Вот уж что не нуждается в отзыве — Акрополь. В списке наследия ЮНЕСКО. Все про него знают, почти все читали, многие бывали. Но, побывав там в четвертый раз, захотелось поделиться. Постараюсь не углубляться в историю — разве что — совсем чуть-чуть.
Что такое Акрополь? Крутая скала, в центре долины, залитая постоянным солнечным светом. На скале достаточно просторная площадка. У подножья — самое необходимое для жизни — источники питьевой воды. Как можно было не заселить это место? Заселили, конечно, еще в доисторическую эпоху. Самые старые следы пребывания человека, найденные здесь археологами датируются примерно 3500 — 3200 гг. до н. э. неолит.
К Микенской эпохе (1600—1100 гг. до н. э.) на Акрополе жили пеласги. На самой вершине было место поклонения богини Афины, рядом — дворец местного правителя. В 13 веке плоскую вершину скалы обносят защитой — выстраивают мощнейшие стены. Стенами же защищают и расщелину с источником. Стена была столь мощной, что впоследствии подобные сооружения стали называть киклопическими. Видимо, ни с чем, кроме циклопов эта громада не ассоциируется.
1
Чуть позже выстроили второй ряд стены. Как раз в 13 веке небольшие общины объединяются и зарождается новое государство со столицей в Афинах. Если верить грекам, то инициатива образования их страны и столицы принадлежит легендарному царю Тесею.
Уже к 8 веку до н. э. на месте дворца микенского периода был возведен храм, посвященный Афине Палладе, покровительнице Афин. Храм упоминает даже Гомер в своей «Илиаде», говоря о нем «пышная твердыня».
1
В начале 5 века до н. э. греки победили персов — знаменитая битва при Марафоне. Вот в честь этого великого события они решили отблагодарить свою богиню — покровительницу (благодарили бы Мальтиада, с его полководческим талантом) и на Акрополе начинают сооружать мраморный храм. Начали… но так и не завершили. Персы отомстили — вторглись в Аттику и сожгли Афины и Акрополь (может, Греции потребовать у Ирана компенсацию?). Хорошо еще, что стратег Фемистокл был очень прозорлив, вывез население на остров Саламин, успел. Вот там-то, афинский флот разгромил персидский. И афиняне смогли вернуться домой и захоронить то, что осталось от священных сооружений и статуй Акрополя. Спрятали все это в полостях скалы, за что им большое спасибо от археологов и благодарных любителей древности. Некоторые фрагменты встроили в новую стену, вот их можно увидеть до сих пор в северной части Акрополя.
1
В 450 году до н. э. к власти пришел самый талантливый из афинских правителей Перикл. Он создал просто грандиозную строительную программу, которую начали активно реализовывать. Так были построены Пропилеи, монументальный вход на священный Акрополь; а затем Парфенон, мраморный храм (мечты сбываются). Он стал символом Афин той эпохи. В период Пелопонесской войны со Спартой (это та, которая окончилась «Пирровой победой») денежный поток стал тоньше, строительство замедлилось, но не остановилось! Были возведены небольшое святилище Афины — Ники и Эрехтейон.
1
В 4 веке на Акрополе были установлены статуи Праксителя и Леохара. После победы Александра Македонского на реке Герника (334 г. до н. э.) щиты проигравших персов были вывешены в Парфеноне.
Несмотря на полный раздрай в рядах наследников — царей Александра Македонского, после его смерти, каждый внес свою лепту и Антиох Эпифан, Эвмен Второй, Аттал Второй понастроили кучу всего в Афинах и на Акрополе.
1
А далее, Афины развивались, несмотря на римское владычество (начиная с 30 года до н. э.). Но, северные народы не давали покоя и в 267 году город разрушили и сожгли Акрополь. В результате пожара был поврежден и Парфенон. Спустя сотню лет, при римском императоре Юлиане, все восстановили вновь.
В 6 веке, когда началась активная христианизация Европы, а Афины стали провинцией, храмы начали превращать в церкви. Парфенон стал Храмом Софии (Мудрости Божьей), а затем Богородицы Афинской.
1
Примерно в 1000 году византийский император Василий Второй реконструировал Парфенон и украсил его внутри фресками.
Вот только в 12 веке Афины разграблены в очередной раз, сарацинами. Когда в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, владения Византии были поделены и Афины были отданы Оттону Деларошу, бургундцу. После него этот переходящий приз был в руках каталонцев, флорентийцев и венецианцев. И Акрополь вновь становится мощнейшей крепостью, Парфенон стал католическим (после православного) храмом, Пропилеи — дворцом Иноземных правителей, а Эрехтейон и вовсе стал жилым домом!
1
В 1456 году в Афины вошли турки. И почти на четыре столетия Акрополь стал жилым кварталом, А Парфенон — мечетью. К одному из углов даже минарет пристроили. Больше всего повезло Эрехтейону — там разместили гарем коменданта города.
Первые серьезные зарисовки Акрополя были сделаны в 1674 году, художником Ж. Карри, который прибыл в Афины в свите маркиза де Нуантеля, посла французского короля Людовика 14, Короля — Солнца. Он сделал бесценные зарисовки скульптур храма. Когда спустя 13 лет армия венецианского маршала Морозини осадила Акрополь, бомба венецианцев попала в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад. БОльшая часть храма взлетела на воздух. А потом еще «просвещенные» венецианцы, покидая город пытались отковырять коней с фронтона разрушенного храма, кони упали и разбились вдребезги…. Венецианцы всегда тащили в свою норку все, что плохо лежит. Впрочем, что хорошо — тоже.
1
А в следующие столетия к венецианцам присоединились другие европейцы — налетели, как коршуны. Британец Томас Брюс, седьмой граф Элгин, снял 56 из 97 уцелевших плит фриза, 19 статуй с фронтона, и 15 с южной стороны! На этом беды не закончились — потерпели крушение два корабля, перевозившие бесценные сокровища — на «Менторе» погибли 17 ящиков со скульптурами. Правда, островные ныряльщики часть подняли. А собрание Элгина было продано британскому правительству и передано в Британский Музей. Где все это хранится и поныне…
Во время греческой революции 1821 года Акрополь вновь становится театром боевых действий. Вновь — между греками и турками. В мае 1827 года греки сдали Акрополь туркам. К счастью, в 1830 году было признано Греческое государство и по приказу Оттона (сына баварского короля Людвига), ставшего первым королем Греции, объявляет Афины столицей. Начинается спасение Акрополя. Были отрыты захоронения архаической эпохи, ставшие самыми лучшими экспонатами Музея Акрополя. Реставрационные работы шли до Второй Мировой Войны.
1
Но следующая опасность, постигшая Акрополь — загрязнение окружающей среды, и как следствие — порча мрамора, и окисление металлических конструкций, используемых при реставрации. В 1975 году создали Межотраслевую Комиссию по Консервации Памятников Акрополя, которая изучает и проводит работы.
1
Так, с историей справились. Теперь непосредственно об Акрополе.
Великий швейцарский архитектор, живший во Франции (кстати, гад и нацист) сказал об Акрополе: «На Акрополе, в молчаливых объятиях извлеченного из доисторической эпохи пейзажа возвышается страстное слово, почти крик, возглас — краткий, незавершенный, мощный, сжатый, объемный, резкий, пронзительный, решительный: мрамор храмов несет голос человеческий».
1
Кстати, само слово «Акрополь» состоит из двух частей: «акра» — «вершина» и «полис» — «город». Вот так выглядит Акрополь сегодня:
1
1. Пропилеи.
2. Храм Афины — Ники.
3. Парфенон.
4. Эрехтейон.
5. «Древний храм».
6. Халкотека.
7. Храм Ромы и Августа.
8. Святилище Пандиона.
9. Святилище Зевса Полиея.
10. Алтарь Афины.
11. Пандросейон.
12. Аррефорий.
13. Статуя Афины Промахос.
14. Святилище Дионисия Элевферского.
15. Клепсидра.
16. Святилища Апполона, Зевса и Пана.
17. Святилище Афродиты и Эрота.
18. Святилище Аглавры.
1
1. Пропилеи Мнесикла — «предвратие» — в свое время было совершенно новаторское сооружение. Раньше сюда вела дорога, но во времена императора Клавдия она была заменена монументальной лестницей (52 год до н. э.). В 1959 году часть плит, которые положили в 19 веке при реконструкции разобрали и соорудили покрытую плитами дорожку, по которой многочисленные посетители поднимаются до сих пор.
1
2. Храм Афины — Ники. Располагается к юго-западу от Пропилей, на оборонной башне микенского времени, реконструированной в классическую эпоху. Сооружение изящное и совсем небольшое. Именно здесь молились за победы в сражениях, а затем благодарили богиню за помощь. В храме очень интересный внутренний декор, украшенный рельефными изображениями фриз (частично в Британском музее, частично в Музее Акрополя). На фронтонах — битва афинян с амазонками (и чего бились, надо было подружиться). На наружной поверхности парапета восхитительные изображения Крылатых Ник, а между ними — вооруженная Афина.
2
3. Парфенон. Огромный, великолепный храм богини Афины. «Парфенос» — «дева». Архитектором храма были Иктин и Калликрат, но главную роль в его создании сыграл Фидий. Архитектура дорийского и ионийского стилей создала новый, аттический стиль. Парфенон был построен с удивительной скоростью — за девять лет! Правда, скульптуры фронтонов закончили через шесть лет. Это был самый большой храм дорийского ордера во всем древнегреческом мире, и единственный храм, созданный почти полностью из мрамора. Скульптурный декор Парфенона можно изучать часами.
1
А на следующем фото мраморная плитка, почти черепица, которой был крыт Парфенон:
1
4. Эрехтейон. Расположен к северу от Парфенона. Здесь хранился «ниспосланный с неба» деревянный ксоан Афины. Его наряжали в новый пеплос на празднике Панафиней. Название связано с легендарным царем Эрехтеем, который позже был отождествлен с Посейдоном.
Это сооружение было посвящено богине Афине Полладе, покровительнице города. А заодно и Посейдону — Эрехтею. Под мраморным морем находился колодец с морской водой, из которого, по словам путешественника 2 века Павсания, было слышно шум волн при дуновении южного ветра. В южном портике Эрехтейона точные копии подлинных Кориатид.
2
1
5. «Древний храм». В 1885 году был обнаружен фундамент большого храма, о существовании которого узнали из античных источников.
1
6. Халкотека. Фундамент прямоугольного сооружения середины 5 века до н. э. Здесь хранились бронзовые предметы — оружие, статуэтки и гидрии. Это были дары, посвященные богине Афине.
1
7. Храм Ромы и Августа. Когда-то к востоку от Парфенона находился небольшой храм, посвященный афинянами богине Роме и императору Августу. Сооружение ионийского ордера было круглым, без стены за колоннами (моноптерн).
1
8. Святилище Пандиона. Там, где сейчас находится здание старого Музея Акрополя, было основано святилище в честь легендарного афинского царя Пандиона. Оно состояло из большой прямоугольной ограды, разделенной на два участка.
1
9. Святилище Зевса Полиея. От этого сятилища, посвященного Зевсу, сохранились только скудные следы. Изначально это был прямоугольный двор, небольшой храм, стол-алтарь и высеченная в скале яма для пепла от жертвоприношений. Здесь во время праздника Дииполий совершались жертвоприношения быка. Жертвенник посыпали ячменем, перемешанным с пшеницей. Когда животное подходило, и начинало есть зерно, один из жрецов, которого называли «буфон» — «убийца быка» убивал его, а затем обращался в бегство. А Афиняни устраивали суд над орудием убийсва — секирой. Этот странный обычай был связан с переходом культов. От того, когда богам посвящали плоды, к более позднему, требовавшему кровавых жертвоприношений.
1
10. Алтарь Афины. Перед святилищем Зевса было местонахождение древнейшего алтаря Афины. Это был главный большой жертвенник, который в течении нескольких веков обслуживал все храмы, строившиеся на сколе Акрополя.
11. Пандросейон. Святилище Пандросы, дочери легендарного царя Кекропа. В святилище можно было попасть через стену Эрехтейона. По легенде, когда-то здесь росла маслина, подаренная городу самой Афиной, но в 480 году до н. э. персы сожгли дерево (тоже в список требований к Ирану — компенсация), однако уже на следующий день на месте сожженного ствола появился росток высотой в 1 локоть (46 см). Сегодняшняя маслина была посажена в начале 20 века.
4
12. Аррефорий. Фундамент этого сооружения 5 века считают Аррефория, т. е. жилищем аррефор. Аррефорами были две девочки в возрасте от 7 до 11 лет из лучших афинских семей, которые в течении определенного времени жили в святилище Афины. Они так назывались потому, что переносили «аррета» — таинственные священные предметы во время праздника Аррефорий. Как рассказывает Павсаний, в ночь таинственного обряда, аррефоры брали таинственные предметы, закрытые таким образом, что бы их никто не увидел, и спускались по тайному ходу с Акрополя в соседнее святилище Афродиты в Садах. Там один из жрецов принимал священные предметы, передавал аррефорам другие, тоже тщательно закрытые, а аррефоры переносили их на Акрополь и передовали там жрице Афины. После этого девочки возвращались домой, а их место занимали другие девочки. Еще одно занятие для аррефор — они ткали новый пеплос для ксоана Афины.
1
13. Статуя Афины Промахос. О бронзовых и мраморных статуях, стоявших когда-то на Акрополе, свидетельствуют только выбоины в скале и тексты Павсания и других авторов. Наиболее впечатляющей была колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос. Это раннее произведение Фидия, на создание которого афиняне использовали часть военной добычи, взятой при Марафоне.
1
14. Святилище Диониса Элевферского. Театр Диониса. Святилище Диониса было основано в 6 веке до н. э. Был построен храм и круглое пространство для совершения культовых представлений в честь Диониса. Это и стало ядром позднейшего театра. Позднее был выстроен новый храм, но от них остались лишь скудные следы.
1
Театр Диониса связан с одним из самых блестящих изобретений древних греков — драмой. Предшественником драмы был дифирамб — импровизированная песнь, которую исполняли во время пляски в честь Диониса, бога растительности, вина и опьянения. Все три формы античной драмы — трагедия, сатировская драма и комедия — достигли своего совершенства в Афинах 5 века до н. э. (Аристофан, Софокл, Эсхил, Еврипид).
2
Театр в те времена являлся частью религиозных праздников и носил характер состязания. Они проходили во время Великих Дионисий, пышного городского праздника. В состязаниях принимали участие по три поэта — трагика и пять поэтов — комедиографов, которые представляли свои произведения от рассвета до заката в течении нескольких дней. После чего комиссия из 10 членов объвляла победителей.
Театр состоял из трех частей: орхестры (от глагола «танцевать») — это круглая площадка, на которой происходило действие; скены («палатка») -сооружение, в котором актеры меняли одежду; чаши — склон в форме амфитеатра, места для зрителей.
Вместимость театра составляла около 16000 зрителей.
В Средние века он был скрыт слоем почвы, а раскопали его в 1862 — 1895 годах.
15. Клепсидра. Точнее — ее остатки. Это был самый значительный источник Акрополя. Название происходит от слов «воровать воду».
16. Святилище Зевса, Пана и Апполона. Три пещерообразные углубления в скале, в которых находились святилища.
Первая посвящена богу Пану — козлоногому богу, который якобы оказывал помощь афинянам в битве при Марафоне. Вторая пещера посвящена Зевсу Зевсу Олимпийского или Астрапея (Молниеблещущего). Третья пещера — святилище Апполона Гипоакрея (Подвершинного). По преданию, Апполон сочетался здесь с Креусой, дочерью легендарного царя Эрехтея, вследствии чего на свет появился Ион.
1
17. Святилище Афродиты и Эрота. Святилище под открытым небом, в котором почитали Афродиту и ее сына Эрота, как божества рождаемости и плодородия. При раскопках здесь обнаружилиразного рода предметы, и кусочки статуй.
1
18. Священная пещера Аглавры. Это самая большая пещера города, находящаяся на восточном склоне города. В 1980 году здесь была обнаружена мраморная стела, представляющая собой постановление в честь Тимокриты, жрицы Аглавры (в Музее Акрополя). Согласно мифу, Аглавра, одна из дочерей царя Кекропа, во воле Оракула добровольно принесла себя в жертву, бросившись вниз со стены Акрополя, что бы спасти Афины от многолетней осады. В это святилище приходили афинские эфебы, едва достигшие 18 — летия, что бы принести клятву в готовности защищать родину, не щадя собственной жизни.
Согласно Геродоту, именно через эту пещеру на Акрополь ворвались персы. Вот, собственно, почти все. Конечно, об Акрополе можно писать и рассказывать часами, я ни словом не обмолвилась о Святилище Нимфы, об Одеоне Герода Аттика, о Кузнице, об экспонатах, находящихся под навесом, о портике Эвмена, о Хорегиальных памятниках Никии и Фрасилла, об Одеоне Перикла, об античных дорогах, о крепостной стен, о святилище Артемиды Бравронской……
Но, тогда это написание затянется на долгое время, и чтение — на не менее долгое. Хватит. И, я рекомендую — увидеть все это собственными глазами! И, оказаться в мире древней Эллады, ее героев и богов, мифов и легенд.
Часы работы:
в летнее время с 8.00. до 18.30. с понедельника по пятницу;
суббота, воскресенье с 8.00. по 14.30.;
в зимнее время с 8.00. до 16.30. с понедельника по пятницу;