- Музей железных дорог Германии (DB Museum)
- Железнодорожный музей Висмара
- Парад Трамваев в Москве в 2024 году
- Музей будапештского метро - Фёльдалатти
В Будапеште у метро Deák Ferenc tér находится музей Музей Фёльдалатти, который я нашел чудом, уже отчаявшись что он попал под закрытие вместе с участком линии метро м3. На входе бабулька кассир не стала принимать мою Будапешт кард, потому что у неё разрядился телефон, а ей нужно было её где-то отметить. Пришлось покупать билет и фотосъемку, мелочь, а неприятно.
Во время реконструкции трассы первой линии М1 будапештского метрополитена при устройстве ветки М2 в 1970 году из эксплуатации была выведена часть старой линии М1, зал станции «Деак Ференц тер» был законсервирован. Будапештская транспортная компания при поддержке муниципалитета столицы приняла решение о создании музея метро, который был открыт в 1975 году.
Пару слов про первую линию метро — это самая старая линия метро на континенте, и, по сути, третий в мире метрополитен (или второй, если считать наземную линию в Нью Йорке).
Открытие метрополитена в Будапеште в 1896 году было частью программы грандиозных празднований в честь тысячелетия «обретения венграми родины», то есть прихода венгерских племён на территорию современной Венгрии. План постройки был утверждён Национальной ассамблеей в 1870 году, работы стартовали в 1894 году. Строительство вела немецкая компания Siemens & Halske, строительство велось открытым способом. Работы были выполнены за два года, на строительстве трудилось более 2 тысяч человек, при работах использовалось самое современное на тот момент оборудование. Первый участок, переданный в эксплуатацию в 1896 году, включал 11 станций от станции «Гизелла тер» (ныне Вёрёшмарти тер) до станции «Артези фюрдё» (ныне Сеченьи фюрдё), причём две заключительные — «Аллаткерт» и «Сеченьи Фюрдё» располагались на поверхности. Первый в Европе моторный поезд Будапештского метрополитена был отправлен во второй половине дня 2 мая 1896 года, а 8 мая 1896 года по линии подземки совершил поездку император Франц Иосиф I.
Линия М1, конечно, впечатляет, конечно, не так как наше Московское, и совсем другим, какой-то нетронутой стариной. По факту вся длина линии М1 составляет 4,4 км. Для примера, один только перегон между станциями «Крылатское» и «Строгино» Московского метрополитена превышает 6,6 км. Расстояние между станциями желтой ветки не превышает 400–500 метров. Платформы ровно в три вагона, да и сами вагоны меньше обычных, примерно на треть. Также на линии нет эскалаторов — спустился по лестнице сразу на платформу.
Но вернемся к музею — в вестибюле старой станции «Деак Ференц тер» сохранена оригинальная отделка стен и сводов. При её строительстве применялась декоративная керамическая плитка, изготовленная на заводе в Жолнаи.
На сохранившемся участке путей, помещённом в зале музея, размещены три вагона, использовавшиеся в системе Фёльдалатти в 1896–1970 годах. Самый старый вагон на фото выше.
Вагон поновей.
И самый «новый» вагон. А что курсирует по старой линии сейчас — смотрите на видео.
Кроме подвижного состава прошлых лет в музее демонстрируются подлинные технические документы метрополитена, модели вагонов и павильонов, фотографии чертежи, схемы, и также элементы конструкций и оборудования, афиши.
Есть и макеты вагонов — тут например наши узнаваемые Ежи.
И разные предметы связанные с метрополитеном.
А так выглядел вход в метро, все-таки в те времена метро делалось с размахом, а не чисто утилитарно.
Старые будки метрополитена.
От музея я в полном восторге, я в принципе очень трепетно отношусь к метрополитенам всех городов, и считаю, что московское метро давно заслуживает свой музей. Филиал будет в специально вырытом подвале в гараже на Новорязанской в планируемом к открытию Музее Московского транспорта.
Но насколько мне известно сейчас прорабатывается вопрос о открытии музея метро на закрытой станции Первомайская. Очень хочется чтобы проект реализовался и Московское метро получило свой шикарный музей.