В прошлой части я остановилась на временах прихода кельтов и начала рассказывать о них, и о их быте. Продолжаю. Главные артефакты тех времен находятся в могильных курганах, которые раскапывают и в настоящее время. Могила кургана Хохмихеле неподалеку от Ридлингена принесла множество интересного. Помимо центральной камеры, наиболее обогато обставленной, была нетронутая боковая могила. В деревянной камере, обложенной, среди прочего, шкурами крупного рогатого скота, лежал мужчина.
1
При нем было шейное кольцо — украшение, нож для резки, лук и полный колчан стрел. Рядом стояла четырехколесная телега со снятыми шкворнями и упряжью для двух тяжеловозов. На повозке, вероятно, лежала женщина, с богатыми украшениями и амулетами, а также бронзовой посудой. Колчан и остатки вышивки из дикого шелка указывают на конную кочевую среду и регион Восточного Средиземноморья. Женщина в повозке, очевидно, была главным человеком м могильнике. Если бы они оба не умерли одновременно случайно, скорее всего первым умер мужчина.
1
В 8 веке до н. э. умерших сжигали и хоронили в собственных курганах. Немногочисленные подношения из бронзы или редкого железа, такие как украшения, уздечки, оружие или детали повозок, сжигались, но не до конца сгорали в могиле. Деревянные ножны бронзовых или железных рубящих мечей имели на конце эффектные бронзовые ленты — крылья в качестве украшения и усиления. Умершим клали многочисленные глиняные сосуды с едой для путешествия в загробный мир. Великолепные сосуды, известные как «керамика Альб-Хегау» по основному ареалу их распределения, характерны для раннего кельтского периода. Созданные вручную, без вертушки, богато украшенные, малообожженные и малопригодные для повседневного использования, они, по-видимому, делались исключительно для погребальных обрядов и в качестве погребального инвентаря.
1
В 1901 году в Доттингене археологически исследовано 32 кургана, в номере 11 на обгоревшей плите под камнями лежали меч и частично пышно украшенный гесхин. Режущие мечи являются символоми статуса раннего Гальштатского периода. Их ручки были изготовлены из органического материала и не сохранились. Когда-то деревянные ножны украшали эффектные крылья.
В этом же году в Тонниэльмер-Хогунде проводились раскопки, в основном сосредоточенные посреди холмов. Мертвец в Хюгеле был не обычно сожжен, а похоронен сидя. На левом боку от него лежал меч, все еще изготовленный из бронзы. Элегантная головка копья также была частью его снаряжения. Вокруг него в виде арки располагались 20 сосудов.
Умершую женщину сожгли на костре в могиле. Посреди костра лежал обугленный сверток ткани, халат и два обгоревших кольца на руки. Рядом с ним находился сервиз, состоящий из 24 тщательно продуманных глиняных сосудов. Расположение могилы над двойной могилой показывает, что традиция пристроек для сосудов продолжалась и в более молодой период Халистатта.
Ступенчатые тарелки, миски, чаши, глиняные таблички, крышки с перфорированным краем — ок. 65 года до н. э. Предметы из мужской могилы: меч и лента из ножен, сосуд из бронзы, глиняные тарелки, чаши — 8 век до н. э.
1
Кельты хоронили свою знать в деревянной погребальной камере, которая была оборудована всем необходимым для жизни в загробном мире. Над главной могилой сооружали насыпь из камней и земли. Чем богаче и знатнее был покойник, тем шире и выше был холм. Раскопки показывают, что членов семьи или доверенных лиц часто хоронили сбоку или по бокам от кургана. Строительство такого кургана нужно было хорошо спланировать, а если кто-то умирал, то делать это нужно было быстро. Уже в древние времена многие могилы были вскрыты и разграблены.
Главными символами статуса были ювелирные изделия и кинжалы. Начиная с 6 века до н. э. на мужских могилах вместо мечей можно встретить церемониальные кинжалы. Это малопригодное для войны оружие представляет собой сугубо индивидуальные шедевры кельтских кузнецов. Это были знаки достоинства, которые, вероятно, обозначали не воинов, а тех, кто управлял воинами. В женский наряд входили серьги, и украшения для волос из золота, поясные цепочки, кольца на шею, на руки и ноги из бронзы, а также подвески и ожерелья из стекла, коралла, агата и янтаря. Появились также новые виды застежек для одежды — броши. Остается неясным, стоит ли за разными моделями возраст, социальная группа, семейное положение, статус, род занятий или иностранное происхождение.
Нож, в сохранившихся кожаных ножнах, принадлежал мальчику, как и четыре броши и кольца. Поскольку эти вещи были очень ценными, и найдены внутри кургана, мальчик определенно происходил из богатой семьи. Обычные люди не могли себе такого позволить. Строителсьва кургана занимало много времени, в зависимости от его размера. В одном кургане хоронили обычно несколько человек. Самая большая погребальная камера посередине всегда принадлежала главному в захоронении.
1
Эта стела была обнаружена у подножия кургана гальштатского периода. Кроме того, в камне находились еще два фрагмента стелы. Камни были очень стары, они относились к третьему тысячелетию до н. э. и повторно использовались в 6 веке до н. э.
1
О том, что в неограбленной могиле находилась семейная пара, можно было судить только по погребальному инвентарю и нескольким фрагментам зубной коронки. Кости полностью истлели. Несмотря на бронзовые сосуды и колесницы, личное убранство четы не было слишком богатым. Выдающимися являются ожерелья из стеклянных янтарных бусин, а также одна из старейших коралловых находок в районе Вестхальштат.
В витрине: мужсое снаряжение — кольцо на шею, обтянутое замшей, две броши в виде змеи из бронзы, резак железный, наконечники стрел, колчан с бронзовой подвеской — ок. 630 года до н. э. Женское снаряжение — колье из примерно 2300 зеленоватых стеклянных бусин. Колье из примерно 350 маленьких янтарных бусин. Брошь в виде змеи из бронзы. Янтарные кольца с просверленными отверстиями для коралловых вставок. Кольцо из бронзы на правое предплечье. Амулеты из стекла, кораллов, бронзы. Для путешествия в загробную жизнь — четырехколесная управляемая тележка была поставлена у северо-восточной стены погребальной камеры, которая рухнула под давлением лежащего на камере груза. Остатки ткани позволяют предположить, что ею была покрыта тележка. На тележке лежала упряжь для лошадей и бронзовые сосуды.
1
Захоронение в дубовом гробу. Могила из Хохмицеле, с брошами, поясом и копьями, несмотря на простой курган. Две броши — змеи из бронзы, для мужчины, два наконечника копья из железа, два двойных крючка — застежки от пояса из бронзы, мужские и поясная мужская пластина из бронзы. 8–6 века до н. э.
1
Найденные различные материалы в курганах.
1
Женский браслет как подношение. Вызывают недоумение украшения в виде фундука, слив, пучков лобковых волос, человеческой косы, женского пояса и миниатюрного горшка, которые были помещены на овчине перед центральной могилой в Альтхайм-Хайлигкройцталь. В витрине: коса из человеческих волос, сплетенная из трех прядей, миниатюрный сосуд из глины, компоненты пояса. Конец 7 века до н. э.
1
С конца 7 века до н. э. В насыпях этих курганов выкапывали дополнительные могилы, иногда более сотни. То же самое произошло с курганом в Хохмихеле неподалеку от Ридлингена, который диаметром 80 метров и высотой 13,5 метров был самым большим холмом в регионе Хойнебурга. Помимо 11 более простых последующих погребений, здесь в боковой камере обнаружено наограбленное двойное погребение с телегой. Хотя она и была богато убрана, она не дотягивала до качества центральной могилы, в которой сохранились остатки золотой парчи, несмотря на ее разграбление.
1
Сообщества мертвых, очевидно, отражают иерархические живые сообщества, вероятно кланы, каждые из которых имеют лидеров.
1
Две витрины с шедевральными предметами из могил мужчин высокого звания и достоинства. Железные кинжалы с искусно выполненными рукоятками и ножнами, вероятно, были символами статуса и знаками достоинства важных людей. Ясно видимые различия между обоюдоострыми кинжалами и более простыми однолинейными кинжалами, вероятно, отражают социальные различия. Мальчик из Хегнаха, которого похоронили с кинжалом, видимо, уже имел право на столь великолепное оружие. Женские шкатулки для драгоценностей были богато наполнены, в основном блестящей золотой брозой и лишь изредка золотом, которое предназначалось для сережек и височных колец. Отдельные компоненты костюма во многом схожи, но носились и комбинировались по-разному. Очевидно, ношение украшений подчинялось определенным правилам внутри региональных культурных групп.
1
Предметы из мужских могил и могилы мальчика: кинжалы и ножны из железа, два железных копья, две броши — лодочки из бронзы, поясные пластины из бронзы, бронзовые литавры, кольца из бронзы, железные наконечники копий, бронзовые пинцеты. Предметы из центральной могилы: 11 колец из бронзы, все — на левое ухо, ребристое полое бронзовое кольцо на правое ухо, колье на нею из бронзы с подвеской, ожерелье из 1000 стеклянных бусин и колец из кости, фрагмент декорированной поясной пластины из бронзы. Предметы из женской могилы: золотые спирали на голову, кольца — браслеты на шею из бронзы, янтарные бусины, декоративные броши из железа и латуни, две головы птицы из бронзы, кольца из бронзы. Все относится к 8 — 5 векам до н. э.
1
Эксклюзивное колье с шеи женщины, с восемью подвесками из листовой бронзы, и конусообразной подвеской из янтаря, которая, несомненно имела не только ценность, но и служила оберегом. Было обнаружено в 2010 году. Помимо него, бронзовый перстень на руку с восемью бронзовыми и одним янтарным кулоном, шесть украшенных бронзовых колец с обеих рук, 7–6 века до н. э.
1
У дамы из Бёблингена явно был экстравагантный вкус! Две необычные броши — литавры, которые носили на висках, имели трубчатые расширения, а на основании — углубления для коралловых вставок. Кроме того, на кронштейн были нанизаны янтарные бусы. Ожерелье из янтарных бусин и браслет — родом из Верхней Швабии. Такие ювелирные изделия типичны для раннего, молодого периода Гальштата.
1
Подобные украшения носили от Альба до Средиземноморья. У дамы из высшего сословия, для которой был построен курган, были серьги из чистого золота. На руках она носила браслеты из мелких бусинок. Такие бусы особенно распространены в регионе Баден-Вюртемберга, где гагат встречается в сланце Швабского Альба. Напротив, кораллы в ее ожерелье демонстрируют далеко идущие связи в Европе.
1
Главное — мода. Для ожерелья женщины могли выбрать из разных материалов, которые были в моде на протяжении 200 лет. Подвески из янтаря, безусловно, были одними из самых ценных предметов. Стеклянные бусины из Хегнаха уникальны для местного региона, подобное встречается в Словении. В витрине: две конические ребристые подвески из янтаря, в отверстии находится бронзовая игла с ушком, подвешенная в бронзовом кольце. Ожерелье из гагатовых бус. Четыре стеклянные бусины с накладными точками. 7–5 века до н. э.
1
Бронзовая пластина на поясе спереди украшена круглыми глазками и изображением оленей и быков. Пояс был сделан таким образом, чтобы владелец мог видеть животных, но для других зрителей они были перевернуты. Кожаная спинка, густо украшенная небольшим бронзовым декором, заканчивалась треугольным кожаным язычком, который можно было повесить на бронзовый крючок, приклеенный к листовому металлу.
1
У 20-25-летней женщины из Гроссальтдорфа был с собой целый ансамбль амулетов. Бирки для обуви были особенно популярны в районе озер Северной Италии и редко встречаются к северу от Альп. Функция часто встречающихся треугольных рамок до сих пор достоверно не выяснена. Броши — банты, подобные этой паре из Эрмингена, относятся к числу ранних брошей Гальштатского периода. Три янтарных кольца, три треугольные бронзовые рамы, две бронзовые подвески в форме обуви, два бронзовых кольца с петельками, все это относится к 6–5 векам до н. э.
1
В эпоху Поздней Бронзы люди традиционно ориентировались на культурные ценности из региона вниз по течению Дуная. Они подражали инновациям оттуда. С 9 века до н. э. этот горизонт расширился и включил юго-восточный альпийский регион, север Италии и Этрурию, где уже были заметны восточные влияния. Отсюда продавались навершия мечей из слоновой кости, бронзовые ведра и предметы культа. С основанием греческих колоний в Провансе около 600 года до н. э. западная Гальштатская культура на юго-западе Германии, в частности, имела прямой контакт с греками и этрусками. Их образ жизни и их пьянство стали мерилом для всего правящего класса. Вдоль Роны и Альп шел оживленный обмен. Связи с востоком не прервались, но стали менее важными.
2
Исключительными в данном регионе являются перегородочные чаши, изготовленные специально для погребальной церемонии, глиняные диски с «лунными идолами», которые, вероятно, символизируют очаги, и глиняные погремушки в форме птиц, которые были не столько игрушками, сколько культовыми приспособлениями вроде сосудов — близнецов. Они демонстрируют явное влияние юго-востока культуры Остхальштата вокруг Восточной Австрии и Словении. В витрине: перегородочная чаша из глины, глиняные погремушки в форме птицы, сосуды — близнецы из глины, глиняный диск с прикрепленным по краю «лунным идолом». Все 8–7 веко в. до н. э.
1
Из далеких стран — еще в Гальштатский период для украшений и инкрустрации использовались материалы из далеких стран. Уникальны оправы с насадными бусинами, которые, вероятно, служат подвесками. Бусы, вероятно, происходят из Словении, одного из первых центров производства бисера. Янтарь пришел из Балтийского моря, горный хрусталь из Альп. Слоновую кость могли доставить через Фёницлен. В витрине различные могильные подношения 7 века до н. э.: шесть рамок из бронзы, с прикрепленными не менее 75 синими, белыми и тонированными стеклянными бусинами и подвеской с петелькой; 11 янтарных бусин; яйцевидный горный хрусталь абролита, железный меч с навершием из слоновой кости.
1
Многие погребальные предметы из этой витрины отражают оживленный культурный обмен. Ремень из бронзового листа, малоберцовая кость с храповыми пластинами и чехол на сиденье, вероятно, происходят из Восточного Гальштата. Брошь Сангисуга и брошь Кан демонстрируют влияние Италии. 7–6 века до н. э.
1
Глиняные копии бронзовой посуды для питья, такой как чаши для шофа или ситулы, используемые в качестве сосудов для вина и связанные с ними обычаи питья были заимствованы из Средиземноморского региона. Видимо, современники, не имевшие доступа к бронзовой посуде, тоже хотели подражать высшему сословию. В витрине: сосуд для питья с приподнятой ручкой из глины, ситула из глины с вырезанным узором, реберная коробка из глины, с росписью. 8–6 века до н. э.
1
Бронзовые сосуды, установленные в богатых могильниках, свидетельствуют о южных контактах, благодаря которым горшки и реберные ящики распространялись из Италии в Северную Европу в течении длительного периода с 7 по 4 века до н. э. Меандровый узор, выгравированный на небольшой бронзовой чаше, попал из Средиземноморья к местным гончарам и ремесленникам с 600 года до н. э.
1
Если в 7 веке до н. э. определенных дополнений было достаточно, чтобы выделить умершего человека, то в 4 веке до н. э. часть правящего класса начала подчеркивать свой статус особенно великолепной погребальной обстановкой. Мертвых хоронили со все более эксклюзивными предметами, такими как коленсница, золотые украшения, бронзовая посуда и импортные предметы. Их курганы обычно располагали вблизи поселений, занимающих доминирующее положение. Эти «княжеские резиденции», такие как Хойнебург, Гогенасперг или Ипф, характеризуются южным импортом и монументальными укреплениями.
1
Золотые шейные украшения были особенно распространены в западной Гальштатской культуре, причем не только в более узком окружении «княжеских резиденций», о чем свидетельствуют золотые кольца из далекого от них Дюслингена. Их почти регулярное появление в крупных курганах делает их своего рода знаком статуса правящего класса. Кто именно допущен к этому и по какой причине, остается неясным.
1
Искусство Гальштатского периода основано на геометрическом орнаменте позднего бронзового века. Поясные пластины, украшения, оружие, сосуды и редко сохранившиеся ткани демонстрируют меандровые узоры, зигзазообразные полосы, треугольники, ромбы и круги в разнообразном расположении и повторении. Характерной является более красочная могильная керамика, украшенная насечками и штампами, которые были заменены расписной керамикой около 600 года до н. э. Лишь изредка на поясных пластинах, в виде подвесок или глиняных лошадей встречаются стилизованные изображения людей и животных, что свидетельствует о влиянии восточной гальштатской культуры. Предметы, изготовленные из разных материалов, порой выполнены весьма индивидуально и свидетельствуют о мастерстве их изготовивших.
2
Ступенчатые пластины со строго геометрическими насечками и штампами являются типичным компонентом погребальных инвентарей более раннего гальштатского периода и часто встречаются парами. Здесь семиконечная звезда разделяет декоративные поверхности с поочередным рисунком. Поскольку на пластинах Лаутлингена всего два разных узора в семи полях, неизбежно существуют два одинаковых узора.
1
Остатки тканей являются редкими находками и обычно очень малы. Благоприятные условия позволили большому количеству таких сокровищ сохраниться в «княжеской могиле» Эбердингена Хохдорфа. В некоторых случаях можно распознать материалы, переплетения, узоры и цвета. Полоски листового золота из Хомихеле, напротив, принадлежали поясу, кожа которого когда-то образовывала узор, но не поддается видимому распознаванию. В витрине остатки текстиля, шерстяная ткань с растительными волокнами, вероятно, с конопляным лыком, светлых и синих тонов, три параллельные зоны рисунка с квадратами. Рисунки алмазов и свастики. Конец 6 века до н. э.
1
Искусство ткачества ценилось и культивировалось, потому что качество одежды отражало социальный статус. Витки ручных веретен в их различных рисунках и незаметные ткацкие грузы стоящих ткацких станков, едва намекают на тонкие цветные ткани и геометрические узоры плетения, которые были созданы с помощью тогдашних инструментов. В витрине пять завитков, ок. 500 год до н. э. Три ткацкие гири из глины, ок. 500 года до н. э.
1
Великолепные браслеты — бочонки состоят из одной детали. Выпуклость посередине не позволяла браслету сгибаться. Точное закрытие было достигнуто исключительно за счет целеноправленной работы молотка. Украшение выполнено с помощью долота и пробойников. Филигранная решетка поясной пластины отлита и также свидетельствует о высоком уровне мастерства автора. В узоре использованы элементы мотива росписной керамики. 6 век до н. э.
1
Сегодня листовой металл — это прокатный товар массового производства, но когда-то его приходилось кропотливо и умело разглаживать вручную до одинаковой толщины. На оригинальной заготовке ременной пластины видны следы, оставленные ребристым молотком при растяжении в длину. Следы вождения все еще можно увидеть на фрагменте готовой ременной пластины, которая когда-то была отремонтирована. В витрине: заготовка поясной пластины со следами молотка, поясная пластина со следами движения и старой заплатой, 6 вне до н. э.
1
Несмотря на длинные шеи и морды в виде клюва, в обеих парах животных можно узнать лошадей. Они являются западным «форпостом», особенно в северной Баварии, Богемии и Нидере. Австрийские фигурки, связанные с геометрическим стилем напоминают греческие. В мире культуры Западного Гальштата они являются свидетелями влияния восточного Гальштата. Четыре лошадки из глины, Ройтлинген, 8–7 века до н. э.
1
Если редкие фигуративные изображения в основном выступали как отдельные предметы, то здесь они используются как орнамент в строгом стиле локальной геометрии. Растущие контакты с живописным восточным альпийским регионом и северной Италией, по-видимому, начинают оказывать влияние, поскольку эти влияния теперь также ослабляют внутренний порядок, хотя все еще по чуть-чуть. Поясная пластина из бронзы, 6 век до н. э.
1
О новаторстве свидетельствует техника росписи сосуда с высоким горлом из группы курганов Бурренхофа. С одной стороны, это традиционные геометрические мотивы царапин и штампов, которые теперь реализованы с использованием новой технологии, но с другой стороны, есть и другие элементы мотива, такие как гирлянды и полукруги, которые нарушают строгую схему. Высокогорлый сосуд с черно-красной росписью по желто-белому фону. Первая половина 6 века до н. э.
1
По эту сторону Альп были приняты не только новые мотивы, но и новые методы, такие как токарный станок. На нем были обработаны вставные игольчатые головки из янтаря с инкрустациями контрастного цвета и изготовлена чаша из корневой древесины. Их украшения бороздками, выгравированными параллельно канавкам, идеально подходит для токарной обработки дерева, но мастерство более заметно в тонких стенках сосуда. В витрине 4 булавочных головки, янтарь с инкрустациями, перевернутая чаша. 6 век до н. э.
1
В 6 веке до н. э. с помощью круговых штампов и прообразов циркуля созданы новые формы на основе южных моделей. Наглядными примерами тому служат как бронзовый наконечник копья со стилизованной пальметтой, так и затвор из оленьего рога, орнамент которого процарапан циркулем, нанесенным 20 раз.
1
Изображение животных или людей в период Гальштата крайне редки. Тем более примечательно количество людей в женской могиле в Утбахе. Подвески непременно носили как амулеты, как и загадочные ажурные кольца — кубики. Вместе с изображениями безделушек они, возможно, были предвестниками нового кельтского стиля, для которого характерны фигуративные изображения. Одиннадцать миниатюрных подвесок из бронзы: две мужские и две женские фигурки, олень, неопознанное животное и пять кольцевых игральных костей, три прицепа для перевозки лошадей из бронзы. 5 век до н. э.
1
С конца 5 века до н. э. кельтские мастера переняли различные модели греческого и этрусского искусства и вдохнули в мотивы новый кельтский дух. Растительные и круговые орнаменты, лица демонов и мифических существ, украшали ювелирные изделия и орудие, лошадей и повозки. Многие вещи кажутся более скульптурными, элегантными и индивидуальными, чем южный оригинал, и в совокупности создают неповторимый стиль. В зависимости от света и воображения часто становятся видны скрытые гримасы и гротескные лица. Новый стиль также ярко заметен на монетах, на которых греческие и римские модели были своеобразно отчуждены. Кельтские ремесла отражают высокий технический уровень мастеров, в репертуаре которых было множество инструментов, используемых до сих пор.
1
Предметы (лошади, лица, птицы) из женской могилы Швибердингена района Людвигсбурга, вторая половина 5 века до н. э. Брошь «Двойная маска» из бронзы, с коралловыми вставками; брошь «Двойная голова птицы» из бронзы, с коралловыми вставками; брошь «Лошадь» с арбалетной спиралью из бронзы; брошь в виде птичьей головы из бронзы с поселения на холме Лохенштайн.
1
Примером мастерства ювелирного искусства и ранней головоломки является брошь Розенштайна (близ Эйбаха). В ней на очень маленьком пространстве спрятано не менее 10 лиц. Такие украшения вряд ли были простыми предметами интерьера, и сегодня нам доподлинно неизвестно, что хотели рассказать с помощью таких украшений.
1
Типичным для искусства раннего периода Ла Тен является образ человека, который преимущественно проявляется в фигуративных брошах. В орнамент интегрировано человеческое лицо, появляются смеси людей и животных. В репертуаре изображений доминируют мрачные лица с широко открытыми глазами, и с оскаленными зубами. Брошь — маска из бронзы с гримасничающими изображениями с обеих сторон, вторая половина 5 века до н. э.
1
Броши, а также другие предметы, такие как крючки для ремней, в ранний период Ла Тен украшались головами животных (птиц, баранов) или мифических существ. Крючок для ремня из бронзы с коробчатым креплением и декором в виде гримасы, 5 век до н. э.
1
Наконечник типа клеверного листа, который встречается также в «королевских» могилах района Рейна и даже в кантоне Тичино — почти Италии. Круглый глаз, лист пальметты и коралловый орнамент — типичные элементы раннего стиля Ла Тен. Из известных предметов, этот имеет наиболее украшенную заднюю часть
1
Впечатляющим примером разнообразия раннего стиля Ла Тен является брошь из Мёрсингена с загнутой назад головой животного, похожего на дракона. Маленькие, когда-то красные коралловые шарики украшают кронштейн и открытое устье маленькой бронзовой броши, когда-то блестевшей. Вторая половина 5 века до н. э.
1
Великолепная уздечка из U-образных бронзовых когтей была найдена в Эльвангене и вероятно является предметов с Дуная. Прорывной орнамент в виде колесных дисков, похожий на крючок для ремня из детской могилы Мюлакера, представляет собой ранний Ла Тен стиль искусства. На крючке для ремня традиционный треугольный узор сочетается с новыми растительными мотивами и декором арки Бронза, 5 век до н. э.
1
С помощью таких инструментов как круглая печать на глаке, вырезанная из кости из поселения неподалеку от Игерсхайма, штамповались тоферы или оды. Перед обжигом гончары создавали характерный узор в виде глазков на бутылсках или мисках. Типичный представитель таких бутылок представляет собой круглый образец с круглым рисунком глазка. Бутылка из мужской могилы, Людвигсбург, ок. 300 года до н. э.
1
Дисковые шейные кольца, украшенные завитками и спиральными орнаментами, относятся ко времени кельтских миграций. Инкрустация из красного стекла, которыми украшали не только кольца, но и броши, была освоена кельтами. Сейчас зеленый цвет не яркий, но когда-то кольца демонстрировали яркий цветовой контраст между золотистым металлом и ярко-красным цветом стеклянных вставок. Женская могила второй половины 4 века до н. э.
1
Продолжение в следующей части. Спасибо за внимание.
Часы работы:
со вторника по воскресенье с 10.00. до 17.00.
Стоимость билета:
до 18 лет бенсплатно, взрослый билет 5 евро, студенты, пенсионеры, посетители в составе групп — 3 евро.
Адрес:
Alte Schloss
Schiller Platz 6
70173 Штутгарт
+4971189535111
Другие материалы по теме «Музеи Баден-Вюртемберга» ниже: