У меня утром была назначена встреча, но позавтракав и прикинув оставшееся время, решил устроить небольшую утреннюю прогулку. В результате дошёл до базилики Святого Андрея. Сначала я увидел купол, остальное пряталось за современными постройками.
У меня утром была назначена встреча, но позавтракав и прикинув оставшееся время, решил устроить небольшую утреннюю прогулку. В результате дошёл до базилики Святого Андрея. Сначала я увидел купол, остальное пряталось за современными постройками.
Не во все романские церкви Кёльна, входящие в «Венок Кёльнского собора», довелось попасть, некоторые пришлось только снаружи обозревать. А базилика Святого Андрея стала первой из романских церквей как посещенной мною, так и осмотренной изнутри.
Построен храм был в 974 году, но затем неоднократно перестраивался, в том числе после Второй Мировой войны, когда был частично разрушен. Церковь находится ближе остальных романских церквей к Кёльнскому собору.
Построена базилика была при Бруно I Великом (нем. Bruno von Sachsen; 925 — 965) — архиепископе Кёльна с 953 года. Поэтому внутри храма есть фреска, посвященная ему.
Утро вставало над городом, который жил своей насыщенной жизнью, а в церкви было тихо и спокойно, несколько посетителей не нарушали благостную тишину, никто из служителей не бегал и не запрещал осматривать храм и фотографировать достопримечательности.
Подошел я к храму с западной стороны,
первой предстала передо мной красивая железная дверь.
Создал её в 1963 году скульптор Карл Мэтьюс Винтер (1932 -2002), им также создано много произведений искусства на религиозную тему, в том числе в Кёльне для церкви Святой Урсулы в 1964 году и 4 фигуры на Ратуше в 1989–1994 годах.
На двери множество рельефных изображений.
На самом верху иллюстрация к притче о сеятеле, рассказанной Христом на берегу моря. В ней рассказывается о семенах, брошенных в различные условия для всходов. Одни семена склевали птицы, другие упали в тернии, а третьи принесли богатые плоды. Рука сеятеля — это рука бога.
Чуть ниже, слева, три ангела в дубраве Мамре, которым предложил отдохнуть под деревом Авраам.
А справа, голубь несёт оливковую ветвь к ковчегу Ноя.
В центре двери — изображения, посвященные событиям из Нового Завета, а сбоку три волхва.
Интересны ручки на двери. Смотря на них понимаешь, что значит в разные стороны двери открывать.
Прежде чем попасть в храм, необходимо пройти крыльцо, отделенное от основного зала стеной и дверью.
Справа от входа на крыльцо плита с надписями,
слева — боковой неф, в котором находится почитаемое распятие начала XVI века.
Если пройти немного по боковому нефу, то слева располагается небольшое помещение, где находятся в середине купель, которая носит название «фонтан крови» (XV век),
согласно легенде по её краям струилась кровь покровительницы Кёльна святой Урсулы, и скульптура святого Андрея.
Самая древняя часть храма- крипта.
Она была заброшена в XV веке и заново открыта лишь в 1953 году во время реставрации церкви. После расширения в 1953 -1955 году крипты сюда был перенесен 25 ноября 1954 перенесен римский саркофаг с мощами святого Альберта Великого (1200–1280). До этого саркофаг находился в самой церкви, а с момента смерти святого Альберта Кёльнского в другом храме доминиканского монастыря, а после его закрытия в 1803 году были перенесен в церковь Святого Андрея. Святой Альберт признан Католической Церковью Учителем Церкви и покровителем учёных. Канонизирован Папой Пием XI 16 октября 1931 года. Недаром 15 ноября 1980 года, в день 700-й годовщины со дня смерти святого Альберта, Папа Иоанн Павел II совершил паломничество в Кельн к могиле святого.
Помимо саркофага в крипте оборудована небольшая часовенка, в которой находится живописный триптих в центре которого распятие и Богородица на фоне Иерусалима, по бокам коленопреклоненные Иероним (слева) и святой Франциск (справа).
Вход в крипту находится в главном зале церкви, где есть множество других интересных реликвий.
Находится под стеклом золотой гроб Machabäerschrein с мощами семи святых мучеников Маккавеев.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Согласно легенде в Кёльне мощи появились в 1164 году благодаря архиепископу Райнальду Дассельскому (Reinald von Dassel, 1114 — 1167), который будучи ближайшим советником Фридриха I Барбароссы (1122–1190), бывшего императором Священной Римской империи с 1155 по 1190 год, и имея на императорскую политику большое значение организовал перевоз из Милана в Кёльн мощей трёх волхвов, которые хранятся в Кёльнском соборе, а также мощей мучеников Маккавеев.
В Кёльне они хранились первоначально в храме Machabäerklosters, основанном в 1178 году и разрушенном в 1808 году.
Хелиас Мерц (Helias Mertz) был с 1491 года ректором, священником и духовником бенедиктинцев из Makkabäerklosters. Именно по его заказу ювелир Питер Ганеман (Peter Hahnemann) вместе с сыном изготовили в 1520–1527 годах золотой ларец для мощей. С 1803 года ларец — в церкви Святого Андрея.
Огорожена небольшим заборчиком деревянная скульптура Пьеты, сокращенно от итальянского «Maria Sanctissima della Pietà" (Святейшая Мария Сострадание).
Скульптура известна с XIV века и находилась в доминиканском монастыре, что и церковь Святого Андрея, только в другой церкви — Святого Креста. После ликвидации монастыря скульптура была перенесена на новое место. Изображена сцена, когда после снятия с распятия Мария готовит погребение. На теле Иисуса видны пять огромных ран. Мария словно приглашает стать Вас свидетелем страданий и смерти ее сына, которую он принял из любви к людям.
У этой вроде бы невзрачной фрески — интересная судьба.
Она была создана по указанию кардинала Георга Хеслера (Georg Hesler, 1427–1482) в конце XIV века, о чем свидетельствует его герб внизу фрески. В XIX веке фреску покрыли штукатуркой, по каким соображениям- неясно, а в 1965 году при реставрации обнаружили. Изображены на фреске две святые: Агата (умерла в 251 году) и Луция Сиракузская (283- около 303).
Святую Агату сначала отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После перенесенных мучений святую Агату сожгли на костре. Через год после гибели Агаты начался извергаться вулкан Этна и только благодаря молитвам Святой Агате лава остановилась, не дойдя до города Катания. С тех пор она почитается как спасительница от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий.
Многие из Вас слышали песню «Санта-Люция», она посвящена заливу, названному в честь Святой Луции. Жизнь её во многом схожа с жизнью Святой Агаты, могилу которой Луция посетила после 50 лет со дня гибели Святой Агаты. Луция принесла обет безбрачия и за это ей вырвали глаза и отрубили голову. Она является покровительницей бедных, слепых, раскаявшихся блудниц, больных детей и покровительницей городов Сиракузы и острова Сицилии, как и Святая Агата, а также Венеции.
На фреске святые Агата и Лусия изображены стоящими на зеленом лугу, выражая свою надежду на спасение из плена.
Триптих «Воскрешение» был подарен храму в 1551 году каноником церкви Святого Андрея Петером Квентелом (Peter Quentel, умер в 1564 году).
Происходил Петер из известной семьи печатников и книгоиздателей, его отец был членом городского совета Кёльна. Создан триптих, как предполагается, Бартоломеусом Брюйном (Bartholomäus Bruyn, 1493–1555), который рисовал алтари и портреты и считался главным портретистом Кёльна в XVI веке.
Еще одна работа Bartholomäus Bruyn — триптих «Распятие».
Он был создан на год раньше «Воскрешения», в 1550 году, на деньги, выделенные согласно завещания доктора Германа Койтенбройера (Hermann Keutenbreuer), умершего в 1539 году. Кстати, когда говорится об авторстве Бартоломеуса Брюйна, то надо принять во внимание воспоминания его современников, которые утверждали, что он делает только часть работы, остальное доделывают его ученики.
Икона «Мученичество апостола Андрея» раньше находилась до 1897 года в алтаре.
Создана она была в 1658–1662 годах интересным человеком бывшего одновременно немецким священником-иезуитом и художником Бернхардтом Фукерадтом (Bernhard Fuckeradt, 1601 -1662). По рождению он был лютеранином, но любил рисовать и когда иезуиты предложили ему создать несколько картин на религиозные темы, то Бернхардт согласился и к тому же с 1631 по 1633 год стал послушником у иезуитов в Трире, затем 8 лет стажировки у Питера Пауля Рубенса в 1633–1637 годах в Антверпене. Затем художник-священник уехал обратно в Германию.
В 1475 году было основано Братство Святого Розария при доминиканском монастыре в Кельне. Приор этого монастыря, отец Иаков Шпренгер, устанавливая братство, обязался следовать древней молитвенной практике, которая как он сам отмечает, долгое время пребывала в забвении. Эта практика состояла в использовании для молитвы чёток, состоящих из 59 бусин, которые назвались розарием в честь Марии, матери Иисуса. Считалось, что венок из роз на голове является символом девственности.10 марта 1476 года Братство Святого Розария было официально признано папским легатом, епископом Александром Нумай, а число братьев достигло 8000 человек.
Триптих с Мадонной висел над алтарём Братства Розария, после закрытия монастыря также оказался в церкви Святого Андрея.
Еще одна картина на тему Розария была создана неизвестным художником в 1621 году и висела в столовой монастыря.
Фрески, изображающие Коронацию Девы Марии, были созданы в XIII веке.
Помимо картин и фресок есть несколько скульптур, которые чудом сохранились в пожаре и бомбёжках войны: Мадонна с младенцем(1474 год),
Святой Михаил (XV век),
Святой Христофор — покровитель путешественников (после 1490 года).
Есть скульптуры в более привычном виде.
И вот такое резное чудо также встретилось мне в базилике.
А на этой плите надпись я не понял.
А вот витражи — новые и современные.
Попытки замены их начались в 1990 году, а в 2005 и 2010 году витражи были благополучно заменены.
Завершаю прогулку по церкви Святого Андрея, обхожу его со всем сторон. Обнаружил старые саркофаги.
Бросив последний взгляд на базилику отправляюсь в дальнейший путь.