Витражи северного бокового нефа находятся на противоположной стене собора от Баварских витражей. Всего насчитывается 5 витражей, созданных в 1507 -1509 годах.
Passionsfenster, 1508.
Витражи северного бокового нефа находятся на противоположной стене собора от Баварских витражей. Всего насчитывается 5 витражей, созданных в 1507 -1509 годах.
Passionsfenster, 1508.
Дар Филиппа фон Даун-Оберштайна (Philipp von Daun-Oberstein,1463- 1515), с 1508 по 1515 год бывшего архиепископом Кёльна под именем Филиппа II.
Вверху витража располагаются сцены Страстей Христовых.
Страсти Христовы — это совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Насчитывается 19 таких событий, не считая Воскресения, стоящего особняком.
Здесь изображены 6 событий:
1). Животворящий Крест — Смерть Христа.
2). Воскресение Христа
3). Бичевание Христа.
4). Поругание и увенчание терновым венцом.
5). Моление о чаше.
6). Поцелуй Иуды и арест Христа.
Внизу витража — Святой Лаврентий и Богоматерь.
Святой Лаврентий Римский (ок. 225- 258) был казнён лютой смертью во время гонений, воздвигнутых императором Валерианом. Его заживо изжарили на железной решётке, под которую регулярно подкладывались раскалённые угли. Поэтому часто изображается с решёткой — орудием своей казни. Такое изображение и на витраже.
Petrus- und Wurzel Jesse-Fenster, 1509 .
Также дар Филиппа фон Даун-Оберштайна.
Вверху слева изображена легенда об апостоле Петре, а справа — Древо Иессеево.
Древо Иессеево — композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа, которая сложилась в IX веке и получила широкое распространение в христианском искусстве.
Внизу в центре изображены Святые Пётр и Себастьян, а также даритель витража архиепископ Филипп II, изображенный в коленопреклоненном виде.
Себастьян (Sebastianus, ок. 256- 288) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
Внизу по бокам — гербы 16 предков архиепископа в знак подтверждения его знатности, которое стало предъявляться с 1474 года для соискателей на должность архиепископа.
Typologisches Geburt Christi-Fenster, 1507.
Окно было пожертвовано в 1507 году городским советом Кельна.
В верхней части витража — поклонение пастухов.
В верхнем левом углу — Моисей перед горящим терновым кустом.
В самом низу витража — основатель города Марк Випсаний Агриппа (Marcus Vipsanius Agrippa, 63 до н. э. — 12 до н. э.) и Марсилиус.
Между ними просто две картинки с коронами с герба Кёльна.
В середине витража — четыре кёльнских рыцаря. Это святые Георгий, считающийся в Германии покровителем рыцарства, Маврикий, соратник Гереона — Грегориус Маурус (Gregorius Maurus) и сам покровитель Кёльна Гереон.
Dreikönigenfenster.
Витраж подарен Германном IV Гессе (Hermann von Hessen,1450–1508), бывшего архиепископом Кёльна с 1498 по 1508 год.
Вверху витража — сцена поклонения трёх волхвов, картинка слева изображает визит царицы Савской к царю Соломону.
В середине витража — святые Пётр, Богоматерь, Елизавета и Христофор.
Святой Христофор — христианский мученик, покровитель путешественников.
Праведная Елизавета — мать Иоанна Предтечи. Внизу витража 16 гербов — предков дарителя.
Marienkrönungsfenster, 1509 .
Витраж был подарен Филиппом II, графом Вирнебургским (Philipp II., Graf von Virneburg). Он изображен в самом низу с двумя своими супругами, первой — умершей на тот момент времени и у которой не видно лица, второй — живой.
Наверху витража — Коронование Богоматери
Ниже расположены попарно святые.
Те, что выше — Иоанн Евангелист и Святой Пётр, под ними — Мария Магдалина и Георгий Победоносец.
Часть реликвий и витражей закрытых часовен в восточной стороне собора было трудно, а подчас невозможно фотографировать из-за решеток с мелкими ячейками. Поэтому часть витражей я даже и не пытался фотографировать. А часть витражей получилось сфотографировать лишь частично.
В капелле Матерна находятся три витража, я сфотографировал лишь два: «Barbara- und Evergislusfenster» и «Jakobusfenster», от третьего " Katharina- und Heribertfenster» виден лишь малюсенький кусочек.
Barbara- und Evergislusfenster, 1855.
Созданы витражи были кельнским художником по стеклу Питером Грассом (Peter Graß).
Святая Варвара считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. В Кёльне есть фонтан в её честь.
Эвергислус (Evergislus) был пятым епископом Кёльна с 590 года. Его мощи находятся в Церковь Святой Цецилии.
Jakobusfenster, 1330/40.
На витраже изображены три сцены из жизни Иакова. Слева Иаков крестит мытаря, в центре царь Ирод допрашивает Иакова, справа Иакова казнят.
В капелле Святого Михаила в фотообъектив попали два витража: «Silvester- und Gregorfenster» и «Marienkrönungsfenster».
Третий витраж «Felix- und Naborfenster» я не сфотографировал.
Silvester- und Gregorfenster, 1330/40.
Святой Сильвестр I (слева на витраже) был епископом Рима с 314 по 335 год, считается, что именно он крестил императора Константина Великого. На витраже изображен с папскими регалиями.
Святой Григорий Богослов (справа на витраже) обычно изображается с книгой, не стал исключением и кёльнский витраж.
В самом низу витража изображен герб графов Нассау.
Marienkrönungsfenster, 1330/40.
Центральные фигурами витража являются Христос и его мать Мария. Женские фигуры по бокам — это воплощение добродетелей Богоматери: правдивость, мудрость, невинность и смирение. Вокруг них располагается символический город Иерусалим.
Внизу трон царя Соломона, 12 львов на ступенях — это отсылка на 12 апостолов.
В капелле Святой Агнессы находятся витражи, посвященные святому Куниберту (Kunibert-Fenster,1330/40) и святой Агнессе (Agnesfenster, 1330/40), между ними витраж без фигур, который был частично восстановлен после войны.
В капелле Святого Стефана находятся «Ursula- und Clemensfenster» и «Jüngeres Bibelfenster».
Ursula- und Clemensfenster, 1852.
Созданы витражи были кельнским художником по стеклу Питером Грассом (Peter Graß). Слева — покровительница Кёльна святая Урсула, справа папа римский Клеменс, в Кёльне есть фонтан в его честь.
Jüngeres Bibelfenster, 1280.
Идеей попарного размещения картинок из Ветхого и Нового Завета витраж напоминает Bibelfenster Кельнский собор. Часть 6. Старейший витраж собора и баварские витражи , если вникнуть в историю создания витража, то становится понятным почему это произошло.
Изначально витраж создавался для доминиканской церкви, созданной Святым Альбертом. Но в результате французской секуляризации эта церковь была разрушена. Большая часть её реликвий оказалась в Церковь Святого Андрея, в 1823 году часть витражей, в том числе и этот, была передана в строящийся Кёльнский собор.
Но размещен был только этот витраж в 1892 году в капелле Святого Стефана. Часть средневековых стёкол в результате перемещений была утеряна и они были созданы заново в кёльнской стекольной мастерской «Шнайдерс и Шмольц» (Glasmalerei Schneiders und Schmolz), созданной Паулем Шмольцем (Paul Schmolz) и Кристианом Шнайдерсом (Christian Schneiders).
Мастерская специализировалась на создании стёкол для витражей в церквях в основном для Рейнской области Германии. Витражи от Glasmalerei Schneiders und Schmolz есть в Кёльнском соборе, где среди их работ были не только Jüngeres Bibelfenster, но и Älteren Bibelfensters (1901), Dreikönigenfenster (1901) и Petrus- und Maternusfensters.
Имеются стёкла в витражах кёльнских церквей: Церковь Святого Андрея, Церковь Святой Урсулы и Церковь святых Апостолов.
Пробежимся снизу вверх, как задумали создатели витража, парным сценам из Библии. Часть из них мы уже встречали на старом Библейском витраже (Bibelfenster), но картинки различны, несмотря на совпадение некоторых сюжетов.
Снизу расположены: Гедеон с руном — Благовещение.
Напомню историю про Гедеона и руно. После победы Деборы и Барака народ Израиля снова впал в идолопоклонство. И вновь орды кочевников стали нападать на них. На призывы о помощи Бог обратился к самому слабому из них — Гедеону. Гедеон снёс языческих жервенник, а когда враги напали, то он собрал войско. Для того, чтобы доказать предназначение Гедеона, тот попросил Бога совершить знамение. Он расстелил на траве руно, на утро на руне была роса, а вокруг на траве было сухо. Для более полного убеждения знамение было повторено, только в этот раз руно осталось сухим, а трава вокруг была мокрой.
Выше: Неопалимая купина — Рождество Христово.
Неопалимая купина — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Она знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого.
Выше: Визит царицы Савчкой к Соломону — Поклонение волхвов.
Выше: Купание Неемана в Иордане -Крещение Христа.
Нееман был сирийским военачальником, который болел проказой. По совету пленной израильтянки он обратился к пророку Елисею. Тот сказал, чтобы Нееман семь раз окунулся в Иордан. Сначала военачальник посчитал, что над ним издеваются, но последовал совету Елисея. После этого тело его стало чистым и исчезли все следы проказы.
Выше: Авраам и Мелхиседек — Тайная вечеря.
По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом, священник Всевышнего Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его: " благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли» и «благословен Бог всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои».
Выше: Заключение в путы Ахиора — Бичевание Христа.
Вождь аммонитян Ахиор отговаривал ассирийского полководца Олоферна, имевшего 120 000 пеших и 12 000 конных воинов, от карательного похода в Иудею. Ахиор предсказывал, что если израильтяне будут верить в единого Бога, то они победят. За это Олоферн связал его и отдал израильтянам.
Выше: Выставление на шест Медного змея — Распятие Христа.
Когда во время долгих скитаний народ Израилев стал роптать против бога, то были насланы на них многочисленные ядовитые змеи. От укусов этих змей погибло много народа. Бог сказал Моисею: «…сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Так и случилось, медный змей оказался сильнее обычных. После этого вера была восстановлена.
Выше: Спасение Ионы из чрева кита — Воскресение Христово.
Выше: Вознесение пророка Илии — Вознесение Христа.
На самом верху: Получение Моисеем скрижалей с заповедями — Сошествие Святого Духа.
Как мы видим, часть сюжетов на двух Библейских витражах совпадает, а часть нет.