В первой части я описала часть музея, посвященную естествознанию. В этой опишу небольшой отдел археологии.
В первой части я описала часть музея, посвященную естествознанию. В этой опишу небольшой отдел археологии.
Первым следам человеческого поселения на территории сегодняшнего Лихтенштейна не менее 8000, а, возможно, 12000 лет. Отдельные фермы и хутора возникли на Эшнерберге и на плоскогорьях массива Трех Сестер, где были вода и плодородная почва, и не было риска затопления с Рейна.
Только римляне делали все больше и больше долин пахотными. Древесина, по-прежнему, в основном, использовалась в качестве строительного материала; репрезентативные поместья были каменными и легли в основу многих сегодняшних деревень.
Письменных источников о временах до прихода римлян не существует, единственными источниками, дающими представление о доримских временах, являются находки из раскопок: остатки поселений, могилы и предметы быта. Они мало что говорят о мышлении людей, их ценностях, мотивах и религии, но гораздо больше о социальной структуре. Архитектура всегда отражает социальные различия, особенно в жилых домах и мастерских, которые формируют повседневную жизнь больше, чем сакральные здания. Изменения в планировке домов, например, является признаком социальных потрясений.
Посуда.
В эпоху палеолита и мезолита сосуды, в которых хранилась пища, первоначально состояли из скоропортящихся материалов: кишок, шкур, дерева. Когда человек обосновался в эпоху неолита, он начал обжигать глину и изобрел керамику.
Чтобы превратить глину в прочную керамику, ее необходимо было подвергнуть процессу обжига. В доисторические времена для этого использовались печи: крытые ямы, наполненные тлеющими дровами.
Керамика была неотъемлемой частью повседневной жизни с тех пор, как около 10000 лет назад были изготовлены первые глиняные сосуды. От контейнеров для хранения, кухонной и столовой посуды, до строительных материалов, таких, как кирпичи, трубы и плитка, до высоковольтных изоляторов и свечей зажигания, керамика сделала «большую карьеру». Вехами на этом пути стало изобретение гончарного круга, около 3500 лет до н. э. в Месопотамии и фарфора в Китае в 7 веке.
Глину, обычно добываемую открытым способом, опускали в неглубокие тазы: мелкая глина опускалась на дно, затем ее оставляли для ферментации, чтобы было легко моделировать. Перед изготовлением гончарных изделий, глину необходимо было «обеднить», т. е. обогатить ее кусочками камня, или соломы, чтобы она не растворилась при обжиге.
Доисторический человек изготавливал глиняную посуду по «Технике выпуклости»: он клал одно глиняное кольцо поверх другого до тех пор, пока сосуд не приобретал нужную форму, затем выравнивал и украшал поверхность. Римляне уже дважды использовали гончарный круг, сначала с влажной глиной, а затем, чтобы окончательно придать высохшему твердому изделию форму с помощью скребка.
Широкое использование глиняной посуды легко объяснить: глина, из которой ее обжигают, дешева, ее легко моделировать, а процесс обжига не вызывает особых проблем. Готовая керамика устойчива к теплу, воде и кислоте, и не проводит электричество, что очень пригодилось в индустриальную эпоху.
Для самобытной кулинарии и культуры римляне делали разнообразную керамику. Надписи владельцев, гончарные клейма и украшения на сосудах из красной тонкой керамики часто указывают на места производства и торговые пути.
Римляне принесли новые кулинарные и пищевые привычки. Эта посуда, ступка и чаша для соуса, облегчили дробление зерна и трав, благодаря покрытию из гальки.
Керамика — ценный источник для археологов: «историческая книга» того времени, когда еще не было письменности. Тип и форма глиняной посуды дают информацию о развитии и накоплении запасов, о пищевых привычках, о техническом прогрессе, и о вкусах наших предков в искусстве. Распространение керамики является важным показателем торговых отношений и культурных влияний.
Керамические находки из могил свидетельствуют о погребальных обычаях: еда должна была облегчить жизнь в загробном мире, урны хранили прах умершего. Сосуды, которые достают из земли, передают представление о культовых обрядах.
Прекрасная керамика, изготовленная с большой тщательностью, в основном, использовалась за столом. Формы и украшения постоянно менялись, и зависели от времени и места изготовления.
Сосуды для приготовления пищи и хранения, в основном, сделанные из грубой глины, позволяют сделать выводы об экономических системах и кулинарных привычках.
Благодаря отличной теплопроводности и лавез (камень) был популярным сырьем для изготовления посуды. Мягкий «мыльный» камень можно обтачивать, как дерево, например, для изготовления кружек, горшков, мисок и крышек. Приготовление пищи на открытом огне оставляло следы копоти, которые и сегодня хорошо видны на горшках.
Инструменты рассказывают нам о манерах за столом, охоте, рыбалке и сельском хозяйстве. Ножи всегда использовались для работы, а также для нарезания еды за столом.
В остальном, ели руками: ложки использовались только для жидкостей, а вилки — только с 16 века. Что вилка — орудие дьявола, убеждала средневековая церковь. Ее использовали только для употребления фруктов и кондитерских изделий.
Вода.
Вода — самый необходимый элемент для жизни. Без воды человек умирает через несколько дней, поэтому прохладная вода является символом жизни. Но она удовлетворяет не только физические потребности, христианская жизнь, например, начинается с крещенской воды.
Канал сточных вод холодной бани обеспечивал гигиену и чистоту в замке Шаан. Избыток воды в ванне мог стекать через крышку люка в форме цветка.
Чаша была частью принадлежностей для мытья посуды. Выгравированные фигуры в середине изображают ангелов.
Поворотные краны, разработанные в Средние Века означали значительный прогресс: вода из деревянных, глинянных и металлических труб больше не текла постоянно, а появилась возможность отключать ее.
Купание было неотъемлемой частью римского образа жизни. Раздевалка, холодная ванна, лиственная ванна и теплая ванна: комнаты и бассейны с разной температурой определили функции и дизайн ванн. Горячий воздух циркулировал под полом и в кирпичных стенах, нагревая помещение и воду.
Римляне также внесли нововведение в доставку воды, которая в наших широтах всегда доставлялась ведрами из ручья или пруда. Они провели в дома свинцовые или глиняные трубы, и канализацию. В Лихтенштейне в качестве доказательства этого были найдены две крышки люков.
Кухня.
На протяжении всей истории люди придумывали различные способы принести тепло и свет в свои дома. Огонь и вода необходимы для выживания, а также для развития культуры и технологий. Например, сегодняшняя наука предполагает, что совместное сидение у костра в доисторические времена способствовало общительности и общению, и, таким образом, в значительной степени способствовало формированию языка. На протяжении тысячелетий человеческие жилища знали только открытые печи, как источники тепла и света.
Римляне преуспели в продвижении цивилизации, отапливая городские дома гипокаустами — системой полостей под полом, через который пропускался горячий воздух. Это была первая в мире система подогрева пола. Типичными для римского тонкого напольного и настенного отопления были выстроенные вдоль стен полые прутья, выводившие теплый воздух снизу вверх из полых пространств под полами вдоль стен к вентиляционным отверстиям на крыше. Вырабатываемое таким образом тепло было оптимальным.
В течении 3000 лет, до середины 19 века, кремень и трут были наиболее распространенными средствами добычи огня. Ямы, вырытые в земле, с открытым верхом, в которых разжигался костер, облицовывали кирпичом и песчаником, вплоть до конца 14 века, использовали для приготовления пищи.
Столовые печи также изначально имели открытый огонь. Во многих крестьянских домах очаг находился на кухне. Единственный камин использовали для приготовления пищи, топки и растопки изразцовой печи в соседней комнате. Плиты стали обычным явлением всего около 200 лет назад.
Прабабушкина печь. Закрытые чугунные топки оптимально использовались для получения тепла. От них нет загрязнения пеплом и дымом.
Первые изразцовые печи появились еще в Средневековье. Простая изразцовая печь классического типа, производства братьев Шедлер в Нендельне.
Меню.
От доисторических времен до нашего времени, жители территории, которая сегодня является Лихтенштейном, были, в основном, самодостаточными. Когда люди осели в эпоху неолита, они могли есть мясо, охотясь за ним. Они держали крупный рогатый скот, овец, коз и свиней, лошадей как верховых и тягловых животных, начиная с бронзового века. В Железном веке добавились куры.
Мидии и рыба, добытая из ручьев, прудов и Рейна, обогатили меню. Сельское хозяйство также началось в период неолита. Первыми были обнаружены голая пшеница и ячмень, за ними в Бронзовом веке последовали полба, просо и бобовые. Рожь стала важной только в позднем Средневековье. Фрукты, орехи, овощи, зелень, грибы, внесли долгожданное разнообразие в рацион питания.
В доисторические времена предки лихтенштейнцев пили воду, молоко и пиво, с римлянами прибыло вино.
Одежда.
В девяти образах жизни от неолита до 21 века, типичных для того времени, прослеживается изменение в одежде — мода сквозь тысячелетия. Презентация в течении 6 минут показана на экране.
Для защиты от холода, болезней и травм люди очень рано начали носить одежду. Но халат имел не только практическое значение, одежда всегда подвергалась изменениям в моде и служила, прежде всего, важным символом статуса: должны были соблюдаться правила в отношении того, кому разрешалось одеваться и как.
Германские пришельцы с севера в 7 веке носили плащи, простые льняные туники, брюки и кожаную обувь. Пояс обозначал свободного человека и использовался для крепления сумок или кожаных ножен рубящего меча.
Туника, длинное платье с рукавами или без, была основным предметом одежды мужчин и женщин до 7 века, когда преобладали брюки. Дольше всего использовались пояса и броши, чтобы придать одежде форму и стиль. Только акцент на форме тела в Средневековье принес одежде ленты и пуговицы в качестве застежек. Люверсы и крючки появились в женской моде и остались обычным явлением в 20 веке. В наших широтах ткани обычно изготавливались овечьей шерсти, льна и конопли, и вплоть до новейшего времени это делали в домашних условиях — от прядения до крашения и от ткачества до шитья. Форма швейных игл не изменилась с доисторических до наших дней.
Аксессуары, такие как булавки для халатов, или пряжки для ремней, ткани и покрои, также показывали, к какой культуре принадлежал владелец. С головы до пят аксессуары, такие как прическа, вуали и накидки, теряют свою актуальность. Многие предметы одежды облегчали быт, например, шпоры для верховой езды.
Застежки для одежды бывают различных форм и материалов. Их можно легко классифицировать по времени и культуре. Со времен Средней Бронзы люди скрепляли одежду и плащи булавками. Мы находим их либо в качестве погребального инвентаря, либо в качестве приношений по обету. Долгое время пуговицы для застегивания одежды были исключительно предметом мужского гардероба. Их часто вырезали из кости или дерева, некоторые просто, некоторые богато украшали.
Однако, лишь изредка при раскопках обнаруживаются остатки тканевой одежды — она слишком недолговечна. Поэтому, зачастую для реконструкции одежды, используют изображения. Богатые люди эпохи Возрождения одевались в короткие туники с пышными рукавами, на голове носили береты. В раннюю современную эпоху (начиная с 16 века), богатые женщины и дамы из среднего класса носили лифы, рукава с пышными буфами, и юбки с передниками с богатыми украшениями, складками, вышивками.
Инструменты.
Каменные бритвенные лезвия — силекс, или кремень. Такой же твердый, как стекло, и острый, как бритвана только что сломанных краях. Это сделало кремень «сталью каменного века». Для того времени он был идеальным материалом для наконечников стрел, ножей, серпов, пил. Силекс особо высокого качества пользовался спросом, люди торговали им на большом жизненном пространстве. «Мягкие» камни также служили для измельчения и растирания зерна или порошковообразной краски. Такие инструменты, как иглы, шпатели или долота, изгтавливались из костей и рогов животных.
Могильники.
Гробницы, на самом деле, не просто места смерти — для науки они дают представление о жизни людей в прошлом. Скелеты и кремация представляют информацию о телосложении, росте, травмах, болезнях и возрасте на момент смерти, рабочей нагрузке и пищевых привычках. Если обследовать целые могильники, или кладбища, и сравнить данные по отдельным скелетам, то можно создать картину исторической повседневности, от продолжительности жизни, до детской смертности и состояния медицинской помощи, в отдельных случаях. О семейных отношениях, позволяющих делать выводы о структуре населения. Предметом таких исследований в Лихтенштейне является, например, алеманский могильник в Эшенеили кладбище приходской церкви в Маурене.
Кремация молодого человека 3 века до н. э., кости указывают на изящное телосложение.
Погребение женщины, страдавшей хронической инфекцией дыхательных путей и челюсти. Захоронение в круглой могиле, 7–8 века.
Мертвых зачастую кремировали, сжигая на костре. Воздействие тепла — от 200 до 800 градусов Цельсия — изменяло цвет костей. Некоторые захоронения — из гробов, при церквях. Мужчина из Вадуца, примерно 55 лет, изначально был одет в погребальную одежду.
Младенец примерно 3-месячного возраста, ростом от 50 до 55 см из Эшена. 19 век.
Могила кремации Железного Века из Бальцерса. Почти круглый ящик из грубо отесанного камня содержал остатки кремации, несколько керамических сосудов, кости животных и бронзовые украшения.
Украшения.
Будь то волосы, растения, раковины или жемчуг, стекло, металл, драгоценные или простые камни — люди делали украшения из всего с древнейших времен. Их распространение свидетельствует о торговых отношениях, а их качество — о мастерстве создателей. По сей день украшения выполняют аналогичные функции, это выражение стиля и личности, они помогают отличать людей, их пол, социальные, культурные и религиозные принадлежности. Часто украшениям приписывают магическое действие: говорят, что амулеты придают силу и отгоняют зло. Такая вера до сих пор жива в медальоне ангела — хранителя на шее крещенного ребенка. Однако для древних культур интерпритация часто затруднена. Доисторические подвески из хищных зубов придавали, видимо, силу животного. Люди Каменного века носили украшения из зубов сильных, смелых и умных животных. Их положительные качества, как надеялись предки, перейдут к владельцу украшений.
Стеклянные бусины, как украшения, пришли в Центральную Европу в Железном Веке. Вероятно, бусины носили по отдельности. Позже, алеманы носили длинные ожерелья со стеклянными и янтарными бусинами. Ограненные яшмовые и стеклянные камни когда-то использовались в перстнях.
В центре стенда — бронзовая фурнитура в виде павлина. Когда-то она была посеребренная. Вероятно, она служила аппликацией на предмете мебели, что видно по следам на спинке. Римляне видели в павлине символ обновления, идеальное воплощение красоты и достоинства и верили в его способность отгонять зло. Павлин с римской виллы района Шаанвальд, 2–3 век до н. э.
А это современность: группа скульптур из шести человек, созданная в 2002 году скульптором Марксером. «Прошлое, настоящее и будущее в диалоге. Момент находится в настоящем, на пересечении прошлого и будущего. Каждое мгновение сразу проходит. Будущее рушится. Это время надежды. Для меня, как скульптора, это повседневная жизнь».
Вот такой раздел археологии в Ландесмузее Лихтенштейна. Вместе с разделом естествознания (первая часть), он составляет постоянную экспозицию музея. Третья часть — сокровищница, в которой нельзя фотографировать.
Часы работы:
со вторника по воскресенье с 10.00. до 17.00.
по средам до 20.00.
Стоимость билета:
взрослый — 10 франков.
Адрес:
Städtle 43
Postfach 1216
9490 Vaduz
+4232396820