Галерея современного искусства Лейпцига (Galerie für Zeitgenössische Kunst Leipzig — GfZK) была моей главной целью в ноябрский визит в Лейпциг. Добралась я туда быстро, хотя на месте чуть было не прошла мимо, больше скажу — прошла и пода́лась в Новую ратушу, а уж оттуда всё-таки вернулась и погуляла по галерее.
Галерея современного искусства Лейпцига находится по адресу Karl-Tauchnitz-Straße 9–11. Добраться до неё общественным транспортом от Главного ж/д вокзала дело нескольких минут: трамвай 2, 8, 9, 14 (Новая ратуша), автобус 89 (Фердинанд-Род-штрассе). Пешком тоже недалеко, главное ориентироваться в городе.
1
Галерея — это небольшой комплекс в три здания — ВИЛЛА, НОВОЕ ЗДАНИЕ и САДОВЫЙ ДОМИК — расположеные на месте так называемой виллы Херфурт (Herfurth’schen Villa). Как вы поняли по названию остановки трамваев галерея находится рядом с Новой ратушей, но это ещё и в музыкальном районе Лейпцига (Leipziger Musikvierte), где расположены Университета графики и книжного искусства, Университет музыки и театра, Институт немецкой литературы, многочисленные городские виллы и шестнадцатиэтажные высотные здания конца 1970-х годов, прямо на окраине Йоханна Парка (Johannapark).
1
Хотя современным искусством я не прониклась, но музей, и атмосфера в нём мне понравились, поэтому просто покажу, что и где увидела.
2
Элитная вилла была построена в 1892 году по заказу тайного горного советника профессора д-ра Германа Креднера и спроектирована архитекторами Карлом Вейхардтом и Бруно Эльбо (Carl Weichardt & Bruno Eelbo). Это образцовый архитектурный памятник историзма, дизайн и детали которого отсылают к североитальянским и английским образцам. Реконструкция и расширение проводились между 1915 и 1927 годами, когда здание приобрел Эдгар Херфурт (Edgar Herfurth). После Второй мировой войны и до конца ГДР вилла использовалась различными медицинскими учреждениями Лейпцигского университета, а интерьер был частично перепроектирован.
С 1996 по 1998 год Дрезденский архитектор Петер Кулька (Peter Kulka) провёл масштабную реконструкцию виллы, на которой в будущем должна была разместиться GfZK. Она открылась в 1998 году и была удостоенa архитектурной премии города Лейпцига в 1999 году. Петер Кулька занимался репрезентативной архитектурной структурой виллы, он сохранил пространственную последовательность и дополнил ее видами и визуальными осями. Помещения четко спроектированы, архитектурные детали уменьшены, только в трех «исторических» комнатах: сегодняшних салоне, издательском и музыкальном залах — Кулька порвал с концепцией белого куба. Комнаты разных пропорций соединены друг с другом круговым переходом на первом и втором этажах. Расширение повторяет контуры более ранней аркады. Панели из цементного волокна и стекла, соединенные практически бесшовно, образуют оболочку этого куба. Он представляет собой контрапункт строительной конструкции начала века.
1
1
Вот в этом зале я задержалась минут на 20. Здесь с помощью 3-D очков можно путешествовать по детским мирам.
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
В начале 2002 года директор Барбара Штайнер (Barbara Steiner) разработала концепцию второго выставочного здания GfZK совместно с архитектурным бюро «as-if berlinwien».
1
Новое здание, построенное в ноябре 2004 года, основано на изменяющейся концепции пространства и использования. Раздвижные стены, складные двери и шторы позволяют соединять или разделять помещения, а также делают возможными различные выставочные ситуации и связи контента. Пространства открываются через движение: открываются постоянно меняющиеся, непредсказуемые виды и связи. Внешнее и внутреннее сливаются друг с другом. Окна от пола до потолка обеспечивают прекрасный вид на улицу, соседние дома и парковый ландшафт и закрепляют архитектуру в городской среде. Интерьер разделен на две зоны: пандусы и коридоры с открытыми бетонными полами напоминают тротуары и делают видимыми следы эксплуатации. Выставочные залы, полы и стены которых окрашены в один цвет, постоянно обновляются и кажутся вечными. Таким образом, архитектура и ее обстановка напоминают о том, что построенные и социальные пространства постоянно переосмысливаются и проектируются, и побуждают нас задуматься о взаимосвязи между человеком и его окружением.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Коллекция GfZK, насчитывающая около 1500 предметов, сочетает в себе интерес к естественной интеграции различных позиций, поколений и художественных модусов. Коллекция представлена в меняющихся презентациях. Разнообразные образовательные программы для детей и молодежи дополняют и сопровождают проекты и выставки дома. Помимо каталогов выставок и монографий художников о современном искусстве, общедоступная библиотека содержит в общей сложности 30 000 томов, посвященных искусству ГДР, художественному образованию, искусству в общественных местах и урбанизму. Музейный магазин «Пока, пока» («Tschau Tschüssi») предлагает исключительные вещи от местных и международных дизайнеров, а также собственные издания известных современных художников.
1
В бывшем каретном сарае, который сейчас также называют садовым домиком, расположены два гостиничных апартамента: апартамент в отеле, спроектированный Цзюнь Яном (Jun Yang), называется «Парижский синдром» и открыт в декабре 2010 года. Вторая половина дома-студии была преобразована Кристиной Хилл (Christine Hill) в апартаменты отеля «Народный бутик» в мае 2012 года. Как и кафе, они постоянно переделываются художниками — в духе переменчивости, что является частью программы GfZK.