Евангелическая церковь Кёнигсварты (нём. — Evangelische Kirchezu Königswartha, верхнелужицкий — Rakečanska cyrkej), построенная в 17 веке, является архитектурным и историческим памятником местного значения.
Евангелическая церковь Кёнигсварты (нём. — Evangelische Kirchezu Königswartha, верхнелужицкий — Rakečanska cyrkej), построенная в 17 веке, является архитектурным и историческим памятником местного значения.
Предположительно церковь в Кёнигсварте существовала уже около 1200 года. Известно, что когда в 1213 году был основан кафедральный капитул в Баутцене, церковь передали в ведение местного архидьякона. Вопрос о возрасте самой Кёнигсварты, еще не вполне выяснен, и он тесно связан с вопросом существования церкви. Именно церковь была духовно-нравственным центром, который формировал образование и культуру. В 1429 году во время гуситской войны город сгорел, а вместе с ним и церковь, вероятно, деревянная. Взамен была построена церковь в готическом стиле. На протяжении веков за восстановление и содержание церкви отвечали владельцы усадьбы, так называемые коллаторы (Kollatoren).
До Реформации в церкви было два алтаря. Католическому пастору помогали несколько капелланов. Переход в евангелическо-лютеранское исповедание произошел в Кёнигсварте, как и во всей толерантной Верхней Лужице, без кровопролития. В то время за церковь отвечал коллатор Ганс Кристоф фон Поникау (Hans Christoph von Ponikau). К сожалению, многие документы были уничтожены во время пожара 1633 года в Кёнигсварте, который также уничтожил и дом священника, и церковь.
Зальная церковь в Кёнигсварте была построена в 1682–90 годах в стиле барокко на местном кладбище, на месте, где находилось готическое здание церкви.
Части сгоревшей церкви были использованы для строительства новой. Церковь представляет собой вытянутое оштукатуренное здание с торцом на три восьмых. Неф имеет большие арочные окна, окружен контрфорсами и имеет остроконечную крышу, нависающую над восточной частью. На южной стене церковь имеет двухэтажную пристройку с сегментными арочными окнами и двустворчатым входным порталом. Во фронтоне четыре небольших круглых окна. С северной стороны расположена двухэтажная пристройка с односкатной крышей, в которой, помимо прочего, расположена ризница. Массивная западная башня имеет квадратную форму и имеет восьмиугольную колокольню со звуковыми отверстиями и башенными часами. Башню завершает двойной итальянский купол с луковичным фонарем. Фасад башни оформлен оштукатуренными угловыми пилястрами.
Снаружи церковь восстанавливали в 1895 году и затем в 1976 году. Интерьер церкви впервые обновляли в 1868 году, дальнейшие работы над интерьером велись в 1913 и 1955 годах. Последний комплексный ремонт провели в 1991 году.
Плоский потолок церковного зала украшен люстрами. Органная галерея на западе — одноэтажная, у северной и южной стены — двухэтажные деревянные галереи. Двухпролетная апсида имеет крестообразный свод с фигурными оштукатуренными гребнями. Ложи с северной и южной сторон имеют широкие сегментные арочные окна, ведущие в алтарь. Внутри торца три восьмых находится еще одна деревянная галерея.
Особенностью является богатый резной, раскрашенный и частично позолоченный деревянный алтарь, который в 17 веке был превращен в алтарь-кафедру (Kanzelaltar). В период барокко была попытка соединить кафедру, с которой читалась проповедь, с алтарем, где совершалось причастие. Итак, двe алтарные картины были сняты и пастор стал входить на пристроенную кафедру через рамку прежней верхней картины.
А алтарные картины в готическом стиле теперь расположены на боковой стене хора. На одной изображен Иисус с учениками на Тайной вечере, на другой — снятие его тела с креста.
В пределле алтаря находится памятник Бригитте фон Поникау († 1602 г.) и ее сыну († 1603 г.), окруженным молящимся мужем и сыном в саванах. Многоугольная корзина кафедры украшена декоративными колоннами и нишами-ракушками между ними. Трое из четырех евангелистов изображены в промежутках между ними, а четвертый — на двери кафедры. Сбоку от кафедры расположены колонны с постаментами, а рядом с ними пилястры с гербами. Над карнизом находится изображение Воскресения Христова, а рядом — изящные фигуры Веры и Надежды, (Spes und Fides). Ещё три аллегории расположены на треугольном фронтоне, закрывающим алтарь.
Сбоку от хора расположены разделяющие окна ложи, которые были зарезервированы для соответствующих господ Стейница (Steinitz), Варты (Wartha), Хермсдорфа (Hermsdorf) и Кенигсварты (Königswartha).
Среди оснащения также имеется большой деревянный крестильный ангел конца 17 века. Он закреплён на своде апсиды и напоминает посетителям об их крещении знаменем.
Орган был построен в 1898 году в стиле неоренессанса компанией «Hermann Eule Orgelbau» в Баутцене.
Но древнейший предмет этого места — латунная крестильная купель 16 века (её хранят надёжно). Она имеет штампованный фриз из дубовых листьев и растительный орнамент, на её дне — изображения Адама и Евы. В 1945 году — чудом уцелела.
Незадолго до окончания войны, когда восточный фронт находился в нескольких километрах, был отдан приказ собрать у жителей самое важное и ценное. Многие закопали свои вещи. Пономарь (Kirchner) того времени также чувствовал ответственность за церковные ценности. Он спрятал принадлежности для причастия и чашу для крещения в деревянном ящике. Между ними был помещен синий костюм. Этот сундук он закопал рядом с алтарем. Насыпанную землю можно было принять за могилу. Остальные домохозяйства не имели такого преимущества. Люди бежали. Большая часть населения Кенигсварты двинулась в сторону Саксонской Швейцарии. Сразу после прохождения фронта, пономарь вернулся домой. Он тут же побежал к зарытому тайнику. Уже издали он увидел, что как и почти все другие закопанные предметы, этот ящик был найден и взломан. Казалось, все потеряно. Но потом он не мог поверить своим глазам. Чаши, патены, коробочка для причастия и чаша для крещения — все было на месте. Не хватало только одного: синего костюма. Почему так случилось? В любом случае костюм был нужнее ворам, чем крестильная купель 1500 года. Воодушевленный этим происшествием, приход, несмотря на большие экономические трудности, собирал деньги на новые колокола, утраченные в результате войны. В 1949 году с были освящены новые средний и большой колокола.
Церковь Кёнигсварты сегодня — красивая, теплая деревенская церковь.