Церковь Святого Себальда (Sebalduskirche) вместе с Фрауэнкирхе и Лоренцкирхе является самым значительным в культурно-историческом плане религиозным строением Нюрнберга.
Церковь Святого Себальда (Sebalduskirche) вместе с Фрауэнкирхе и Лоренцкирхе является самым значительным в культурно-историческом плане религиозным строением Нюрнберга.
Себальд, ещё до того, как принял статус городского святого и покровителя Нюрнберга, жил в лесу недалеко от Нюрнберга. Он не был ни мучеником, ни епископом. Достоверной информации о нём мало, единственное известно точно, что жил он отшельником в первой половине XI века, умер и был похоронен в Нюрнберге. В этом имперском городе он считался святым с середины XIII века, хотя Святым престолом он был канонизирован лишь в 1425 году.
В 1230/40 году началось строительство позднероманской базилики Святого Себальда с двумя хорами на фундаменте предыдущей церкви, посвящённой Св. Петру. К 1379 году были расширены боковые приделы этой старейшей приходской церкви Нюрнберга, возведены башни в стиле высокой готики и построен позднеготический зал для хоров.
Значение Церкви Святого Себальда наглядно проявлялось в том, что император, официально прибывая в Нюрнберг, посещал её первым делом.
Особенны не только архитектурный стиль и изысканные художественные сокровища церкви, но и тот факт, что в евангелическо-лютеранской церкви хранятся мощи католического святого. Святой Себальд, покровитель Нюрнберга, нашел свое последнее пристанище в этом храме исключительной красоты.
Вероятно, значение святого было настолько велико для Нюрнберга, что протестанты даже в приступах иконоборчества не посмели выбросить его останки, что как правило случалось в иных немецких городах. Равно как и оставили многие произведения искусства и витражи внутри храма.
Самым важным произведением искусства в церкви Святого Себальда является могила святого. Реликварий был построен в 1391 году ювелиром Фрицем Хабельсхаймером Старшим. Петер Вишер спроектировал внешнюю дарохранительницу из литой бронзы в готическом стиле в 1488 году и завершил её вместе со своими сыновьями в 1519 году с добавлением элементов итальянского Возрождения.
Многие богатые патрицианские семьи жертвовали произведения искусства для церкви Св. Себальда.
Примеры — многочисленные скульптуры и эпитафии резчика и скульптора Фейта Штоса или витражи Фейта Хиршфогеля, выполненные по эскизам Альбрехта Дюрера и Ганса Зюсса.
В конце 14 — начале 17 веков в восточном хоре был создан один из важнейших циклов витражей Германии. Наиболее видные места отводились трём представителям власти в Нюрнберге: германскому императору, Бамбергскому епископу, маркграфам из дома Гогенцоллернов, из которых произошли нюрнбергские бургграфы.
После Реформации запрестольный образ на Алтаре Святого Петра 1477 года был немного повреждён. В руках двух ангелов над головой Петра явно отсутствует предмет. Хотя Реформация в Нюрнберге была организованной и без больших зверств, средневековые рисунки алтаря показывают, что тиара, папская корона, была вырвана из рук ангелов после того, как имперский город Нюрнберг окончательно отвернулся от Рима в 1525 году и стал лютеранским. Картины на крыльях изображают сцены из жизни апостола и происходят из мастерской Михаэля Вольгемута, учителя Альбрехта Дюрера. В 2004 года Алтарь Святого Петра вернулся на своё первоначальное место во главе восточного хора, после того как с 1946 года из-за разрушений, вызванных войной, он был временно помещён в западный хор.
Богато украшенный «причастный шкаф» рядом с восточным хором даёт представление о том, насколько важным было благочестие причастия в позднем Средневековье. Оригинальная 700 — летняя дверь и её фурнитура сохранилась благодаря тому, что была замурована во время войны,. Погребение Иисуса показано в нижней части. В верхней части изображен сам Бог-Отец, предлагающий человечеству своего распятого Сына для его спасения.
Мемориальная картина ученика Дюрера Ганса Зюсса фон Кульмбаха 1513 года. Эскиз картины предоставил сам Альбрехт Дюрер. В окружении просторного пейзажа, на троне между Святой Екатериной и Святой Варварой изображенай Дева Мария с младенцем Иисусом. В стиле итальянской живописи на переднем плане музицируют пять ангелов эпохи Возрождения. Эта «sacra conversazione», редко встречающаяся в Германии, окружена апостолом Петром и святым Лаврентием. Напротив них — Иоанн Креститель (с Агнцем Божьим) и Иероним (с Библией и львом).
Сияющая Мадонна — это фигура Мадонны в ореоле 1438 года необычна во всех отношениях. Она стоит на первом северном столбе восточного хора и является единственной фигурой, диагональной к оси церкви. Обращает на себя внимание не только её особое расположение, но и выразительность. Неизвестный нюрнбергский художник вырезал ее из грушевого дерева и богато расписал золотом. Два ангела возлагают корону на голову Марии, а двое других несут её на небеса на серповидной луне. Лучи окружают её и младенца Иисуса.
Сцены из святых преданий о жизни и смерти святой Екатерины изображены в этом алтаре, подаренном патрицием Вильгельмом Тёпферхольцем для западного хора. Построенный между 1462 и 1464 годами, он реконструировался в 2004 году. Резной запрестольный образ изображает несколько сцен из жизни Св. Екатерины, включая её обезглавливание. В закрытом состоянии створки алтаря показывают Поклонение волхвов и бой Святого Георгия и дракона.
Орган в церкви новый, старый «Траксдорф» 1440 года сгорел в 1945 году, сегодняшний орган «Питер» 1975 года в чём-то старался его повторить. На старом органе Генриха Траксдорфа играли такие известные органисты, как слепой Конрад Пауман (между 1446 и 1450 годами) и Иоганн Пахельбель, учитель Иоганна Себастьяна Баха (между 1695 и 1706 годами).
Адрес: Winklerstraße 26, 90403 Nürnberg, Германия
Часы работы: 9:30—18:00, воскресенье 11:00—18:00