Я уже писала про этот замок, но это было в далекие доковидные времена и тогда фотографировать категорически запрещалось. Поэтому отчёт был без иллюстраций — только снаружи. А сейчас, во время ковида, групповые экскурсии запрещены, туристы ходят самостоятельно — с аудиогидом, и, видимо, уследить за всеми невозможно, поэтому убрали несколько ценных экспонатов, и разрешили фотографировать без вспышки.
6
Замок Зигмаринген — родовое имение семьи Гогенцоллерн. Свою фамилию семья Гогенцоллерн получила по названию родового замка Цоллерн, расположенного неподалеку от городка Хехинген. Первый (официально зафиксированный) Гогенцоллерн — это граф Бурхард, погибший в бою в 1061 году. Первое письменное упоминание относится к 1077 году, в хронике монастыря Петерсхаузен. Расположение замка на 45-метровой скале Вайссюра было стратегически очень удачным. Замковый комплекс с трех сторон защищали крутые стены.
4
Графы, а затем князья Гогенцоллерн владеют замком почти 500 лет, начиная с 1535 года. Первым владельцем замка был граф Карл Первый, и его супруга, маркграфиня Анна Баден-Дурлах. В этом браке были рождены 15 детей. Замок был существенно перестроен после разрушения шведами во время Тридцатилетней войны.
4
Собственно, с веками он из замка — крепости превратился во дворец — резиденцию. Барочный дизайн дворца был заказан князем Йозефом Фридрихом в 18 веке. Но сегодня семья в нем не проживает. У главы семьи Князя Карла Фридриха (1952 г.р.) четверо детей: наследный принц Александр, 1987 г.р. (наследование передается только по мужской линии, старшему сыну, в данном случае — сын единственный); принцесса Филиппа (1988 г.р.); принцесса Фламиния (1992 г.р.); и принцесса Антония (1995 г.р.). Супруга у Князя вторая, молодая, как водится. Фотограф по профессии, видимо, поэтому так долго не разрешали фотографировать.
1
История замка начинается в далеком раннем Средневековье, с крепости 12 века, от которой сохранились остатки укреплений. Их можно отличить от более современных построек по крупным прямоугольным камням, неровно обтесанным по краям.
6
К сожалению в 1893 году замок пережил пожар, который возник из-за прокладки электрической проводки. Приехавшие со всей округи пожарные никак не смогли спасти замок — подвели шланги, их разъемы не были стандартизированы, и не подошли друг другу. Люди вынуждены были растянуться цепочкой до самого Дуная и ведрами тушить замок, что продолжалось 3 дня. Восстановление провел мюнхенский архитектор Эммануэль фон Зайдль, в первые годы 20 века. В итоге, замок получился несколько эклектичный.
2
Этот замок удивительно «продвинутый» технически, хозяева мгновенно вводили у себя все инновации. В 1884 году уже было проведено электрическое освещение, от собственной электростанции на Дунае. Мы входим в него через потерну — входные (или эвакуационные) ворота, выходящие на ров
3
Через толщу стены посетители попадают во внутренний двор замка. На стене — оружие, в том числе петринали (бомбарды) 15 и 16 веков. Такое оружие обслуживали два человека — один воин удерживал оружие и целился, а второй поджигал фитилем или раскаленным железом черный порох. Кованые крюки на бомбардах служили для закрепления оружия на крепостном валу, чтобы предотвратить отдачу при выстреле. Каждая бомбарда весит около 35 кг. Они заряжались черным порохом, гвоздями, камнями и острым мусором. Башня, на которой установлено оружие, называется Римской башней.
1 из 2
2
Перед входом установлен герб семьи Гогенцоллерн. В центре — разделенный на 4 части двухцветный щит Гогенцоллернов в форме сердца. Серый цвет означает покорность, черный — благоразумие. Вверху слева — бургграфство Нюрнбергское; в середине слева — графство Хайгерлох в Верштайне; внизу слева — графство Феринген. Вверху справа — камергерство, по скрещенным скипетрам можно понять, что это почетный титул дворян, приближенных к королю. На левой стороне в середине — графство Зигмаринген, на красном фоне золотой олень. Справа внизу — графство Берг (владение князей на немецко-нидерландской границе). Девиз на латыни гласит: «Ничего без Бога».
2
Вход в замок — с восточного крыла, которое сгорело во время пожара 1893 года, но было отcтроено заново. Первое помещение замка называется «Пушечный зал», по двум полевым пушкам, которые подарил Гогенцоллернам император Наполеон Третий. Этот зал призывает обратить внимание посетителей на три момента:
1. Политическое и военное могущество семьи, о чем напоминают не только пушки, но и рыцарские доспехи и оружие на стенах. Знамя напоминает о Прусском Пехотном Полке № 40, которым всегда командовали князья Гогенцоллерны — Карл Антон, Леопольд и Вильгельм.
2. Принадлежность к католицизму — о чем напоминает красивый вход в часовню.
3. Богатство угодьями, многочисленные охотничьи трофеи напоминают о владениях князей в Румынии, Нидерландах, Пруссии, и даже Канаде.
На цоколе камина изображена Ветхозаветная сцена трех Ангелов у Авраама и Сары, и надпись: «То, что Бог хочет сохранить, тем человек не должен ни пренебрегать, ни разрушать».
К Рождеству установили елку и вертеп 16 века.
1 из 6
Мы поднимаемся по лестнице, мимо портретов и картин. На них изображены Князья — Епископы Эрмонда из Восточной Пруссии, принадлежащие дому Гогенцоллернов. Они руководили и светской и религиозной жизнью, связывая «Трон и Алтарь».
На картине слева изображена гибель Святого Фиделиуса, местного мученика, родившегося в Зигмарингене и получившего имя Маркус Рой. Юриспруденцию он изучал во Фрайбурге, но решил стать монахом — капуцином, и получил наказ — проводить в Швейцарии контрреформацию. В 1622 году он проповедовал в Зеевисе (кантон Граубюнден) и был убит кальвинистами. После того, как Маркус был канонизирован, он стал покровителем родного города.
Далее на лестнице висит гобелен «Сцена из цыганской жизни». «Гобелен» — это фамилия семьи красильщиков, которые владели крупнейшей мануфактурой своего времени, на которой выпускали шпалеры. Гобелены — это искусство ткачества ковров, с элементами плетения. Примерно год уходил у мастера на 5 м.кв. такого ковра, площадь этого — 8,24 м кв, около 2 лет работы. Гобелены в Средневековье — это не просто украшение стен, это еще и их утепление.
3
На лестнице и вестибюле 2 этажа выставлена часть мебели из приданного итальянской принцессы Марии Терезии Бурбон (племянница Елизаветы — «Сиси»), супруги князя Вильгельма. Работа итальянских мастеров 19 века, дерево украшено инкрустациями из перламутра и слоновой кости, изображающей сцены охоты. Всего в замке около 50 предметов мебели из этого приданного.
1 из 4
Сами ступеньки тоже «со значением». Лестничная площадка времен барокко — это открытая площадка для проведения большого церемониала во время приема и прощания с гостями. Князь принимал гостей, выйдя на лестницу, и по протоколу четко прописывалось — сколько ступенек для какого гостя должен пройти вниз хозяин, и сколько ступенек пройти вверх гость. Тоже самое — при прощании. Чем выше положение гостя, тем дальше выйдет хозяин, провожая его. Для «шествования» и ступеньки — невысокие и широкие.
1 из 2
3
Гостиные и помещения, в которые могли попасть гости, в 19 веке располагались всегда на 2 этаже или на бельэтаже. Перед входом в женские покои установлены два манекена в костюмах второй половины 19 века.
3
Начинаем с ванных комнат, коробка с кнопками перед входом — система звонков для вызова прислуги, 1905 года.
Ванная и туалет в замке удивительные! Уже в 1880 году в замке были установлены первые стационарные унитазы (мало отличающиеся от тех унитазов, которые были у нас сто лет спустя). Замок очень оснащенный, ведь в то время собственной ванной комнаты не было даже у супруги императора Вильгельма Первого, Императрицы Августы, а у князей Гогенцоллерн — Зигмаринген уже были. На рубеже веков, как правило, все предметы для туалета, в том числе биде, были, как правило, переносные, а не стационарные. В Зигмарингене одими из первых была проведена канализация и все приняло современный вид. Биде и полотенцесушитель удивили.
1 из 5
Из ванной княгиня переходила в Комнату Отдыха — будуар. Там она могла отдохнуть и решить — что сегодня выберет из одежды. Высота потолка здесь, как и в ванной невысокая, так как над ним располагалась гардеробная. Служанки приносили несколько платьев, по требованию хозяйки, одевали их на манекены, и княгиня выбирала. Здесь тоже можно посмотреть коробку с кнопками вызова.
1 из 2
3
Но вот одеться в будуаре дама не могла — не прошла бы в узкую дверь, поэтому для одевания она переходила в гардеробную. Здесь она готовилась к выходу. наносила макияж и делала прическу. Служанки помогали, ведь только шнуровка корсета могла продолжаться до 1 часа. В середине 19 века, во времена кринолинов, платье княгини весило около 5 килограммов. Удивляет и восторгает туалетный столик с выкатным биде под ним, соединенным гибким шлангом с умывальником. В этих покоях очень красивая люстра из венецианского стекла. И отсюда до самого выхода, в каждом помещении уложен паркет с разным рисунком. На картине над диванчиком изображены две девочки и два мальчика, до 5–7 лет мальчики носили платья.
1 из 5
2
Далее, анфиладой, следуют покои, названные именем одной из княгинь — покои Жозефины (на стене — ее портрет — маленькая картина). Это женская половина дома, ведь до начала 20 века, когда развился класс буржуазии, женщины и мужчины в богатых аристократических семьях спасли отдельно. Кровать в спальне — классический пример изменения стиля жизни, когда деревянные кровати с тяжелыми бархатными балдахинами и драпировками, изменились на легкие конструкции, по рекомендации врачей и поборников здорового образа жизни. Кровать на роликах, железо и латунь не позволяют впитывать запахи и влажность, кровать легко перемещается и матрас снимается для обработки и проветривания. К этому времени оборудование спален становится легким и простым (а под кроватью — ночная ваза, несмотря на наличие унитаза).
Большой портрет — племянница Жозефины, Каролина, королева Саксонии, супруга Альберта. Она являлась двоюродной бабушкой княгини Маргареты фон Гогенцоллерн, умершей в 1962 году.
1 из 5
Из спальни переходим в Угловой салон. Это своеобразная комната отдыха княгини. Мебель в комнате выдержана в стиле рококо, с серебряной плакировкой. Это типичный стиль для «дамских комнат» рубежа веков (девичники они здесь устраивали, с чаепитием).Салон должен был быть элегантным, уютным и удобным. В доковидные времена здесь можно было полюбоваться двумя подсвечниками, вазой и люстрой из мейсоновского фарфора (из саксонии), но сейчас, когда начали пускать туристов без сопровождения и разрешили фотографировать, осталась только люстра — остальное спрялали до лучших времен. Мейсеновский фарфор изобрели случайно, в 1708 году, алхимик, пытавшийся добыть золото, получил эту красоту.
1 из 6
2
На этом покои Жозефины заканчиваются. С ними связаны исторические события. В годв ВМВ в них разместили «правительство Виши», возглавляемое маршалом Петеном и премьер — министром Лавалем. Это было последнее правитнльство Франции, избранное во время Войны. После немецкой оккупации правительство переехало в город Виши (коллабрационное совершенно), а, поскольку, оно успешно сотрудничало с немцами, то с наступлением союзников Гитлер предоставил им место, которое наименьшим образом было подвержено бомбардировкам. Княжеская семья была вынуждена собраться и в течении нескольких часов покинуть замок, переехав в замок Вильфлинген, где она несколько месяцев находилась под арестом.
3
Франция играла огромную роль в жизни княжеской семьи, и следующие покои — Голубой салон — тому подтверждение. Это была комната княгини Амалии Цефирне (портрет слева) фон Гогенцоллерн. Княгиня происходила из рода Зальм — Кирбург, очень ориентированного на Францию. Она прожила в Зигмарингене 30 лет, но говорила по-французски, переходя на немецкий очень неохотно. Ей было неуютно в замке (несмотря на то, что он очень удобный для жизни, по тем временам). Родив сына Карла (портрет слева от окна), через 2,5 месяца. она гуляла с мальчиком в саду и сбежала в Париж (послеродовая депрессия, видимо, тем более — она была уже в очень зрелом возрасте), и остановилась там у своего брата, где и познакомилась с Жозефиной де Богарне, став подругой будущей супруги Бонапарта. Во времена Французской Революции 1789–1799 годов, Амалия спасла жизнь не только себе, но и детям Жозефины, что та помнила до конца жизни. Влиянием Амалии при французском дворе объясняется и суверинитет рода Гогенцоллерн.
Ее салон служил, главным образом, местом отдыха для княгинь, когда они хотели отдохнуть от детей, домашних дел или общественных обязанностей. В торжественных случаях он служил приемным салоном и превращался в гостиную. На большом портрете и четырех маленьких изображены княгиня Жозефина фон Гогенцоллерн в кругу своих детей: слева вверху — принц Карл; слева внизу — принцесса Стефания; справа вверху — наследный принц Леопольд; справа внизу — принц Антон.
В овальных рамах: справа — мать княгини Жозефины, Стефани де Богарне, племянница французской императрицы Жозефины и приемная дочь Наполеона Первого.
На противоположной стене: отец княгини Жозефины, Великий Герцог Карл фон Баденский.
1 из 4
2
Столовая, зал для приемов, салон для малых приемов, выполняли репрезентативную функцию и использовались совместно всей семьей. Следующая комната называется Зеленый салон. На стенах салона висят многочисленные портреты членов семьи. Князь Карл Антон и княгиня Жозефина сумели ввести своих детей во многие королевские дома Европы.
На большом портрете изображена принцесса Стефания, супруга португальского короля педро Пятого. Она умерла от дифтерии в 22 года.
Справа, рядом с дверью, портрет Марии фон гогенцоллерн, вышедшей замуж за Филиппа Фландрийского, и является прабабушкой бельгийского короля Филиппа.
Слева от двери принц Леопольд, человек, нказавшийся в центре европейской истории наканугне Франко-Прусской войны. Он, будучи выбранным королем Испании, отказался от престола, ради мира между Пруссией и Францией (правда, это не помогло). Рядом висит портрет его супруги, Антонии, сестры короля Португалии Педро Пятого.
Над комодом — принц Карл Гогенцоллерн, в 1866 году он стал князем, а позже королем Румынии, Каролом Первым. Он был женат на принцессе Елизавете Вид, писательнице, издававшейся под именем Кармен Сильва.
Остальные портреты в салоне: братья Антон и Фридрих, выдающиеся военные; принц Антон, погибший молодым лейтенантом в битве при Кёниграце во время войны с Австрией в 1866 году; принц Фридрих, офицер, начавший военную карьеру в 17 лет и получивший множество наград.
Мебель в салоне в стиле ампир, узкий, прямой, холодный стиль Наполеона с античным римским и египетским орнаментом. Мебель выполнена из красного дерева, обшивка из латуни.
1 из 4
2
На потолке выбиты поучительные изречения на штукатурном рельефе. Они передают мировоззрение и духовность владельцев замка:
1. «Счастливым нравится быть дома».
2. «Самое лучшее — собственный дом».
3. «Цель — не вести, а сопровождать».
4. «Каждый — король в своем доме».
5. «Если ты не прощаешь другим, то и тебе никто не простит».
6. «Невзыскательность — победительница всего».
1 из 6
Следующая комната — Черный салон, мужские покои. Свое название он получил от кессонного потолка из штукатурного гипса, покрытого графитом. После обеда, господа удалялись в кабинет, поговорить о погоде, политике, выкурить трубки.
Посмотрите на столик 1611 года на красивых ножках — лапах грифона: крышка из графита, чтобы записывать на нем мелом результаты карточных игр. Стиль рустикальный, из региона Монтафон. Две потайные двери — для прислуги (наверное, и не только)Ю одна из них ведет на кухню.
1 из 9
3
Из кабинета выход в Красный салон, в нем принимали гостей, собравшихся здесь перед обедом. Интересны диваны: на широком диване помещалось 3–4 дамы, из-за широких платьев.
Между окон — портрет Иоанна, первого князя фон Гогенцоллерн. Он получил княжеский титул от императора Фердинанда Второго Справа от камина партрет графа Эйтельфридриха фон гогенцоллерн, друга и советника императора Карла Пятого, портрет которого висит слева. Император был крестным отцом графа Карла Первого.
Интересна фреска на потолке — оптическая иллюзия. С любой точки комнаты рыцарь на коне будет поворачиваться к вам задом.
1 из 6
4
Поскольку первые владельцы были очень плодовиты — 15 детей, Карл Первый разделил владения между тремя сыновьями. Так возникли три швабские линии князей Гогенцоллерн: Хайгерлох, Хехинген, Зигмаринген. Начиная с 1869 года осталась только линия Зигмаринген. Замки этих князей выложены над проемами.
1 из 4
Следующий зал — столовая или Французский салон. Он был оборудован в 19 веке в стиле Людовика 16. Кухня расположена под залом, оттуда на специальном лифте поднимали еду (дверь на фото). Стол раздвигался настолько, что помещались 30 человек вокруг него. Стулья украшены гербами князей Гогенцоллернов с их девизом. В витринах выставлена посуда венского, нимфенбургского и мейсеновского фарфора, а также Королевской Прусской мануфактуры. Этой посудой никогда не пользовались, она была выставлена на показ.
1 из 7
5
Из столового зала в Галерею Предков ведет небольшой коридор. На стенах под стеклом выставлены миниатюры с портретами членов семьи, и родственников дома, а также правителей других государств (Фридрих Великий, Наполеон Первый, Амалия Цефирне, Князь Карл, и Фридрих Виктор фон Гогенцоллерн, дед нынешнего Князя. Когда в 1945 году Прусское государство прекратило свое существование, Фридрих страстно боролся за самостоятельность князей фон Гогенцоллерн. Но, в 1952 году все баденские земли вошли в состав новой Федеральной Земли Баден-Вюртемберг). К сожалению, стекла витрин напротив окон, очень бликуют. Из этого коридора иногда открывают дверь в дополнительную комнату, с временными выставками (я бывала на выставке фарфора, серебра, и одежды, которую носят на официальные приемы и семейные праздники члены семьи).
1 из 7
Попадая в Галерею Предков, появляется ощущение фильма «Собака Баскервилей», словно Михалков ходит и знакомится с портретами предков. Здесь выставлены 26 портретов графов и князей дома Гогенцоллерн. Самый старший из них -1061 года. Самый значимый — Карл Антон, предшественник Бисмарка на посту канцлнра Пруссии. Над дверями изображены крепости и замки, принадлежащие княжескому дому: старый замок Хехинген, укрепленный замок Хохенцоллерн, укрепленный замок Нюрнберг, замок Хайгерлох, замок Хереенберг, замок Зигмаринген.
1 из 8
7
Следующая комната — Королевская. Начиная с 20 века здесь устраивали новогодние приемы и семейные праздники княжеская семья, соответственно очень изысканная меблировка комнаты. Над комодом висит роскошное зеркало из венецианского стекла. Его транспортировка была очень своеобразно решена — его положили в растопленное масло, а потом дали ему застыть, и привезли в масле. Французский комод под ним в стиле рококо, из розового дерева с инкрустацией из палисандра и окрашенного бука. Сам комод выполнен из дуба, в 1760 году, парижским умельцем Йозефом Шмитцем (какое «французское» имя!). Бархатные обои в комнате произведены в Генуе. Имя покоям было дано после того, как в 1871 году перед коронацией император Вильгельм Первый посетил замок и занимал эту комнату.
1 из 6
1
Небольшой современный зал с портретами хозяев и предметами быта, из которого выход в последний зал дворца.
1 из 6
1
Выходим в последнее музейное помещение дворца — Португальскую галерею. Она была названа в честь княгини Антонии, португальской принцессы, вышедшей замуж за князя Леопольда. Этот зал можно арендовать для проведения свадеб, приемов, конференций. На торцевой стене — фонтан Нептуна, мозаично выложенный из голубого гравия, кварца и ракушек.
1 из 4
2
Гобелены с левой стороны зала уникальны, им нет равных в мире. Изготовлены они были в 1520 году по образцам Питера ван Элста. Их состояние идеальное, очень крупный формат, редко встречающийся, когда-то это было единое полотно. На гобелене изображены сцены из Ветхого Завета.
1 из 4
1
На правой стороне зала установлены четыре римские скульптуры. В енастоящее время невозможно дать точные названия им, но предположительно, это Диана — Богиня Охоты; Император (либо Военачальник); Юноша, играющий на флейте; Дама в развевающемся платье.
1 из 4
Охотничий или Губертусский зал. На протяжении веков аристократия посвящаля свободное время охоте. Здесь выставлены ее результаты: оба бурых медведя были убиты в Карпатах, лось — в Швеции, олени — в Померании и графстве Бранденбургском, беркут и орел-белохвост — в Тироле.
1 из 6
И, одни из самых ценных экспонатов музея, храняться в Оружейной. В описи замка от 1743 года упоминается 43 вида оружия, хранящегося здесь, в том числе «ружья и тяжелое оружие». 50 лет спустя уже выставлено около 300 экспонатов. Карл Антон фон Гогенцоллерн в 1842 году издал указ о том, что «список коллекции оружия со вкусом и опытом» должен быть доступен общественности. Крупные закупки 1860-х годов увеличили коллекцию до 2800 экспонатов. В настоящее время коллекция оружия княжеской семьи насчитывает более 3000 экземпляров оборонительного и наступательного оружия, и она относится к крупнейшей частной коллекции оружия Европы. Фотографировать здесь почти невозможно, экспонаты за сеткой, на которой установлена сигнализация.
1 из 13
1
Несколько экземпляров коллекции — мои любимые: это сапоги шведского солдата времен Тридцатилетней войны; старейшее немецкое скорострельное орудие 15 века (форменная «Катюша»); штурмовая стена 15 века.
1 из 13
1
Выходим через проход с подземным ходом, ведущим к Дунаю.
1 из 2
Финал замка — музея, конечно, магазин сувениров и вин, производимых на княжеских виноградниках.
1 из 6
Когда вы выйдете в город, не забудьте полюбоваться ратушей, сейчас она особенно интересна — на ней установлен адвент — календар.
3
Часы работы:
с марта по июнь с 10.00. до 17.00.;
с июля по сентябрь с 10.00. до 18.00.;
с октября по 6 января с 10.00. до 17.00.
1 января, с 7 января по 28 февраля, карнавальный вторник, 24, 25 и 31 декабря замок закрыт.