Интересно наблюдать за туристическими группами, особенно когда ходишь сам по себе. Взмах руки экскурсовода и небольшая толпа срывается с места, отправляясь продолжать свой познавательный путь, даже взрывы смеха порой происходят как по команде после удачной шутки гида. Благодаря одной из таких групп я обязан тем, что не проскочил мимо памятника Тюннесу и Шелю,
который в некоторых русскоязычных источниках называют «Двое из ларца». Вот только ничем они не похожи на «одинаковых с лица» персонажей советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Создал бронзовых чудаков в 1974 году кёльнский скульптор Вольфганг Рейтер (Wolfgang Reuter).
С тех пор не зарастает народная тропа к этим двум скульптурам. Хотя, если не знать где находятся Тюннес и Шель, то можно пройти в десятке шагов и не заметить, особенно в сумраке и в теплое время года, когда листва с деревьев не опала, ибо находятся два «друга» в уголке двора. Только ушла одна группа туристов, как появилась другая.
Как и первая группа туристы весело и громко разговаривали, а гид говорил практически не останавливаясь, а затем предложил сделать селфи — с чем народ дружно согласился.
Интересно, но как первая так и вторая немецкоязычные группы туристов хватали бедного Тюннеса за нос, что, согласно придуманной за годы существования памятника приметы, должно принести удачу. Но помимо носа изрядно потёрты носки ботинок у обоих, это последствие того, что какой-то шутник, не ограничиваясь носом, предложил посетителям делать акробатический этюд: стоя одной ногой на ботинке Тюнесса, а другой на ботинке Шеля, при этом держаться за нос Тюннеса. Вот мол только тогда будет Вам счастье.
Хотя Тюннес
стали своеобразными символами Кёльна, но эти персонажи никогда не существовали в действительности, а их появлению мы обязаны Иоганну Кристофу Винтерсу (Johann Christoph Winters, 1772 -1862).
Винтерс, когда был подмастерьем у портного, попал вместе с ним в Антверпен, где познакомился с фламандским кукольным театром. После своего приезда в Кёльн и женитьбы, по зимам он подрабатывал в детском кукольном театре. В 1803 году Винтерс обращается с заявкой к бургомистру Кёльна с августа 1803 по май 1815 года Иоганну Якобу фон Витгенштейну (Johann Jakob von Wittgenstein, 1754 -1823), в которой предлагает свои услуги по созданию рождественского вертепа для маленьких детей.
Так началась история Кельнского Hänneschentheaters.
Среди первых кукол театра был Тюннес вместе со своим сыном по имени Köbeschen Schmitz. Тюннес — типичный образчик простака-деревенщины, одет в типичную одежду фермеров того времени. В оригинале он носит красный шейный платок и синюю рубаху, а также деревянные башмаки. Красный нос выдаёт его привычку прикладываться к бутылке.
Все недоразумения с ним происходят из-за невежества, связанного с недостатком образования. Но он добродушен, просто не всегда можно разглядеть мягкое сердце под грубой оболочкой.
Персонаж Шель появился в кукольном театре через 50 лет после Тюннеса. Причиной его послужил конфликт между двумя владельцами кукольных театров. Предок Вилли Милловича по имени Франц Андреас (1793 -1875) хотел создать в Кёльне передвижной кукольный театр, но из-за существования Hänneschentheaters ему было отказано в 1847 году. Милович получил лицензию лишь для создания кукольного театра в Дойче (Deutz), ныне районе Кёльна, а до 1888 года бывшего самостоятельным городом.
Еще с времён Рима сложилось противостояние левого берега Рейна, где находился город Кёльн, и правого с его рыбачкими деревушками. Горожане Кёльна говорили: «Wenn die andere Rheinseite sehen wollten, dann müssten sie ja schielen können». (Если они хотят видеть правый берег Рейна, то могут заработать косоглазие).
Шель и создан косоглазым, но при этом пронырой и шельмой с намёком на Франца Андреаса Милловича. Изображается в костюме и шляпе, но многие видят за этим образом мошенника и плута. С тех пор оба персонажа участвуют в кукольных представлениях.