Церковь Святой Марии в Любеке (Мариенкирхе, нем. Lübecker Marienkirche) — самый знаменитый храм Любека, символ власти и богатства главного ганзейского города. Церковь строилась в 14 веке любекским парламентом как символ независимости и свободы набиравшего силу Ганзейского союза. Любекское купечество сознательно задумало построить себе церковь больше и выше кафедрального собора, символа власти церковной. И им это удалось. Стены любекской церкви св. Марии до сих пор являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).
Любекскую Мариенкирхе называют «матерью северогерманской кирпичной готики». Она послужила образцом для всех ганзейских городов, могущество Ганзы должно было быть видно издалека. Сегодня сохранились 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе.
По окончании строительства церкви размеры ее настолько поражали, что пошли слухи: построить такой огромный храм горожане не смогли бы без помощи нечистой силы. Согласно легенде, любекцам удалось привлечь к строительству самого черта, сообщив на его вопрос, что строят вовсе не церковь, а питейное заведение. Обрадовавшись, он стал им помогать. Когда же понял, что его провели, хотел разрушить здание, швырнув огромный камень, но промахнулся. С тех пор и каменюку, и грустного черчика можно увидеть у входа в церковь))
Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами и двумя башнями. Высота башен вместе с флюгерами составляет 125 метров.
К 1310 году восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Посвящалась карелла св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики.
1
В 1390 году городской парламент пристраивает собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные документы города.
Именно в этой церкви проводились всеганзейские службы, получались благословения на претворение в жизнь принятых решений, освящались реликвии и проводились молитвы во благополучное возвращение из дальних плаваний.
Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.
1
Внутреннее убранство церкви также поражало воображение. Все стены были расписаны фресками, дорогие алтари выполняли лучшие мастера. Но, победившая Реформация по-своему распорядилась с наследием предков. Стены были просто замазаны белой штукатуркой, а произведения сакрального искусства удалены были удалены за ненадобностью. 2 мировая война довершила разрушения.
В 1942 году было сброшено 900 бомб на Любек. Только через десятилетия удалось восстановить церковь. Часть фресок после реставрации снова украшают стены церкви.
Своды потолка снова украшают гербы ганзейских городов.
1
Одним из обязательных украшений церквей северной Германии были астрономические часы. Часы церви св. Марии были построены полностью заново.
Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.
Не удалось сохранить знаменитое полотно «Пляски смерти», выполненное в 15 веке Бернардом Нолке в память об эпидемии чумы, выкосившей половину населения Европы. Полотно размером 1 метр на 20 метров заполняло все стены кареллы Смерти, служившей для обряда отпущения грехов. Здесь все — от ремесленника до епископа танцуют под дудку смерти.
Несмотря на разрушения, в церкви сохранилось множество произведений искусства.
Серия прекрасных рельефов скульптора Генриха Брабенда 1509 года из серии «страсти Христовы».
Алтари 15 века
А остальное дополняет современное немецкое искусство)