По прибытии в город Мейсен наша главная цель была посетить фарфоровую мануфактуру Мейсена, которая производит фарфор ручной работы. Известное предприятие находится за пределами старого города. От замка Альбрехтстбург наш путь длился 15 минут.
Зайдя на фабрику, мы первым делом купили билеты на экскурсию за 9 евро и пошли осматривать магазины и аутлеты с фарфоровыми изделиями. Сегодня на фабрике трудится около 600 человек. Примерно половина из них — художники. С открытием музея в 1916 г. были созданы демонстрационные мастерские-салоны, где представлены основные этапы производства фарфора: работа гончара с глиной, отделка продукции и ее роспись. Все это мы увидим на экскурсии.
Очень модные изделия среди Мейсеновского фарфора — это мопсики. Очень привлекательное украшенние, особенно его цена)
Первый немецкий фарфор появился благодаря стараниям молодого амбициозного алхимика Иоганна Фридриха Беттгера и математика, физика и геолога Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса.
В 1707 году Бёттгер после долгих стараний получил керамический материал из глины и красной земли, так называемую «красную массу» — твердую, прочную пригодную для шлифовки, полировки, гравировки и росписи. Но настоящий твердый белый фарфор Бёттгер и Чирнхаус получили только двумя годами позже в 1709 году, когда неподалеку от Дрездена нашли залежи белой глины — главного компонента фарфоровой массы, отвечающего за ее пластичность.
Все изделия сделаны в ручную до мельчайших деталей.
В 1710 году рядом с местом обнаружения белой глины в городе Мейсен, открылась первая фарфоровая мануфактура, возглавил которую сам Иоган Бёттгер. В 1713 году фабрика произвела первые фарфоровые изделия. Их качество было невысоким, поверхность многих пузырилась, была неровной, а местами даже и рваной. Чтобы скрыть брак, мастера щедро украшали фарфор лепниной и рельефным узором. Однако уже вскоре в этом не было необходимости, потому что качество стало достаточно высоким. И уже вскоре о мейсенском фарфоре стали говорить с придыханием.
После того, как был открыт рецепт фарфора, жизнь в Мейсене круто изменилась. С каждым годом он становится всё более известным в мире. Заказы на изготовление произведений из фарфора идут не только из Германии. Россия стала одним из самых крупных и постоянных заказчиков мейсенских фарфоровых изделий.
Кроме сервизов, столовой посуды и ваз, фарфоровая мануфактура в Меissen предлагала роскошные по дизайну и качеству туалетные приборы, часы, фигурки и скульптуру, табакерки, бонбоньерки, черенки ножей и вилок, письменные приборы, трубки для курения.
В Дрездене находится самая грандиозная художественная роспись, выполненная по Мейсеновской фарфоровой плитке. Это панно «Шествие князей», выложенное на стене Музея транспорта. Грандиозный фриз длиною 104 м. изображает торжественную процессию 35 представителей династии Веттинов — королей, курфюстов, деятелей науки и искусства в сопровождении свиты. Первоначальнона фриз был выполнен в 1870 гг. извезтковыми красками по штукатурке, а в 1906 г. монументальную картину перенесли на 24 тыс. керамических (фарфоровых) плиток, изготовленных на Мейсенской фарфоровой фабрике. Когда в феврале 1945 г. Дрезден накрыл огенный смерч англо-американской бомбардировки и в городе горела земля, плитки закаленные при высоких температурах, почти не пострадали, только покрылись копотью. Пришлось заменить лишь около 200 плиток.
Через 30 минут после осмотра магазинов мы отправились на экскурсию. Сначало нас завели в небольшой кинотеатр и показали кино про историю открытия химического состава белого фарфора в Европе (до этого он производился только в Китае).
Далее нас поочередно заводили в 4 комнаты, где был продемонстрирован весь процесс — от лепки до росписи.
Работа гончара с глиной
Твердый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.
Получилась вот такая чашечка и голова ангелка.
В наши дни, как и 300 лет назад, весь Мейсенский фарфор создается вручную (на гончарном круге, либо отливается в формы).
На фото — фигура женщины до обжига, а которая поменьше — после обжига и покрытая глазурью. Во время экскурсии по музею мы узнали, что после обжига изделия из фарфора уменьшаются примерно на одну шестую в объеме.
Далее следует мастерская художника. Тут проходит первая подглазурная роспись. Краски для росписи смешивают вручную, в соответствии с рецептом, которому несколько сотен лет. При создании Мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне.
На роспись одной вазы уходит до 120 часов.
Скрещенные синие мечи — эмблема саксонского фарфора Мейсен — это один из самых престижных и старых логотипов. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие Месенской мануфактуры с 1772 г. кобальтовой краской для запечения глазури, поэтому его невозможно подделать.
Экскурсия окончена. На выходе нас ждал аутлет с неплохими скидками, но несмотря на скидки цены остались царскими.
Красивая тарелочка с пейзажами города Мейсен.
В ассортименте фабрики около 175 000 видов фарфоровых предметов.
Далее мы отправились в музей фарфора. Он, кстати, оказался бесплатным.
В музейной коллекции — три тысячи образцов Мейсенского фарфора разных периодов.
Одно из первых изображений Мейсенского фарфора запечетлено на знаменитой картине " Шоколадница», на которой изображена красавица Анна Бальтауф. Это небольшое полотно находится в Дрезденской картинной галерее «Старые мастера».
Коллекционер
Великоленый современный сервиз
Чайник «бабочка»
Следующий этаж был посвящен разным странам.
Зал, посвященный России. Со второй половины 18 века по начало 20 в. включительно на Мейсенской фарфоровой фабрике были выполнены три больших заказа, связанных с Россией.
Один из заказов был посвящен «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Фурор, произведенный в Европе балетом, который он привозил, нашел отражение в группе фарфоровых фигурок, изготовленных в 1912 г. Паулем Шойрихом.
Первый заказ стал подарком к свадьбе русской императрицы Екатерины Второй и Петра Федоровича, будущего императора Петра Третьего. Россия в XVIII в. была важнейшим союзником Саксонии, и щедрый подарок должен был способствовать укреплению отношений между странами. Он представлял с собой 3 сервиза.
В 1776 г. Екатерина II заказала на манафактуре скульптурное изображение своей любимой собачки Лизетты.
Следущий повильон — Азиатский
На этом наша интересная и очень познавательная прогулка по Месенской манафактуре была окончена. Вся экскурсия, включаая музей фарфора, нас очень впечатлила и останется в памяти навсегда.