Невдалеке от исторического архива архиепископства Кёльна на небольшой площади находится памятник Эдит Штайн (Edith Stein, 1891–1942).
Невдалеке от исторического архива архиепископства Кёльна на небольшой площади находится памятник Эдит Штайн (Edith Stein, 1891–1942).
Памятник состоит из трёх женских фигур,
но это памятник одной женщине, прожившую жизнь, изобилующую извилистыми поворотами судьбы.
Эдит Штайн родилась в городе Бреслау на территории Германии, ныне это город Вроцлав на территории Польши. Была последним, одиннадцатым, ребёнком в религиозной еврейской семье. Излишне религиозное воспитание матери привело к противоположному результату — девочка перестала верить в бога.
Учеба на философа была прервана Первой Мировой войной и Эдит отправилась на фронт, где служила сестрой милосердия. Приходилось повидать многое и мечущихся в тифозной лихорадке, и тяжело раненных, и умирающих. Видела как молятся за здоровье своих близких простые немецкие женщины. Не все вернулись с войны. Не вернулся с полей сражений во Фландрии её знакомый по Гёттингскому университету Адольф Рейнах. Вдова Рейнаха Анна стойко перенесла гибель мужа и Эдит впервые воочию увидела как может помогать людям вера в бога, Анна и Адольф были евреями, но незадолго до ухода Адольфа на фронт супруги крестились.
После завершения учебы Эдит защитила в 1916 году кандидатскую диссертацию и стала научным сотрудником, изучавшим феномен религии.
Еще одним толчком на пути к вере стала небольшая книга про Терезу Авильскую, которую Эдит нашла, когда гостила у своих друзей, супругов Теодора Конрада и Хедвиги Марциус, в Пфальце летом 1921 года. 1 января 1922 года Эдит крестилась по католическому обряду и собиралась уйти в монастырь кармелиток. ведь её кумир Тереза Авильская была основателем орденской ветви «босоногих кармелиток», но её духовник считал, что Эдит пока еще рано принимать монашеский постриг. В результате он проработала в течение восьми лет учительницей немецкого языка и истории в школе доминиканок монастыря святой Магдалины. Но не было счастья, да несчастье помогло. В 1933 году пришедший к власти Гитлер запретил евреям заниматься общественной деятельностью и Эдит, преподававшая к тому времени в Высшем германском научно-педагогическом институте в Мюнстере, стала монахиней-кармелиткой в монастыре в Кёльне. Она приняла монашеское имя «Teresia Benedicta a Cruce». После смерти матери в 1936 году к Эдит присоединилась её незамужняя сестра Роза, тоже принявшая католичество и поступившая в монастырь, где была её сестра. После событий «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года кармелиток еврейского происхождения перевели в более безопасную, как тогда казалось, Голландию. Но и здесь нацисты достали их. 2 августа 1942 года эсэсовцы забирают сестёр Штайн из монастыря и в составе поезда, в котором было 987 евреев, отправляют 7 августа 1942 года в Освенцим. После прибытия всех отправляют в газовые камеры, было это 9 августа 1942 года. Чудом спасшиеся в аду концлагеря очевидцы рассказывали, как необычно было видеть в колонне шедших на смерть двух монахинь, которые даже в эти последние жуткие часы не теряли человеческого облика и доброты.
В 1987 году Эдит Штайн была беатифицирована, в 1998-м — канонизирована папой Иоанном Павлом II. Это шаг вызвал много споров как среди католиков, так и среди евреев.
Памятник я увидел первый раз вечером в темноте
и подсветка около него
как бы отражала всполохи далёкого крематория той ужасной поры.
Три фигуры по замыслу скульптора — эти три ипостаси Эдит Штайн.
Первая — присевшая еврейская девушка, обдумывающая житьё.
Вторая — молодая женщина-учёный, у которой раскалывается на части голова от невозможности соединить несоединимое.
Третья — монахиня-кармелитка, которая прижимает к груди распятого Христа.
Перед Эдит тропа, по которой она идёт к своей смерти и на которой следы тысяч пронумерованных отпечатков ног узников.
Сначала обутых, возле одного из которых написано имя её сестры Розы,
затем босых.
Ведь экономные нацисты собирали обувь умерщвленных ими людей,
чтобы добро не пропадало.
В темноте смотрится это особенно тяжело: женские ботинки и туфли вперемешку с детской обувью.
Особо бдительные обращают внимание на то, что среди обуви есть образцы послевоенной обуви. Этим скульптор словно говорит: «Люди — ведь это может всё повториться! Помните об этом!».
Установлен памятник был в 1999 году, его автор — немецкий скульптор и художник из Дюссельдорфа Берт Герресхайм (Bert Gerresheim), 1935 года рождения. Примечательно, что Берт не чурался творческих метаний. Если до 1970 года он занимался большей частью живописью, а затем с 1970 года начал интересоваться бронзовой скульптурой, то после 1981 года — приоритет именно у скульптурных работ.