Монастырь Дохиар расположен в юго-западной части Афонского полуострова.
Монастырь Дохиар расположен в юго-западной части Афонского полуострова.
Когда паром выходит из Урануполиса, на пути паломника Дохиар первый монастырь после пристаней Зограф и Костамонит. То есть, выходя на пристани, вы сразу попадаете в монастырь. Никуда ехать не нужно, именно поэтому здесь всегда многолюдно. Паром на Дохиарвской пристани долго не стоит. Одни выходят, другие заходят…
И вот Дохиар уже удаляется вместе с берегом.
Нам удалось посетить Дохиар в отсутствии других паломников, в момент послеобеденного отдыха братии.
Монах, отвечающий за размещение гостей, очень хорошо принял нас в архандарике, угостив ракой, лукумом, кофе, холодной водой и даже вином…
После на территории монастыря я и мои спутники были предоставлены сами себе.
Иногда приходится слышать, что Дохиар — самый живописный монастырь Святой Горы. О подобном судить не берусь, но отмечу, что в Афонской иерархии официально он занимает десятое место.
Согласно преданию, Дохиар был основан во второй половине Х века сподвижником и учеником преподобного Афанасия Афонского Ефимием. Он исполнял в монастыре Великой Лавры обязанности «дохиара» (келаря). Дохиар- заведующий монастырской кладовой со съестными припасами.
Монастырское предание гласит, что на завершение его строительства не хватало средств, но Царица Небесная открыла одному послушнику место на монастырском мето́хе (подворье), где находился закопанный клад. Метох располагался на противоположном Афону полуострове Сифония.
Посланные с мальчиком три монаха, соблазнившись, решили утопить ребёнка с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но святые Архангелы Михаил и Гавриил спасли отрока и перенесли его в алтарь дохиарского храма.
Преступление было раскрыто, сокровища пошли на завершение строительства монастыря, который из-за этого чуда был посвящён Небесным Силам Бесплотным.
Спустя годы мальчик стал игуменом обители Варнавой. На сем поприще он много потрудился ради блага обители и впоследствии был причислен к лику святых. Камень же, который был привязан к его шее, в удостоверение сего чуда до сих пор бережно хранится в монастыре.
Дохиар расположен на высоте 30 метров над уровнем моря. В этом как достоинство монастыря, так и его вековая беда. Он хорошо виден с моря и потому неоднократно подвергался набегам пиратов. Не прошли мимо и рыцари-латиняне, во время своего знаменитого Четвёртого крестового похода 1204 г.
В трудные времена XIV столетия император Иоанн Палеолог V и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. В следующем столетии обитель пережила период упадка — пожалуй, самый значительный в его истории, каких монастырь никогда не переносил даже после разрушительных пожаров. В ХVI в. с помощью игумена Александра, молдо-валахского господаря и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома.
XVII столетие знаменательно тем, что были восстановлены башни монастыря, и в 1660 г. ему присвоен титул ставропигиального.
Монастырская колокольня — постройка XVIII в. Во времена греческого восстания против Османской империи турки не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские сокровища.
Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь потерял большую часть своей общины, уничтожены были и почти все его реликвии.
Соборный храм монастыря посвящен Архангелам Михаилу и Гавриилу. Он находится в нижней части двора, близ обращенной к морю западной стены.
К моему большому сожалению полностью сфотографировать храм из-за малого пространства оказалось невозможно, а внутри — строго запрещено.
Нынешний храм был построен в XVI веке господарем Молдовлахии Александром и его супругой Роксандрой.
Замечательны его фрески с ярко выраженными чертами критской художественной школы, считающиеся очень интересными с точки зрения иконографии и художественной манеры.
Авторство приписывают критскому живописцу Джорджи (1568), который ранее расписал собор Дионисиат (1547).
К церкви примыкает средневековый колодец (1299 г.). Он считается «священным», при этом из колодца до сих пор можно брать воду.
Библиотека монастыря расположена на втором этаже башни. Здесь хранятся 65 пергаментных кодексов (11–14 века), 244 кодекса, написанных на бумаге (14–18 век), 4 пакета с нотами церковной музыки (15–18 век) и 2 тыс. печатных изданий.
В монастыре хранятся: частица Животворящего Креста Господня, и глава свщм. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского (I век), глава св. Митрофана патриарха Константинопольского (IV век), плат с кровью вмч. Димитрия Солунского, и глава новомуч. Георгия Ефесского, и рука мч. Марины, пмч. Параскевы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свщм. Ермолая, свщм. Харалампия, св. Иоанна Русского, вмч. Никиты и др.
Покидая монастырь по тенистому коридору, образованному виноградной лозой,
невольным образом думаешь о бренности нашего бытия.