В своё первое 2-х дневное знакомство с Будапештом я запланировала, в отличие от туристов «мейнстрима» — посещение музея-аптеки «Золотой орёл» в крепостном квартале Будапешта. О нём мало кто слышал (даже гиды в Будапеште изумлялись, когда я их просвещала, что у них есть в городе такой музей…), и это было для меня безусловным бонусом — я была совершенно одна в музее и гид на английском мне подробно всё показала, рассказала и ответила на некоторые мои вопросы. Не на все. Вопросом «философского камня» и историей алхимии нужно заниматься. Это отнимает время, увлекает, но не оставляет в разочаровании! Это моё хобби — раскрывать секреты.
Этот малюсенький музей состоит из двух комнат: officina — посещение по обслуживанию клиентов и laboratorium — место изготовления фармацевтических препаратов = алхимической лаборатории.
Здание историческое. Сначала функционировало, как торговый дом, в 15 веке с окном выдачи лекарств, снадобий. Как первая аптека стала известна с 1681 г. С 18 века до первой мировой это была полнофункциональная аптека.
Многие экпонаты, что вы увидите внутри этого изумительного музея-аптеки было найдено археологами здесь же. Среди артефактов: глинянные горшки, приборы для дистилляции, алхимические реторты, ступки, мерные сосуды, стекляшки, колбы… Невероятный мир алхимии!
Кое-что приникло с турками в Будапешт, арабскими путями.
А это знаменитые аптекарские сосуды — АЛЬБАРЕЛЛО. Такой вот портативный контейнер для хранения лекарств. Эти сосуды включены в мой рассказ в Оксфорде, музее Ашмолеан, когда мы открываем для себя майолику и фаянс эпохи Ренессанса. Эти сосуды предназначались для хранения мазей, лекарств и различных трав. Сосуды не имели керамической крышки, а закрывались куском пергамента или белой бумаги, что перевязывали у горлышка верёвкой. А форма такая, чтобы удобно и безопасно было брать с полки, как вазу для цветов, как кувшин, взяв рукой.
Вот такие аптечные сосуды. Альбарелло пришли из Италии морскими-речными путями в остальную Европу. Во время экскурсии я узнала ещё, что были такие гуттериты (религиозная община анабаптистов, гонимая, но нашедшая свой второй дом в Будапеште) принесли с собой и распространили технику изготовления этих аптекарских сосудов в Венгрию, где они поселились в 1530 г.
Иногда внутри была «ртутная мазь» или средство для «благословенного слабительного». Сосуды для лавандового сиропа или лекарства из древесины, алоэ и амбры. Чем только не лечились в прошлом!
А болели постоянно. Чума настигла Европу снова в 17 веке. Тут и напоминание о том, кому возносили мольбы о излечении.
Фигура Святого Роха
В 13 веке, католическая церковь провозгласила Св. Роха защитником от чумы. Согласно преданию, Рох родился во Франции в 1295-м году. В юном возрасте он отправился в паломничество в Рим, который в то время был охвачен эпидемией чумы. Рох принялся ухаживать за больными, чудесным образом исцеляя множество людей.
В аптеке всё как положено, по полочкам, подписано, у всего своё место. Конечно, в средневековье аптекарское дело было, целительство травами было распространено у орденов Бедедикта и Иоанна. Как во всей Европе, так и в Венгрии в частности. Ещё, конечно, были странствующие аптекари. Их называли олейкары.
Вообще фармакология в Венгрии — это особая история. До 18 века вопрос фармакологии не был не урегулирован ни одним законом. Фармакология была «ars libera», т. е. свободным занятием. Королевский указ 1759 г. провозгласил, наконец, право на аптековедение «jus regale». Экспозиция показывает развитие фармакологии, через алхимию, к химии.
А вот тут маленькое отверстие для сообщения с алхимческой лабораторией за стеной.
А что в самой лаборатории?
Как и положено:
Анатор, алхимическая печь, ступы — всё для «великого делания», следования рецептам к «философскому камню»…
Я спросила экскурсовода об именах алхимиков-венгров. Но как-то не получила ответ. Я знала, что они были. Как же без имён? Вы не слышали «Алхимическую мессу» (алхимический трактат 16–17 вв., как пособие по духовному совершенствованию человека) Мельхиора Цибиненского? Можно почитать в переводе Ольги Клещевич.
В этой самой «алхимической мастерской» и занимались трансмутацией металлов, красным порошком, эликсиром бессмертия и пр. Алхимики называли производство философского камня великим деланием — opus magnum. Этот процесс состоял из трех стадий: разложения, возрождения и окончательного совершенства.
В этом музее-аптеке вы можете увидеть различных засушенных и толчёных животных, насекомых, а так же целиком — летучих мышей, ящериц.
В витринах можно увидеть и ложки, разновесы, мисочки для смешивания, иструментарий аптекаря, алхимика.
Здесь и коллекция по истории фармацевтики (фаянсовая, майоликовая аптекарская посуда, деревяннные сосуды, стеклянные, лабораторные), так и коллекция минералов, растительных и животных препаратов.
Ведь ранее в лечение недугов шло всё: вещества растительного, животного, человеческого и минерального происхождения.
Травы, лечебные растения были прекрасно описаны в книгах по ботанике Петера Мелиуса Юхаса в 1578 г.
Особая роль в раскрытии темы истории аптекарского дела, фармакологии в музее отводится Парацельсу. Ведь именно он задействовал минералы и химические вещества в искусстве врачевания, сделав их ключевыми факторами в своих экспериментах, их влиянии на лечение человека. Теофаст Парацельс изобрёл лечение венерических заболеваний ртутью, что активно использовалось, как лечение до 20 века (!). Парацельс заложил основы современной фармакологии и этот музей снова вам напомнит об этом важном моменте.