После посещения Оберамергау мы направлись ко второму «замку» (который я далее буду называть все же дворцом) короля Людвига — Линдерхофу.
Дворец расположен на территории заповедника Аммергебирге в центре красивого парка рядом с королевским охотничьим домиком Линдерхоф, который ещё Максимилиан II (отец Людвига) купил у близлежащего монастыря Этталь. Людвиг стал воплощать свои фантазии в замках, и постепенно идеи романтизма и поклонению творчества Вагнера в архитектуре стали уступать поклонению Людовику XIV, «королю — солнце» и абсолютной монархии. Для Людвига II абсолютная монархия была невозможна с самого начала правления, и тем более после подчинения Баварии Пруссии. Но, тем не менее король не переставал быть охвачен её идеями. Что характерно для этого дворца — он имеет переходный стиль от романтизма Нойшванштайна к Версалю, как венцу абсолютной монархии (т.е третий дворец Людвига — на острове Херренкимзее).
Для Этталя было решено возвести небольшой уединённый дворец, подобный Марли, построенный для Людовика XIV в. 1678 году недалеко от Версаля. Свое название он получил от столетней липы (Linderhof — «липовый двор»), стоявшей возле охотничьего домика Максимилиана II, который был расположен в открытой площадке перед существующим ныне дворцом и использовался королем во время охоты.
Дворец Линдерхоф в соответствии с поколонением Людовику XIV посвящен Солнцу, а синонимом солнца для Людвига являлся павлин — изображением этой птицы был украшен дворец и павильоны. Линдерхоф нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, это с точностью повторенная в Баварии XIX века обстановка, в какой жили когда-то у себя под Парижем французские Бурбоны.
Это был единственный дворец, который был структурно закончен при жизни Людвига, и в котором он даже прожил достаточное количество времени, однако внутренняя отделка также была завершена только после смерти короля. Синий был любимейшим цветом Людвига II, и использовался в оформлении спален всех трех дворцов Людвига. По легенде король долго искал «настоящий синий цвет» который в наше получил название «королевский синий» или индиго, но так и не увидел его перед смертью. Дворец выдержан в стиле неорококо, и такие мотивы баварского рококо встречаются также в Мюнхенской резиденции и замке Нимфенбурге (Амалиенбурге). На строительство дворца шло дерево из прилегающих лесов, привлекался труд местных резчиков. На первый взгляд, незаметно, что замок полностью выстроен из дерева и облицован штукатуркой.
Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Среди них Ангело Квадлио и Вильгельм Гаушильд. Стены украшены живописными гобеленами и похожими на них картинами со сценами из светской и пастушьей жизни.
При дворце, на территории 80 га, разбит великолепный парк — настоящий шедевр садово-паркового искусства, при этом умело были использованы крутые взгорья вокруг долины Грасвангталь. Южную возвышенность украшает классический круглый храм с мраморной статуей Венеры работы И. Н. Гаутмана. До сих пор сохранилась 300-летняя липа, как память о дворе крестьянина Линдера.
Напротив главного входа в замок расположен фонтан бьющий струю на 30 м вверх, стоя снизу кажется что даже выше Альп, а во времена Людвига говорилось что фонтан бил даже на 50 метровую высоту.
Водные каскады.
Лесные галлерейки.
В 1876–1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м со сталактитами, сталагмитами. Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера». В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали.
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена. Правда целиком ни одну из опер король в Гроте не услышал — испарение от воды портили настройку инструментов, и струны, а акустики почти не было совсем.
Лично мое впечатление о Линдерхофа — красиво, но слишком уж похоже на русский Петергоф (хотя несравнимо ни по масштабу, ни по красоте) а внутри на Ораниенбаум (правда, я был до реставрации оного, неизвестно как сейчас там).
Ну и в завершении рассказа о поездке в романтические замки короля Людвига II хочется отметить высоту над уровнем моря (Нойшванштайн 1008 м, Линдерхоф чуть поменьше) но стоит подумать, что Мюнхен расположен на 750 м, как захватывает дух. Подъема по серпантину не было, но все 250 м превышения явно почувствовались при спуске в долину где расположен Мюнхен в виде закладывания ушей.