется мне и вовсе странным. Деревенские родственники моего мужа до недавнего времени говорили на своем особом диалекте русского языка. Это при том, что деревня находилась в Наро-Фоминском районе Подмосковья! Просто туда не ходил автобус. Что уж говорить о IX веке, когда не было радио, телевидения и интернета. Сомневаюсь, что жители Новгорода и Солуни могли понять друг друга. Для меня загадка осталась: неужели Кирилл и Мефодий действительно изучали русский язык? И добавлю: именно после поездки в Хазарию братья вплотную занялись разработкой славянского алфавита.
Как ни странно, но до сих пор неясно, кто конкретно придумал именно кириллицу. Известно, что в работе над алфавитом братьям помогали ученики. Было их пятеро: Климент, Наум, Ангеларий, Горазд и Савва. Поэтому группу из семи ученых-просветителей в Болгарии называют святые «седмочисленици». Этот, как бы сейчас сказали, научный коллектив создал глаголицу и перевел на нее богослужебные книги. Святой Кирилл, будучи гениальным лингвистом, на лаврах не почивал. Он считал, что глаголица имеет недостатки и должна быть доработана. В чью конкретно голову пришла идея кириллического алфавита — Кирилла или его ученика Климента — мы уже не узнаем. Святой Кирилл умер в 869 году. Спустя шестнадцать лет скончался святой Мефодий. Работу над новой азбукой продолжили любимые ученики — Климент и Наум.
Основной труд лег на плечи святого Климента. Тридцать лет он дорабатывал новую азбуку, которую назвал в честь своего учителя. Пожалуй, вопрос, кто точно придумал кириллицу, не имеет смысла. Это, в первую очередь, святые Кирилл и Климент, а с ними — остальные седьмочисленники.
В истории нашей азбуки есть еще одна загадка, не дающая мне покоя. В 916 году, в Охриде, скончался святой Климент, наконец завершив труд своей жизни. Кириллица начала шествие по миру. Она быстро пришла на Древнюю Русь и распространилась там с невероятной скоростью. Кириллические надписи, обнаруженные при раскопках в Новгороде и под Смоленском, датируются X–XI веками. Менее, чем через сто лет после смерти святого Климента! На глиняном кувшине середины X века, выкопанном под Смоленском, читаются буквы нашего алфавита. Можно предположить, что кувшин изготовили на Балканах, а в Смоленск просто привезли. Но как быть с новгородскими берестяными грамотами? Тексты начала XI века написаны на кириллице. Удивительно, что это не религиозные книги, а документы и письма простых новгородцев. Некий Жировит напоминает некоему Стояну, что пошел девятый год, как Стоян взял у него взаймы. Неплохо бы вернуть долг. А то Жировит позовет коллекторов и конфискует товарные запасы у фирмы-поручителя. Это я перевела по смыслу на современный язык. В другом письме на бересте девушка упрекает своего ухажера. Средневековый ловелас гуляет где-то, а к ней и носа не кажет. Тоже весьма современно. Насколько же широко должен был распространиться на Руси алфавит, если его использовали даже для таких писем! И это всего за сто лет, без помощи телевизора и интернета! На Балканах в те времена и еще долгие годы кириллическое письмо использовалось в монастырях. Мне неизвестны примеры народного использования нашего алфавита на родине кириллицы в то время. В Софии я спрашивала об этом даже университетских преподавателей-филологов. Но ответа не получила. Закрадывается подозрение: может наша азбука была придумана на Древней Руси, а Кирилл и Мефодий, изучив ее в Херсонесе, положили в основу своего алфавита? Этот вопрос еще ждет своего ответа.
В науке мало иметь идею. Важно довести ее до ума. Святые Кирилл, Мефодий, Климент и Наум систематизировали знания о славянских языках. На этой основе разработали стандартную систему записи. Распространили ее по свету и, тем самым, заложили основы нашей культуры. Даже если сама идея кириллицы была взята извне, это не преуменьшает колоссальный труд славянских просветителей. Поэтому День славянской письменности и культуры неразрывно связан с их именами.
Пожалуй, на сегодня хватит загадок. Возвращаюсь к тому, с чего начала — к памятникам. На Балканах очень почитают святых просветителей. Памятники им можно встретить во многих городах. Разумеется, есть они и в Северной Македонии. Ведь город Охрид, родина кириллицы, находится именно в этой стране.
В столичном Скопье тоже поставили скульптуры просветителей. Сделано это было в рамках программы по украшению центра города «Скопье 2014». Программа была начата в 2010 году и поражала размахом. Небольшая страна с двухмиллионным населением вгрохала в работы свыше шестиста миллионов евро. Зато центр города стал выглядеть как реинкарнация античного полиса: беломраморные парфеноны и пантеоны, триумфальная арка, фонтаны и очень много скульптур. Десятки. Памятники водрузили всем, кто имел и не имел отношения к македонской истории. В адрес македонских властей звучало много обвинений: не по «одежке протягивают ножки», лучше потратили бы деньги на что-то полезное… Не буду спорить. Однако с точки зрения туриста македонская столица получила новый облик. Да, странный. Да, кичевый. Но веселый и совершенно неповторимый.
3
Памятники славянским просветителям стоят возле входа на Каменный мост. Место символическое. Побывавшие в Скопье, знают, что этот город разделен рекой Вардар на две части. Северная — албанско-мусульманская. Южная — македонско-православная. Соответственно, центров у города тоже два. Это албанский район Стара Чаршия с его мечетями и узкими кривыми улочками и славянский район вокруг площади Македония, оформленный в помпезном античном стиле. Каменный мост XV века соединяет эти два центра.
2
В албанской части, у самого входа на мост, и стоят наши памятники. Справа — Кирилл с Мефодием. Слева — Климент с Наумом. Может показаться, что они сделаны одним скульптором и в одно время. Это не так. Сперва маститый македонский скульптор Жарко Башески сделал скульптуры Кирилла и Мефодия в 2010 году. Два года спустя молодой скульптор Перо Кованцалиев добавил фигуры Климента и Наума. Каждый памятник обошелся македонскому бюджету более, чем в пятьсот тысяч евро.
Мне нравится разглядывать скульптуры, стоя прямо напротив них. Темные силуэты резко прочерчены на фоне неба. Далеко за их спинами, на высоте тысячи метров над городом виден огромный крест Миллениум. В хорошую погоду солнце слепит глаза. Но это неважно. Композиция западает в душу: благородные фигуры, парящий в синей горной дымке крест и яркое солнце над ним. И славянское Скопье за спиной у четырех просветителей.