Идея создания распятия такого вида как Крест Геро возникло у архиепископа Кёльна с 969 по 976 год Святого Геро во время его поездки в 971 году для сватовства невесты для сына императора. Заодно он привез мощи святого Пантелеймона. Вид византийский распятий сподвигнуло архиепископа на создание распятия, которое получило название Крест Геро. Создали его в 972 году мастера, прибывшие вместе с принцессой Феофано.
Немецкий хронист Титмар Мерзебургский (Thietmar von Merseburg, 975- 1018), ставший епископом Мерзебургским с 1009 года, в период с 1012 по 1018 год создал Хронику Титмара Мерзебургского, охватывающую период времени с 919 по 1018 год и содержащую много уникальных сведений по истории Германии и сопредельных стран того времени. Титмар сообщает нам легенду, касающуюся Креста Геро. Случилось так, что по распятию прошла трещина, расколовшая деревянную голову. Образовалась большая дыра. Но когда архиепископ Геро приложил к трещине просвирку, то трещина закрылась и от неё не осталось и следа. Распятие было признано чудотворным. Когда Геро умер, то чудотворное распятие было установлено на его могиле в еще старом соборе. В 1270 году крест был перенесён в строящийся Кёльнский собор и установлен над алтарем часовни Стефана. В 1350 году был перенесён на нынешнее место в Крестовую капеллу. В 1683 году настоятель Кёльнского собора Генрих Фридрих фон Меринг (Heinrich Friedrich von Mering, 1620–1700) преподнёс собору барочный алтарь, на котором был размещен Крест Геро.
1
В это же время крест был закреплён на алтаре, а до этого распятие просто стояло на полу. Тогда же появились лучи сияния вокруг распятия. В 1900 году была проведена небольшая реставрация распятия, передняя чать распятия была позолочена. В 1976 году крест временно исчез из собора на время реставрации алтаря, а затем вернулся на своё место. В настоящее время Крест Геро является одним из старейших сохранившихся крупных распятий в Европе севернее Альп.
Статуя Миланской Мадонны была привезена одновременно с мощами трёх волхвов. Хотя оригинальная скульптура сгорела во время пожара в 1248 году, взамен её была создана в 1280–1290 годах новая статуя.
1
Сначала она стояла в часовне Святой Марии, а затем перехала на нынешнее место. В 1900 году была проведена реставрация, обновлены краски, скипетр и корона.
В Крестовой часовне, слева от Креста Геро находится деревянная скульптура рыцаря из Айненберга (Ritter von Einenberg).
1
Грешен, но когда я увидел скульптуру, то подумал, что это негр в юбочке. Подойдя поближе, убедился, что это коленопреклонённый рыцарь. Скульптура создана в XV веке, а кем является этот рыцарь и какое отношение к Кресту Геро имеет — непонятно. Нашёл лишь информацию, что в момент создания статуи существовал дворянский род, носивший двойной титул «von Einenberg, Herr zu Landskron», а где находились его владения — тоже неясно.
Несколько статуй на высоко поднятых над уровнем пола постаментов являются своеобразным продолжением, выстроившись вдоль стены от Миланской Мадонны. Скульптуры созданы Виктором из Карбена (Victor von Carben, 1422–1515).
Первой изображена Святая Варвара, затем Святой Иоахим — отец Девы Марии.
2
Следующая скульптурная группа называется «Anna Selbdritt mit Stifter Victor von Carben».
2
На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках, слева от неё мать — Святая Анна, у ног которой Victor von Carben изобразил самого себя.
Ниже надпись: «victor sacerdos olim iudeus» (священник Виктор, раньше еврей). Дело в том, что Виктор был раввином, но сменил веру и стал христианином в 1482 году, а с 1486 года преподавал на богословском факультете Кёльнского университета. В самом низу скульптурной группы — два музыканта.
Заканчивает ряд скульптур глава святого семейства Святой Иосиф.
1
А вот вторую скульптуру на этой фотогорафии идентифицировать не смог. Раньше на этом месте была Святая Екатерина.
Как бы продолжая ряд скульптур, сидит ангелочек, под ним гербы семейств Geyr и Bequerer, а еще ниже эпитафия, созданная в 1760 году и посвященная семействам von Geyr, von Bequerer, von Plettenberg, von Kurtzrock и von Buschmann.
1
На колоннах внутреннего хора размещены созданные в 1280 году 14 скульптур: Христа, Девы Марии и 12 апостолов.
2
При этом среди фигур апостолов Иуда Искариот, предавший Христа, заменён на апостола Павла. Размещены они, если смотреть на фотографию следующим образом слева направо: Фома, Иаков Алфеев, Филипп, Павел, Иаков Зеведеев, Иоанн, Дева Мария, Христос, Пётр, Андрей, Варфоломей, Симон Кананит, Матфей, Иуда Фаддей.
Святая Урсула много значит для Кёльна, но эта её скульптура, созданная в XVI веке, появилась в Кёльнском соборе из Франкфурта на Майне.
2
Она входила в коллекцию, которую собирал католический священник Эрнст Франц Август Мюнценбергер (Ernst Franz August Münzenberger, 1833 -1890), служивший в Франкфурте с 1870 по 1890 года. После его смерти в 1893 году скульптура была перевезена в Кёльн.
А вот историю скульптуры Святого Губертуса (St. Hubertus) отследить не удалось.
1
Скульптура Святого Михаила стала первой, созданной после завершения строительства Кёльнского собора.
1
Она была создана в 1920 году кёльнским скульптором Георгом Грасеггером (Georg Grasegger, 1873- 1927) как память Павшим в Первой мировой войне. Позади и по бокам Святого Михаила — списки погибших в годы войны.
Распятие Kreuzigungsgruppe, создано в XVI веке.
2
Расположено в капелле Трёх Царей-Волхвов.
1
Скульптура Святого Петра была создана в 1665 году кёльнским скульптором Герибертом Нойссом (Heribert Neuss) для алтаря Собора, но в 1770 году перенесена в другое место, ближе к входу в собор со стороны современного железнодорожного вокзала.
1
Бронзовый аналой в облике орла (Adlerpult) служил как подставка для книги с литургическими текстами.
1
Отлитый в 1854 году в Льеже, он был копией орла из кёльнской церкви Marienkirche in Tongern, созданного в 1372 году.
Есть в соборе скульптура-надгробие, созданная флорентийским скульптором Иоахимом Фортини (Joachim Fortini) в 1701 году.
1
Выполнена она была по заказу генерал-майора императорской армии von Hochkirchen, погибшего в 1703 году во время войны за испанское наследство, но до этого заранее обеспокоившись красивым надгробием. Покойный изображен в полном вооружении с высокими кожаными сапогами. Локтем своей левой руки он опирается на украшенной пером шлем, а в правой руке он держит жезл маршала. «Мечты, мечты, где ваша сладость?» Похоронен генерал-майор был в францисканской церкви «Ad Olivas». После закрытия церкви красивое надгробие перекочевало в Кёльнский собор.
Очень похожи, но всё отличаются вычурные сооружения с эпитафиями братьев Адольфа III (Adolf III)
1
и Антона (Anton) фон Шауенбургов ( von Schauenburg).
1
Эпитафия, созданная строителем Кёльнского собора (Dombaumeister) Конрадом Кюном (Konrad Kuyn, умер в 1469 году), включает текст, над которым располагаются Святой Андрей, который положил руку на плечо строителя, стоящего на коленях.
1
Лицо его обращено к Богоматери, которая стоит на другой подставке. Скульптура Святой Девы Марии изготовлена была в Утрехте, а Святой Андрей в мастерской Конрада Кюна, как и сам Кюн.
Эта доска Emundus-Epitaph (Эпитафия Эмундуса) напоминает нам о умершем в 833 году графе Эмундусе, принадлежавшего к роду Каролингов.
1
Граф завещал свой имущество старому собору-предшественнику Кёльнского собора и был в нём захоронен. В XV веке его саркофаг был разрушен, осталась только бронзовая доска, похищенная в свою очередь в 1771 году. Ничто кроме этой доски больше не напоминает о гробнице графа.