Впечатляющие руины Хайдельбергского Замка с начала 19 века считаются символом романтизма. Трудно представить себе более впечатляющий вид: над равниной, на северном склоне горы Кенигштуль, в окружении зеленых лесов, возвышаются руины замка из красного песчаника. Их силуэт определяет облик исторического центра Хайдельберга.
Что бы подняться к замку, можно воспользоваться несколькими вариантами: пешком (около 300 ступенек, минут 15), машиной, фуникулером. Третий — предпочтителен. Билет в обе стороны включает билет на вход в крепость. Если есть желание, то можно взять билет с дополнительной опцией — возле замка пересесть на исторический фуникулер (конца 19 века) и подняться выше, к прогулочной тропе и смотровой площадке. Станция фуникулера — в самом центре Старого города, к ней ведут указатели.
Выйдя со станции фуникулера наверху, лучше не тормозить в многочисленных сувенирных и винных магазинчиках и кафе, а оставить это на потом, идите сразу к замку. Можно взять экскурсию, но только на немецком или английском языках, или — взять аудиогид. А можно просто погулять.
В этот приезд мы попали на современную выставку «Аллегорический взгляд», расположенную перед входом. Ну что скажешь — я даже не стала литературно переводить — перевод дословный, корявый, но побоялась исказить смысл, заложенный художником (он же предполагает, что это со смыслом).
Ворота Елизаветы, построенные в 1615 году французским архитектором Саломоном де Каусом в виде римской Триумфальной арки, были отреставрированы в 1951 году. Фридрих Пятый подарил их своей супруге Элизабет Стюарт и они были выстроены всего за одну ночь. Через них около миллиона гостей в год попадают во внутренние дворы замка.
Замку не везло. Его блестящая история берет начало в те времена, когда рейнские пфальцграфы, а позднее — курфюрсты, избрали Хайдельберг своей резиденцией. Первое упоминание замка относится к 1225 году. Это было фортификационное сооружение, мощная крепость. Но, вскоре замок был расширен и превратился в парадную резиденцию в стиле ренессанс.
Самая большая фортификационная башня комплекса, в 7 этажей, толщина стен 7 метров. Диаметр башни более 50 метров. Построена она была курфюрсте Людвиге Пятом, в 15–16 веках. Во время Пфальцкой войны за престолонаследие в 1693 году, башня была взорвана.
Английское здание было выстроено в начале 17 века при курфюрсте Фридрихе Пятом и его жене, английской принцессе Элизабет Стюарт, это последнее дворцовое здание в замке. На верхнем этаже располагались великолепные гостиные, к ним примыкает этаж «Дикеновой башни», преобразованной в столовую.
До Тридцатилетней войны замок был резиденцией одного из наиболее значительных дворов Империи. По воле курфюрстов возник уникальный ансамбль оборонительных и парадных архитектурных сооружений: дворцы Глезернер Зальбау, Оттхайнрихсбау, Фридрихсбау и Энглише Бау — грандиозные памятники архитектуры ренессанса. Великолепные фасады придают внутреннему двору замка торжественный, парадный вид.
К концу 17 века замок был несколько раз разрушен французами в ходе войн за Пфальцское наследство. В рамках традиционного фейерверка, проводимого несколько раз в год, инсценируется разрушение замка тех времен. Но выше я написала, что замку не повезло, имея в виду совсем не эти разрушения и захваты. В ходе реставрации в 1764 году, замок стал жертвой стихий: ДВА РАЗА подряд в него ударила молния. В резиденции случился сильный пожар, и она превратилась в руины.
В 19 веке руины замка стали символом романтизма и превратились в природный памятник. Мифы окутали сад и огромный комплекс руин, возвышающихся над городом. Сад стал последним начинанием курфюрстов, которому было не суждено завершиться. Геометрические формы террасного замкового сада свидетельствуют о далеко идущих планах курфюрстов: неудивительно, что в 17 веке сад считался восьмым чудом света.
Источник Фюрстенбруннен 1738 года, был создан при курфюрсте Карле Филиппе, который просто правильно «организовал» родник. На протяжении многих лет отсюда ежедневно на тележке привозили питьевую воду по округе, и даже -на фермы в Манхайме.
Башня Рупрехта, названная по имени ее строителя, курфюрста Рупрехта Третьего (ну, не сам, конечно, строил — при нем) в 1400 году. Этот Рупрехт Третий стал королем Германии под именем Рупрехт Первый (не пытайтесь разобраться в нумерации немецких монархов, при каждом «повышении» нумерация обнулялась (модное слово удалось вставить) и начиналась заново).
Здание библиотеки построено в первой половине 16 века, на старом фундаменте. На нижнем этаже (с росписями на стенах) — архив, на верхних — библиотека, стеллажи высотой 6,60 метров.
Здание «Стеклянного зала» середины 16 века, построено на старом фундаменте при курфюрсте Фридрихе Втором. На верхнем этаже сохранился бальный зал, украшенный зеркалами. Это самое раннее здание в стиле ренессанс в замке. После разрушения в Тридцатилетней войне был восстановлен, но сгорел при ударе молнии и вновь был отстроен.
К нему примыкает «Оттхайнрихе», одно из самых ранних и важных зданий немецкого Возрождения.
Вспомогательное здание, в котором размещались пекарня, мясная лавка, складские помещения, ателье, кухня для персонала. Здесь же размещался караул. Построено при курфюрсте Фридрихе Пятом в начале 16 века. Сегодня в этом здании размещается Музей Немецкой Аптеки.
Обязательно выйдите к смотровой площадке, с обратной стороны основного здания. У парапетов и через зияющие пустотой оконные проемы замковых строений, вам откроются потрясающие виды на Хайдельберг и реку Неккар.
На этом балконе привлекает внимание углубление на одной из плит. Есть две версии происхождения этой вмятинки: рыцарь во время пожара спрыгнул во двор в полном обмундировании, либо — он же, но причина прыжка более пикантная — муж неожиданно пришел. Выбирайте любую версию.
Внимательно разглядывайте интересные элементы. Вот это: тайное окошко, оно же — воздухоотвод, оно же — бойница.
Ну, и самый главный экспонат замка — самая большая в мире винная бочка из Книги Рекордов Гиннеса. Зайдя внутрь вы видите большую бочку, но это не она:
Вторая больше, для сравнения, на ее фоне туристы активно фотографируются, но это вновь не она.
А повернув за угол, в соседнее помещение, вы видите эту, нужную. Курфюрст Иоганн Казимир оборудовал сводчатое помещение подвала бочкой вместимостью 125 000 литров, которая в 17 веке была замещена Карлом Людвигом на 195 000 литровую, а в 1751 году при Карле Теодоре ее сменила эта, вместимостью 221726 литров! Там была налита редкостная гадость — в нее сливали десятину все виноделы: разные сорта, в разные сроки. Бочка создана из 130 дубовых стволов, ее длина 8,5 метров, высота 7 метров, и на ней — танцплощадка (на фото), на которую можно подняться по специальной лестнице.
На цоколе стоит скульптурка карлика Перкео. Не пьянеющий южный тиролец служил придворным шутом и охранником бочки при Карле Филиппе в начале 18 века. Свое имя он получил благодаря неизменному ответу на вопрос, не хочет ли он выпить еще бокал вина из бочки: «Perche no?», или — «Почему нет?». По преданию, он умер, выпив стакан воды. Именно он изобрел «часы», за кольцо которых тянут до сих пор все туристы со всего света. Они установлены рядом с его статуей.
Я бы посоветовала отвести на полное изучение крепости не менее 3 часов, что бы посмотреть дворы, внутренние помещения и погулять по саду.
В саду, естественно, бюст вездесущего Гете, который был везде!
Хайдельбергский замок — одна из самых популярных достопримечательностей города, хотя и в самом Хайдельберге их немало.
Часы работы:
Внутренние помещения:
ежедневно с 8.00. до 18.00.
Музей аптеки:
с 1 апреля по 31 октября ежедневно с 10.00. до 18.00.
с 1 ноября по 31 марта ежедневно с 10.00. до 17.30.
Оба объекта закрыты 24 декабря после обеда и 25 декабря весь день.
Экскурсии проходят каждый час, на немецком и английском языках.
Стоимость билетов:
8 евро — замок, музей и фуникулер.
Как добраться:
от главного вокзала Хайдельберга автобус 33 до остановки «Бергбан», затем на фуникулере до остановки «Шлосс».