Главной жемчужиной, ради чего все туристы едут в Шверин является замок (на самом деле дворец, schloss). В своем нынешнем виде Шверинский замок представляет собой комплекс зданий, окружающих неправильный пятиугольный двор.
6
3
При Иоанне Альберте I, герцоге Мекленбургском (1525–1576), в замке Шверин произошли важные изменения — оборонительные элементы крепости были заменены украшениями, условия для проживания в замке стали более комфортными. Использование терракоты в эпоху Возрождения было доминирующим в архитектуре Северной Германии, а терракота в Шверин поставлялась из Любека.
1
Самая старая часть представляет собой сплоченный ансамбль из четырех зданий, которые до сих пор составляют ансамбль замка: Дом над кухней замка, Дом епископа, Новый длинный дом и Дом над замковой церковью.
3
Так называемый Дом Епископа (номер 4 на плане участка) с подвальными помещениями, относящимися к эпохе поздней готики, был построен вскоре после 1500 года. Его фасады и фронтоны украшены терракотой. Материалы были предоставлены мастерской мастера Статиуса фон Дюрена (упоминается в 1551–1566 годах), уроженца Любека. Дом епископа находится на восточной стороне замка (со стороны озера, слева от главной башни). Свое название он получил потому, что был резиденцией епископа Магнуса.
3
При герцоге Иоганне Альбрехте I (1525–1576) с 1553 по 1555 год было построено новое длинное здание (номер 3 на плане участка), примыкающее к северу и также трехэтажное, с 1553 по 1555 год. Он расположен на восточно-северо-восточной стороне, справа от Главная башня. Эта часть замка также получила свои фасадные украшения из красных терракотовых панелей из мастерской Статиуса фон Дюренса. И Епископский дом, и Новый длинный дом не представляют собой настоящие замковые постройки, поскольку здесь уж отказались от каких-либо защитных функций зданий в пользу удобства для жизни.
6
Когда в 1835 году резиденция была перенесена обратно в Шверин, здания замка находились в плохом состоянии. Кроме того, отдельные постройки, относящиеся к разным стилистическим периодам, и связанные с ними хозяйственные постройки не соответствовали представлениям герцога о своей будущей резиденции. Великий герцог Фридрих (1800–1842) поручил своему архитектору Георгу Адольфу Деммлеру (1804–1886) реконструировать дворец. Однако через несколько месяцев строительство было остановлено его преемником Фридрихом Францем II (1823–1883), который хотел полностью восстановить историческое место. Сохранились лишь некоторые части здания XVI–XVII веков. Дрезденский архитектор Готфрид Земпер (1803–1879) и берлинский архитектор Фридрих Август Штюлер (1800–1865) не смогли убедить великого герцога дать согласие на осуществление своих планов. Вместо этого Деммлер включил элементы, предложенные ими, в свой план, но он решил взять за образец французские замки эпохи Возрождения. Замок стал самым восхитительным шедевром ученика Карла Фридриха Шинкеля. В 1825—1826 гг. он также спроектировал правительственное здание, расположенное на Шлоссштрассе (ныне Государственная канцелярия).
5
Его преемник Штюлер снова внес несколько изменений и включил конную статую Никлота и купол.
4
Для оформления интерьера был выбран Генрих Штрак (1805–1880) из Берлина. Большая часть работ была выполнена мастерами из Шверина и Берлина. В декабре 1913 года пожар уничтожил около трети дворца. Была завершена только внешняя реконструкция, когда революция 1918 года привела к отречению великого князя. Позже замок стал музеем, а в 1948 году- резиденцией государственного парламента. В 1952–1981 годы в период существования ГДР во дворце работал педагогический колледж, который готовил воспитателей детских садов. Затем снова до 1993 года здесь был музей. С 1961 года в оранжерее был технический музей. С 1974 года в некоторых отремонтированных залах разместился художественный музей.
2
Говорят, что дворцовый призрак Петермэннхен («маленький Петерман») бродит по залам Шверинского замка. Рассказывают, что это невидимое маленькое существо, и его часто изображают в одежде XVII века. Другие легенды описывают его как длиннобородого кузнеца, ночного сторожа или шутника для тех, кто хотел бы навредить замку или похитить из него что-нибудь. На сегодняшних мероприятиях люди, одетые как Петермэнхены, выступают как своего рода талисманы. Скульптура Петермэннхена работы шверинского скульптора Генриха Петтерса находится во внутреннем дворе замка.
2
2
Дворец очень красив как снаружи, так и изнутри. Никакой очереди на вход не было, путеводитель по залам дворца я скачал на телефон, и удивлен что почти в каждом зале сидел смотритель, что нетипично для Германии. В дворце очень много оригинального, сохранившегося еще со времен герцогов Мекленбургских. Тут и выставка мейсейнского фарфора, и угловые комнаты ротонды с шикарной отделкой. Сам дворец ощущается, что был перестроен из замка, но все равно в итоге это schloss, а не burg. Мне почему-то очень сильно вспоминались наши дворцы в Царском селе, Стрельне, и сам Эрмитаж. Понятно, что у нас все императрицы немецкие принцессы, и они приносили частичку дома в Россию. Музей занимает всего часть дворца, остальное отдано под ландтаг земли Мекленбург Померания. Меня очень впечатлил тронный зал дворца, достойный даже императоров, и галерея перед ним, где в ожидании аудиенции посетители.
3
Стены круглой комнаты Леандера, украшенные лепниной, украшают картины в помпейском стиле. Последние идеально подчеркивают ландшафт и дикую природу. В центре комнаты с 1855 года находилась скульптурная группа Карла Штайнхаузера «Герой и Леандр». Она стояла на пьедестале, который одновременно выполнял функцию фонтана и изливал свою воду в стоящие под ним цветочные сосуды. По периметру стен стояли мягкие скамейки. Сегодня от этого убранства, которое вместе с восхитительными видами из окон представляло собой идеальный философский аналог комнаты Блюхера, оформленной в военном стиле, ничего не осталось. В качестве замены здесь нашла свое место уменьшенная копия знаменитого изображения Антонио Кановы Паолины Боргезе.
3
3
Комната Блюхера, была завершена в 1854/55 году и обяазана своим названием портретам героям освободительных войн, Гебхард Леберехт фон Блюхер и Карл цу Мекленбург (-Стрелиц), принадлежащий к его штабу. С другой стороны, на портретах изображены герцог Георг Мекленбургский (-Шверинский), который сыграл важную роль в восстании князей в 1552 году, и генерал-фельдмаршал Курт Кристоф фон Шверин, один из самых известных военачальников герцога Фридриха Вильгельма, а затем прусской армии Фридриха II. Изображения дополняют античных римских воинов в виде полуфигур на дверях и нарисованные изображения других полководцев и аллегорий мира на пилястрах, разделяющих лепные мраморные поверхности стен.
3
1
4
Столовая — большая комната украшена панелями из темного клена в форме птичьего глаза с позолотой и четкими контурами. Его иконография, ориентированная на животных, подчеркивает его предназначение в качестве репрезентативной столовой. Исторические ниши между колоннами заполнили позолоченные копии изображений мекленбургских герцогов, которые можно увидеть на фасаде замка со стороны города. После 1883 года, когда зал был преобразован в кабинет для письма Фридриха Франца III, статуи убрали. Картины теперь висели на панелях, а в комнате был большой камин. Витражи с изображением мистической свадьбы св. Екатерины Александрийской также датируются этим периодом. С другой стороны, сегодня в зале уже ничего нельзя обнаружить из оригинальной обстановки.
3
1
Чайная комната, которую в наше время также называют «2-й приемной» Великой княгини, имеет слегка неправильную планировку из-за своего расположения в историческом епископском доме. Его украшение, завершенное к 1855 году, восходит к Фридриху Августу Штюлеру и отличается прежде всего мощным балочным потолком с четырьмя проходами в центре, украшенным орнаментом и первоначально окрашенным в кедровый цвет. Канапе, несколько боковых столиков и салонные стулья изначально использовались в качестве места для общения. Зона отдыха, оформленная как комнатная беседка, также была запланирована у правого окна. От прежнего убранства, измененного в 1883 году, сегодня ничего не сохранилось. В чайной комнате теперь представлены различные произведения искусства 18 и 19 веков, ранее принадлежавшие герцогству Мекленбургскому.
4
3
Одной из самых изящных комнат в апартаментах Великой княгини является Цветочная комната, построенная около 1855 года. Её круглая планировка позволяет любоваться видом на озеро в разных направлениях и комната имеет прямой выход на террасу в саду через дверной проем. Два окна были также оформлены в виде комнат для растений, так что их оригинальная цветочная композиция как бы объединяла внутреннее и внешнее пространство. Современники были очарованы этой «цветущей ротондой». Впечатляющий общий живописный эффект помещения дополняет его декор, вероятно, созданный Штюлером или Штраком, включая канефоры с гирляндами и потолочную роспись с монограммой великой герцогини Августы, а также восемь ее портретов во фризе, украшенных цветами. Оригинальным украшением является стол в центре, на котором раньше была цветочная подставка.
3
5
Для голубой гостиной Великой герцогини Огюсты, построенной в 1855/57 году, использовался темно-синий шелковый дамасский камзол, который был характерен для той эпохи отделки стен и окон. Полутораметровый кассетный буфет и консоли с головами животных придают помещению определенную строгость, за которую, вероятно, отвечает Иоганн Генрих Штрак в дизайне. От первоначально плотной оригинальной мебели и картин, висящих на стенах, почти ничего не осталось, кроме мебели. В послевоенный период исчезли богато украшенная белая изразцовая печь и замысловатая резьба на дверцах. Современники были «вдохновлены» «очарованием красоты и простоты» комнаты, картины, статуэтки и предметы искусства которой очаровательно сочетались в этой «маленькой галерее».
2
2
3
Зимняя гостиная — помещение, также известное как «1-я приемная», получило дизайн стен и потолка в 1854/55 году по проекту Фридриха Августа Штюлера. Первоначально двери, как и в голубой гостиной, имели резные надставки, которые, как и сложная изразцовая печь были утрачены в послевоенное время. От первоначального, гораздо более роскошного декора с произведениями искусства и мебелью сохранилось лишь несколько предметов. В настоящее время комната обставлена мебелью примерно 1820/30 годов, картины и фарфоровые изделия в угловой витрине также относятся к этому периоду. Особого внимания заслуживают посмертные портреты знаменитой королевы Пруссии Луизы работы Вильгельма Тернита, принадлежащие ее дочери, великой герцогине Александрин Мекленбург-Шверинской.
1 из 6
1
Шикарный зал библиотеки увы воссозданный, но без книг, а просто с деревянными панелями.
1
Бильярдная комната с полувысотным богато сочлененны потолком, который вероятно, в основном восходит к проекту Германа Виллебранда. В центре комнаты раньше стоял бильярдный стол, по бокам стояли кресла для беседы и многочисленные картины на стенах. После 1883 года помещение было преобразовано в православную часовню для русской супруги Фридриха Франца III Анастасии. Сегодня в бильярдной собрано несколько голландских картин конца 17 века.
2
2
Курительная комната, как и соседняя бильярдная, входила в число общественных помещений апартаментов великого герцога. Его круглая форма и пять окон открывают разнообразный вид на Шверинское озеро. Это, наряду с оригинальной домашней мебелью и драпировкой, придало помещению особую привлекательность. Архитектурный дизайн довольно сдержанный, наиболее заметными являются декоративный карниз и потолок, стойки которого объединены в свисающий конус. Люстра с резьбой и стулья в стиле барокко — современные дополнения интерьера. Скульптура Карла Штайнхаузера «Геновева и ее сын Пейнтенрайх» 1858 года, которая является частью оригинального убранства так называемой комнаты Геновевы (не входит в музейную экскурсию)
1 из 6
3
Тронный зал, построенный к 1857 году, был самым важным помещением в замке Великого герцога. Его художественным создателем является Фридрих Август Штюлер. Он придал залу великолепный облик, украшенный бесчисленными геральдическими и аллегорическими мотивами, в стиле позднего берлинского классицизма, тяготеющего к ренессансным формам. Концепция живописных украшений была предложена придворным историком Шверина Фридрихом Лишем. Старинные тронные кресла под балдахином, украшенны гербом Кристиана Людвига I. Портреты Фридриха Каульбаха по бокам изображают в натуральную величину Фридриха Франца II Мекленбург-Шверинского, реставратора замка, и его супругу Огюсту.
1
Галерея залов, идущая параллельно галерее предков, объединяет живописные изображения княжеских замков и дворцов в Великом герцогстве Мекленбург-Шверин на стенных поверхностях из лепного лустро. Эти «замковые портреты» дополняются мужскими и женскими фигурами в народных костюмах Мекленбурга, которые особенно выделяются в окружении пилястр. Подобно галерее предков, галерея замков должна была визуализировать историю династии для зрителей в преддверии тронного зала, в данном случае как историю строительства.
2
3
1
Галерея предков — залы с реальными или вымышленными изображениями членов правящей династии были неотъемлемой частью дворцового убранства 19 века, и как правило имели чрезвычайно представительный вид из-за своего политического и династического значения. Галерея предков Шверина особенно ярко воплощает это требование в своей строгой образованности и стилистической замкнутости. В дизайне она восходит к Фридриху Августу Штюлеру, который создал декоративно тонко дифференцированный дизайн в соответствии с принципами позднего берлинского классицизма. На стенах представлены портреты регентов Шверина и их жен до конца 18-го века, в то время как более молодые поколения герцогов расположены в Тронном зале. За исключением портретов 17-го и 18-го веков, картины являются копиями, датируемые примерно 1850 годом.
2
1
С конца 1990 года замок снова является резиденцией правительства, резиденцией ландтага (государственного собрания земли Мекленбург-Передняя Померания). С тех пор были предприняты огромные усилия по сохранению и реставрации здания. Большинство из них было завершено к 2019 году.
3
Замок-дворец мне понравился, очень роскошный, пышный, и современный. Но тут нет так любимого мной средневекового романтичного очарования, как у перестроенно-восстановленных замков как например у Кохема. До лучших представителей дворцовых ансаблей таких как Лувр или Эрмитаж не дотягивает. В целом посетил, и в отличии от самого города он мне понравился, но не было какого то восторга, и то ли глаз приелся, то ли просто зажрался) Но в целом впечатления сугубо положительные — меня очень впечатлил тронный зал дворца, достойный даже императоров, и галерея перед ним, где в ожидании аудиенции находились посетители. Специально ехать в Шверин ради замка все же стоит, но с другой стороны мой в топ лучших замков и дворцов Шверинский дворец не попал.