Как утверждает местное поверье, «Гибралтар будет британской территорией до тех пор, пока не переведутся все живущие здесь обезьяны».
Во время Второй мировой войны (в 1942-м году), после того, как популяция обезьян сократилась всего до 7 особей, премьер-министр Великобритании — сэр Уинстон Черчилль распорядился, чтобы их число немедленно было пополнено за счёт лесных маготов из Марокко и Алжира.
Никак не хочет Соединенное Королевство отдавать свою последнюю европейскую колонию, цепляясь за разные небылицы, и поддерживая, казалось бы, ничего не значащие традиции. Так и торчит английский Гибралтар как заноза в испанском теле, вызывая раздражение «страны-хозяйки».
Но, справедливости ради надо сказать, что там у них вроде как демократия, поэтому народ спросили, мол: «С кем хотите жить, ребята?» Ребята большинством 90% выбрали Королеву. Не дураки, чо — гражданство Великобритании на дороге не валяется. В Испании конечно считают, что результаты подтасованы, но «Gib» — как его называют местные жители, по-прежнему английский.
1
Гибралтар удачно вписывался в наш автомобильный маршрут по южной Испании, так что даже не пришлось давать лишний крюк. Ехали себе и ехали из Гранады, а тут — бац! — английские владения. Тем более, что с синими проездными виза для посещения Гиба не требовалась, так почему бы не заехать в гости?! View Larger Map
Граница с Испанией самая настоящая, без дураков, с проверкой документов и таможней. Попасть на территорию Гибралтара можно на автобусе (из испанской деревушки La Linea), пешком, или на машине (есть еще самолеты и круизы, но сейчас речь не о них).
Мы, естественно, выбрали автомобильный способ, даже не испугала 20-минутная очередь. Подумалось, что на 35-градусной жаре, да с мелким дитём, всё же хочется иметь поблизости кондиционер, и не зависеть от расписания общественного транспорта. Если очередь на въезд совсем уж большая (хотя, по слухам, никогда не бывает больше 45 минут), то машину можно оставить на платной стоянке на испанской стороне, и быстренько переместиться в Гиб на правах пешехода.
Сразу за границей — намывная взлетно-посадочная полоса. Взгляд налево, направо, вверх на всякий случай, и можно ехать:) Шутка конечно. Когда самолеты садятся или взлетают, полосу перекрывают шлагбаумами. А что делать, территория страны всего-то 6,5 кв. километров, вот главная дорога (буквально Главная — Main street) и проходит по ВПП.
Да что там шесть с половиной! Полезная площадь много меньше, ведь основную часть страны занимает Скала, она же — The Rock, она же — один из двух античных Геркулесовых столбов. Второй столб — скала Джебель-Муса, находится в 20 с небольшим километрах к югу, уже в Африке. По словам Платона, на этих «столбах», были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота над Гибралтарским проливом из Средиземного моря в Атлантику.
В древнегреческих сказаниях упоминается, что Геракл во время своего очередного «подвига» (грабительского похищения сказочных быков Гериона) воздвиг Геркулесовы столбы. Во время путешествия на запад, Геракл отметил самую дальнюю точку маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» — край света, предел мира, и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».
Вот он — конец античного мира. «Nec plus ultra» («Дальше некуда»):
3
Дальше нам было не надо, а требовалось как-то попасть на вершину скалы, ведь именно там находился заповедник с обезьянами, с которых и начался этот рассказ.
Несколько лет назад, во время автомобильного путешествия по Северной Африке, нам уже доводилось снимать маготов в горах Среднего Атласа (фоторепортаж >>). Тогда они запомнились нежными пушистыми существами, которые робко принимали в дар принесенные нами кусочки кураги и яблок. О, насколько же далеки от них оказались Гибралтарские сородичи!
4
Проще всего на Скалу подняться по канатной дороге (15,5 евро туда-обратно). Машину можно оставить на очень большой (и бесплатной!) парковке прямо перед зданием с кассами в центре города. Кстати, несмотря на принадлежность Англии, ездят в Гибралтаре как все нормальные люди по правой стороне дороги, так что с этим проблем нет.
С вершины открываются отличные виды во все стороны. Хочешь — смотри на Африку, хочешь — на Испанию, хочешь — рассматривай сам Гибралтар в деталях.
Под «дешёвым» флагом на Гибралтаре зарегистрированы суда зарубежных компаний: Германии — 55, Великобритании — 13, Греции — 6, Норвегии — 3, Франции — 2, Монако — 2, Бельгии — 1 и Кипра — 1.
Экономика страны полностью зависит от британских капиталовложений. Львиная доля их идет на поддержание доков Гибралтара, приносящих немалый доход английским хозяевам. Ведь ежедневно к причалам полуострова швартуются около трехсот судов со всех концов света.
Но главными факторами, влияющими на экономику колонии, по-прежнему остаются военная база и военно-морская верфь. Так называемые «оборонные расходы» Англии в Гибралтаре ежегодно составляют круглую сумму в 20 миллионов фунтов стерлингов. Не случайно на полуострове в ходу поговорка: «Если Англия чихает, Гибралтар заболевает от простуды».
Тем временем, пока мы разглядывали окрестности, наверху появились мохнатые аборигены здешних мест. Как-то кособоко и вприпрыжку они ловко оказались на перилах смотровой площадки, с ожиданием поглядывая на посетителей. Повсюду виднелись знаки, предупреждающие, чтобы туристы не кормили обезьян — это их развращает, балует, и вообще… За несоблюдение — штраф 500 фунтов стерлингов. Однако, строгость закона успешно компенсировалась необязательностью его исполнения, обезьянам периодически подкидывали орехи и чипсы.
1
Ни о каких «робких нежных прикосновениях» здесь речи не шло. Гибралтарские маготы оказались довольно свирепыми и агрессивными существами. У одной девушки большой обезьян неожиданно выхватил целый пакет с сушеными фруктами, проигнорировав протянутый жалкий кусочек, и довольно ухая убежал в лесок, шурша упаковкой.
Бывали случаи, когда туристы лишались даже фотоаппаратов по неосторожности. Несмотря на то, что мы принципиально не держали никакой еды в руках, еще один обезьяныш ловко прыгнул мне сверху на рюкзак, в мгновение ока расстегнул его молнию, и выхватил детскую книжку-раскраску, лежащую сверху. Поняв, что она не представляет для него никакого интереса, тут же бросил, но впечатление-то осталось! Уууу, зверюги!
3
В настоящее время на Скале живет около 300 обезьян. При рождении каждое животное регистрируется, ему вживляется электронный чип, наносится татуировка и дается имя. Фотографии наиболее «заслуженных» представителей обезьяньего населения размещены на особой доске на верхней площадке вагончика канатной дороги. Хотя, как по мне, место этим фото не на доске почета, а на стенде «Их разыскивает милиция» :)
2
Так как самки маготов отличаются высокой фертильностью, численность популяции на Гибралтаре устойчиво увеличивается. Великобритания может быть спокойна.
Hello, World!
4
Гибралтарская колония маготов находилась на попечении британской армии и позже Гибралтарского полка с 1915 до 1991 года. Был назначен чиновник, чтобы контролировать их благосостояние, и следить за продовольственным пособием в виде фруктов, овощей и орехов (включалось в бюджет). Информация о рождении новых обезьян публиковалась в официальной газете, а каждого новорождённого детёныша называли своим именем. Нередко в честь губернаторов, бригадных генералов и высокопоставленных лиц.
Поднимаетесь вы на Скалу, а там вас уже ждет свой Нельсон, Ньютон, или там Френсис Дрейк. «Где чипсы? Чипсы давай! " :)
1
Любая больная или травмированная обезьяна помещалась в Королевскую военно-морскую больницу и получала такой же уход, как и рядовой армии. После вывода войск британского гарнизона, правительство Гибралтара взяло на себя ответственность за обезьян.
Не могу сказать, что получили большое удовольствие от общения с местными маготами. Африканские, как ни странно, более цивилизованно себя ведут. А здесь не расслабишься толком, глаз да глаз за личным имуществом!
3
На обзорной площадке также есть кафе (обезьянам вход строго воспрещен!), где можно прийти в себя после контакта с местным животным миром.
Короткая поездка в Гибралтар подходила к концу. Та же 20-минутная очередь на выезд, и вот мы снова в Испании. Путешествие продолжается!