На следующий день путешествия была экскурсионная поездка в замки короля Людвига II — всем известный Нойшванштайн и не так известный Линдерхоф. Но о каждом замке отдельно. Дорога шла в горы и разница в 300 м. в высоту с Мюнхеном чувствуется. Экскурсионный автобус привез нас в деревеньку Хоэншвангау к подножью одноименного замка.
На осмотр Хоэншвангау времени не было, до замка мы добрались на автобусе, а дальше пешком шли через лес до мостика Марии откуда открывается классический вид на Нойшванштайн, но обо все по порядку.
Нельзя начать рассказ о величественных замках, не рассказав о трагической судьбе короля Людвига II. Это крайне загадочная, интересная личность в истории оставившая свой след и в значительной степени повлиявшая на культурный мир.
Людвиг II рано вступил на престол, всего в возрасте 18 лет, и не был готов к управлению страной. Несмотря на то, что он воспитывался с детских лет чтобы стать монархом, его обучение было не завершено. Особой его страстью была архитектура которой он обучался в университете, а также в 1863 он познакомился с творчеством Вагнера (опера Лоэнгрин) которая оживила детские образы. Надо сказать, что детство Людвига прошло в одиночестве. Отец управлял страной, а мать не уделяла ему внимания, поэтому предоставленный сам себе юный принц любил читать, представляя себя героем сказаний. Поэтому опера Лоэнгрин оригинально вписалось в его фантазии, и он полюбил музыку Вагнера всей душой. И первым указом по восшествии его на престол стало приглашение маэстро на службу с жалованием 15 тысяч гульденов, и также любой суммой по требованию как тот пожелает. Вагнер с радостью принял приглашение Людвига II, не в последнюю очередь из меркантильных соображений. У композитора была отвратительная репутация, он не выполнил ни один из контрактов на дирижёрство, его донимали кредиторы, и уже был на грани долговой ямы. Разумеется, он подружился с королем, но его дружба носила не только духовный, но и материальный подтекст.
В начале своего царствования Людвиг II с большей чуткостью относился к мнению общественности, а общественность не любила Вагнера, считая, что тот «плохо влияет на молодого короля». Поэтому Вагнер переехал в Байрот, где его продолжал поддерживать баварский король.
Король Людвиг II любил народ Баварии, а те отвечали ему взаимностью, к примеру он всегда мог внезапно появиться на какой-нибудь деревенской свадьбе, и сделать королевский подарок в виде перстня с рубином. Кроме того в строительстве и обустройстве замков принимало огромное количество людей, при этом королем были организованы фонды помощи, которые выплачивали больничные и страховые выплаты в случае травм. И разумеется, очков репутации добавляла внешность короля — рослый (1,91 м), широкоплечий юный король, словно сошедший с картин герой сказок.
Увы, история повернулась таким образом, что в 1866 произошла война против Пруссии, которую, вступив на стороне Австрии, Бавария проиграла, и в результате которой Людовигу II пришлось подписать договор, по которому де-факто Бавария становилась частью «Объединенного Немецкого государства» (Второй Рейх) и вынуждена была выплатить огромные репарации. Разумеется это не понравилось баварской знати, которые желали быть отдельным государством (к слову до сих пор официальное название «Свободная земля Бавария»)
Дальнейшие события — франко-прусская война и последующее письмо, которое Бисмарк вынудил написать баварского короля о признании Вильгельма I императором, только вынудили Людвига отдалится от управления страной. (не зря Бисмарк потирал руки после смерти Максимиллиана II — «уж я то с этим мальчишкой разберусь»). В последние годы жизни Людвиг вообще подписывал документы «Ознакомился. Король Людвиг II».
Расставшись с Вагнером, и отдалившись от управления страной, король решил воплотить свои фантазии в виде романтического замка напротив места, где он вырос (замок Хоэншвангау).
Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения).
В 1869–1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в напряжённом темпе и уже к 1883 году строительство дворца было завершены, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.
Идею вартбургских залов вдохновивших короля, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.
Лучшей смотровой площадкой, с которой открывается великолепный вид на замок, является Мостик Марии. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 г. на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людовига II, королевы Марии, принцессы Прусской. Мостик перекинут через ущелье Пеллат, и его посещаемость настолько высокая, что раз в год на мостике меняют деревянный настил.
Любопытный факт — тогда как первыми альпинистами были Александр Васильевич Суворов и русская армия, то первой женщиной-альпинисткой была мать Людвига II — королева Мария.
Несмотря на законченный вид, Нойшванштайн не был завершен согласно проекту. Этому помешало много факторов — другие замки Людвига, недостаток финансирования, и смерть монарха. В итоге же замок достраивали уже родственники Людвига.
Примечательно, что через две недели после гибели Людвига замки были открыты для публики, и вызвали неподдельное восхищение. В наши дни замок Нойшванштайн посещает более 2 млн человек в год. У такой популярности есть и минусы — по замку ходят только экскурсиями, и весьма ограниченные по времени. Кроме того маршрут сильно укорочен, а на многих интересных аспектах просто не останавливаются. Увы, но замки в наше время это «бизнес», а самого Людвига II наши современники-баварцы называют не иначе как «кормилец».
В замке нам провели шикарную экскурсию, но увы фотографировать было строго запрещено, и учитывая темп — одна группа выходила и тут же входила другая, понятно что задерживаться было нельзя. Так что тут увы без фотографий.
Выйдя после экскурсии я вышел на замковую террасу откуда открывается великолепный вид на долину у озера Форггензее.
А по пути к замку также отличный вид на замок Хоэншвангау и озеро Alpsee
Обратно я спускался уже самостоятельно пешком, хотя можно было воспользоваться услугами извозчиков.
Горный ручей и старые баварские домики на дороге.
У подножья скалы на которой стоит замок протекает горное озеро, именуемое Alpsee. Длина береговой линии около пяти километров, и наибольшая глубина 62 метра. С берега озера открывается отличный вид на замки Нойшванштайн и Хохэшвангау.
В целом хотя для меня это и не самый любимый замок, но наверное один из самых впечатляющих как внутри так и снаружи. Понятно почему Петр Ильич и Уолт Дисней так вдохновились, что один написал балет, а другой поместил копию на логотип своей компании. В любом случае это то самое место куда обязательно стоит съездить находясь в Баварии. На счет обязательно ли заходить внутрь — хороший вопрос. Внутри очень роскошно, но в целом выглядит больше как декорации. Если есть возможность — то да, если не смогли купить билеты — все равно замок даже снаружи стоит посещения.