Майнцский собор Святого Штефана — удивительное место. Прежде всего он известен далеко за пределами Германии своими окнами, витражи для которых создал Марк Шагал с 1978 по 1984 годы. Можно не объяснять их ценность с точки зрения искусства, но еще они представляют собой уникальный образец современного витража в историческом контексте с точки зрения размера.
По замыслу автора они являются символом мира и примирения в Доме Бога, который сильно пострадал во время Войны.
Эти работы художника, который отлично помнил о своих еврейских корнях, должны служить напоминанием о глубокой иудео — христианской связи. Эта церковь — постоянное место молитв о мире.
Церковь святого Штефана — самая старая зальная церковь на Среднем Рейне.
Немного об истории собора. На самой высокой точке города, вплотную к крепостной стене, епископ Виллигис построил монастырь и собор Святого Штефана (по-русски — Стефана). О епископе расскажу в конце отзыва, он личность интересная.
Церковь освятили в 990 году, Святой Штефан стал «Местом молитвы Империи»: каноники должны были молиться за императорскую семью и мир. Построили ее на развалинах римского жилого дома, в оттонско-дороманском стиле. Когда через 300 лет базилика Виллиджис пришла в упадок, ее вновь отстроили на фундаменте старой, в стиле готики. Первоначально одноэтажная башня была преобразована в колокольню с ажурными окнами в 1495 году. С 1559 года башня служила пожарной колокольней. В 1740 году башню увеличили до 66 метров за счет купола в стиле барокко.
1
Монастырь святого Штефана просуществовал 800 лет, но был распущен в рамках секуляризации 1803 года. С тех пор церковь стала приходской. В 1857 году взрыв пороховой башни верхнего города нанес существенный ущерб церкви.
1 из 2
Во время реставрации удалили барочную мебель 1700 года, и заменили убранство на неоготическое.
1
Во время ВМВ Святой Штефан трижды подвергался бомбардировкам, после последней, 27 февраля 1945 года, казалось, что церковь потеряна навсегда. Сохранились только внешние стены, колонны и склеп. Башня наклонилась. На северной стороне пролегла глубокая трещина.
1 из 3
Даже сегодня, после долгой и тщательной реставрации, следы войны видны — разрушенные своды потолка не восстановлены. Плоский потолок перекрывает неф, указывая, что-то безвозвратно утеряно.
1 из 2
После сильных бомбардировок ВМВ церковь была восстановлена в 50 — 60-х годах. Последняя точка в восстановлении Собора была поставлена в 1971 году, и он был открыт для верующих и туристов. В 2006 — 2008 годах Собор был тщательно отреставрирован, камни были очищены от следов загрязнения и влаги.
1
В это же время были доставлены три новых колокола, дополнительно к историческому — сохранившемуся.
1 из 3
Баптистерий — крестильная капелла, с оригинальной готической купелью для крещения 1330 года. Центральная часть крестильного алтаря датируется 1410 годом.
Марк Шагал создал витражные окна собора после нескольких лет переписки и дискуссий с приходским священником Клаусом Майером, который обратился к «мастеру цвета и библейского послания» весной 1973 года. После нескольких лет переписки и встреч, художник создал целый раздел своей «Библии Шагала», созданной им в разных точках мира.
1 из 5
2
В конце 1982 года, 95-летний Марк Шагал обрисовал свою идею создания светового вестибюля, как панораму сукИ (шалаш на празднике Суккот). Она развернута в окне восточного хора собора. Для ближайшего рассмотрения представлены макеты окон трансептов. Количество оттенков синего непередаваемо! В ажурных венцах окон развивается калейдоскоп Фараона. Эти эскизы (копии, оригиналы в Епископальном Соборе) были созданы самим Шагалом для мастерской Жака Симона В Реймсе, давнего соратника Шагала, в которой создавались витражи под руководством автора. Это само по себе произведение искусства, а еще и документ об истории создания работы. Оплатили работы четыре мецената — Дирк Гемюнден, Петер Дитч, Стефан Шац и Петер Экес. Последний являлся председателем благотворительного фонда Святого Штефана в Майнце.
Рассказывать о каждом окне нет смысла — это надо видеть, вот примерные темы одной части. Три центральных окна в восточном хоре. Темы рисунков (сверху вниз):
Левое окно: Шаббат — суббота; Сара молится рождению ребенка и нянчит Исаака; Дебора, спасительница и пророчица; рай.
Среднее окно: мир и спасение — Моисей приносит закон людям;
мечта Иакова; жертва Исаака; заступничество Авраама; Авраам и три ангела.
Правое окно: Бог есть любовь — раб Божий Христос Давид; псалмопевец Илия; пророк Ной и его творение — ковчег.
Первое, что очаровывает — цвета, говорящие об оптимизме, надежде и радости жизни.
1 из 2
1
Конечно, если мы видим синий — индиго — на ум в первую очередь приходит Шагал. Но, не он один, продолжил работы Шарль Марк и Бриджит Симон. Серия «Время суток» просто бесподобна!
1 из 4
1
Западный хор Западной стороны. Солнце - день.
Есть и несколько других его окон:
1 из 4
1
Капелла Девы Марии в розах. Кто бы ни входил сюда, должен чувствовать себя в безопасности, под защитой Богородицы. Скульптура — копия средневековой из Равенсбурга, 1480 года. Капелла была отреставрирована и торжественно открыта в 2016 году.
1
Часовня Гроба Господня — плита имитирует могильную плиту Иисуса. На панели — спящие апостолы, к сожалению, очень поврежденные. Барельеф создан в 1380 году.
1
Анна Зельбритт, позднеготическая скульптурная группа.
В 2013 году у Собора снова появился инструмент, соответствующий размеру и важности этой церкви — новый орган.
1
Как и положено монастырской церкви, внутри — двор — клуатр, надо же монахам было где-то о Боге думать, неспешно прогуливаясь.
1 из 3
2
Святой Виллигос родился около 940 года, умер 23 февраля 1011 года, архиепископ города Майнца. Был одной из самых влиятельных личностей своего времени. Он помогал определять имперскую политику четырем правителям. Начал свою карьеру в канцелярии императора Отто Первого, который сделал Виллигиса канцлером в 971 году. Через 4 года он был назначен архиепископом Майнца. Решительные политические действия выделяли его при преемниках Отто Первого — при Отто Третьем и Генрихе Втором. папа Бенедикт Восьмой пожаловал ему приоритетное положение в церкви. До самой своей смерти, в течении 36 лет, он был важнейшим церковным лицом к северу от Альп, заместителем Папы с правом короновать королей и проводить Соборы. Многие известные епископы, как, например, Бурхард Вормский, были рукоположены Виллигисом. Благодаря своему влиянию, он существенно расширил свою епархию. Виллигис был приверженцем образования, открывал школы. Он развивал инфраструктуру, при его поддержке были построены мосты в Бингене и в Ашаффенбурге. Собор, который он заказал, был завершен в 1009 году, но в день инаугурации частично сгорел. Виллигис не дожил до восстановления (которое сам начал). Свое последнее пристанище он нашел в соборе Святого Майнца, в его детище. Бюст — работа Габриэля Хермелинга, 1899 года, скульптура 15 века.
1 из 2
А это ульи, у них тут пчелоферма, тоже неплохой доход.
1 из 2
По собору и вокруг можно бродить очень долго. это, несомненное удовольствие!
1 из 2
Дом настоятеля и администрации в лесах, проходит реставрация. Вообще, в связи с пандемией, вся Германия на реставрации, используют появившееся время без туристов.