Самой известной святыней Кёльнского собора и главным духовным сокровищем Кёльна являются мощи трёх волхвов.
Самой известной святыней Кёльнского собора и главным духовным сокровищем Кёльна являются мощи трёх волхвов.
Первоисточником, поведавшим миру о волхвах, пришедших к младенцу Христу были 12 стихов Главы 2 Евангелия от Матфея. Согласно им пришли волхвы с востока в Иерусалим к царю Ироду, думая что «родившийся Царь Иудейский» находится там. Не найдя его они продолжили путь за вифлеемской звездой, которая привела их к Христу: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
В тексте Евангелия нет указаний на то, сколько было волхвов, как их звали и из какого точно места они пришли.
Когда единая христианская церковь стала делиться на конфессии, то кто-то не стал толковать по другому текст Библии насчёт волхвов, а кто-то продолжил изыскания.
Католическая церковь более других продвинулась в этом направлении.
Если раннехристианский писатель и богослов Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus, 155/165- 220/240)говорил, что волхвы похожи на королей, то святитель Кесарий Арльский (470 -543), бывший известным богословом, первым безапелляционно назвал волхвов королями. Вторил Кесарию Святой Исидор Севильский (San Isidoro de Sevilla, между 560-570-636). Возможно они основывались на толковании Псалтыря — библейской книге Ветхого Завета, где в псалме 71:10 говорилось: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Фарсисом назвался город в Испании, а Сава по разным источникам находилась то ли в Аравии, то ли в нынешней Эфиопии.
Исходя из количества даров и из стихов Псалтыря стали постепенно считать, что волхвов было трое. Первым об этом объявил христианский писатель и богослов Ориген (Origenes, 185- 254).
Наиболее радикальный шаг предпринял бенедиктинский монах Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, ок. 672 или 673 — 735), бывший средневековым писателем, специализировавшимся на толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Он придумал имена волхвов, дав им родину и описание. Бальтазар — мавр из Африки, юноша, Мельхиор — белый человек из Европы, мужчина в полном расцвете сил, Каспар — человек с Востока из Азии, старик.
Менялись постепенно традиции изображения волхвов-королей в изобразительном искусстве. Сначала волхвы изображались одетыми в персидские одежды. Легенда гласит, что благодаря изображениям волхвов в базилике Рождества Христова в Вифлееме
— она была пощажена в 614 году, когда шахиншах Персии Хосров II Парвиз (570 — 628) после захвата Иерусалима огнём и мечом прошелся по христианским церквям.
В X веке их уже изображают с коронами на голове и в одеждах, соответствующих облику, придуманному Бедой.
Согласно легенде волхвы были крещены святым Фомой и дожили до 150 лет. В 326 году мать императора Константина Великого Святая Равноапостольная царица Елена (ок. 250–330) обрела в Персии (по другим данным — в Палестине) мощи трёх волхвов и перевезла их в Константинополь. Внук царицы Елены — римский император с 333 по 350 год Флавий Юлий Констант (Flavius Iulius Constans, 320 -350), был в отличие от бабушки, тщательно собиравшей христианские реликвии, менее хозяйственным. В 344 году он отдаёт мощи трёх королей только что избранному епископу Медиолана (Милана) Евсторгию и тот перевозит тяжелый мраморный саркофаг с мощами в Милан. Хранились мощи в Базилике Сант-Эусторджо (Basilica di Sant’Eustorgio) в Милане, а до её строительства в храме, который был построен в IV веке для хранения мощей.
Милан в середине XII века был главным оплотом всех противников Священной Римской империи в Ломбардии. Император Фридрих I Гогенштауфен (Friedrich I Rotbart, 1122–1190) по прозвищу Барбаросса хотел покончить со свободолюбием Милана. Для этого ему пришлось брать город дважды. Первый раз в сентябре 1158 года, второй раз в марте 1162 года. Во время первой осады города в 1158 году мощи прячут в колокольне церкви San Giorgio al Palazzo. После разрушения Милана императором в марте 1162 году мощи были дарованы Барбароссой его верному соратнику, архиепископу Кёльна и архиканцлеру Италии, Райнальду фон Дасселю (Rainald von Dassel; около 1120 — 14 августа 1167).
23 июля 1164 года мощии были доставлены в Кёльн. Трудный путь был проделан сначала на повозках, затем на корабле по Рейну. На месте городских ворот, через которые были ввезены в Кёльн мощи, впоследствии была построена Арка трёх королей (Dreikönigenpförtchen).
Нам сейчас этого не понять, но в те времена наличие христианских святынь в любом населенном пункте обеспечивало беспрерывный поток паломников. Чем значительнее святыня -тем больше поток верующих и тем больше денег. Появление мощей трёх королей в Кёльне сделано город привлекательным для паломников всего христианского мира. На месте Кёльнского собора существовал так называемый Старый собор, освященный в 870 году. Его внешний вид есть на напольной мозаике в современном Кёльнском соборе. К сожалению людей ходит собору множество и фотографировать полы не всегда удаётся сквозь частокол ног.
В 1228 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден (Konrad von Hochstaden, 1198 или 1205 — 1261) уложил первый камень в основание Кёльнского собора, первым строителем которого стал Герхард фон Риле (Gerhard von Rile, 1210 -1271). План нового собора есть на мозаичном полу Кёльнского собора, его я сфотографировать смог.
Если в миланской церкви мощи хранились в мраморном саркофаге, созданный еще в третьем веке, то в Кёльне решили создать золотой ларец для хранения мощей. Для его создания был приглашен знаменитый мастер Николаус Вердунский (Nikolaus von Verdun (1130- 1205), создавший золотой ларец для хранения мощей в период с 1181 по 1200 год.
Смотрится ларец неплохо.
Хотя на самом деле выглядел он в начале несколько по другому, при этом форма и внешний вид были похожи на современный. Это тройной реликварий, где внизу находится два золотых саркофага и вверху один. Ларец размещался в разных местах собора, а на настоящем месте находится с 1948 года.
В 1434 году большой камень упал через крышу собора и чуть-чуть не свалился прямо на святыню. Шесть недель ларец хранили в ризнице, затем вернули на место.
28 октября 1574 года ларец украли и хотя вора поймали, но огромный драгоценный камень с ларца пропал. Несколько веков про него не было ничего слышно, пока в 1952 году его не обнаружили на выставке в Венском художественно-историческом музее. После этого случая была установлена защитная решетка.
А в 1668 -1690 годах вокруг ковчега был построена мраморный мавзолей, где ларец и находился вплоть до 1889 года с небольшими перерывами.
Когда в 1794 году французы заняли Кёльн, то ларец с мощами, а также другие ценности были вывезены из города и вернулись в собор только в 1803 году. Три плиты ковчега, находившиеся в Праге были расплавлены и из них отчеканены золотые монеты. Также «потерялись» несколько камней и часть золотых фигур. Спасибо нашему старому знакомцу Фердинанду Францу Вальрафу, который помог ювелирам, Вильгельму Пуллаку (Wilhelm Pullack) с сыном, в восстановлении ларца в 1807 году.
В 1820 году снова кража и восстановление реликвии в 1822 году.
Во время Второй Мировой войны ларец снова прятали, в результате пришлось в послевоенное время приобретать 152 геммы для окончательного восстановления ларца, которое произошло в 1961 году.
В 1903 году часть мощей было передано миланской церкви San Giorgio al Palazzo.
В 1864 году была проведена ревизия мощей. Выяснилось, что помимо мощей трёх волхвов там еще находятся мощи Святого Грегора Сполето (Gregor von Spoleto, умер в 304), а также святых Набора (Nabor) и Феликса (Felix von Afrika) , умерших в 304 году. Считается, что их мощи попали в Кёльн из Милана вместе с мощами трёх королей.
В честь трёх королей на гербе Кёльна присутствуют три короны.
6 января вся Германия празднует праздник трёх королей, благо этот день является выходным. Самые большие гуляния проводятся возле Кёльнского собора. С 1959 года праздник стал носить новый смысл — тысячи детей Германии ходят в этот день от дома к дому, распевая и собирая пожертвования для благотворительных проектов.
Смотрите также:
Кельнский собор. Часть 1. Большое видится на расстоянии.
Кельнский собор. Часть 3. Последний приют польской королевы и кёльнских епископов
Кельнский собор. Часть 4. Реликвии, скульптуры, эпитафии
Кельнский собор. Часть 5. Алтари, картины, фрески