Подводная лодка с номером U434, русский номер — Б-515. Это советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», крупнейшая из не атомных. Лодка была построена в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» в 1976 году, всего за 8 месяцев! Лодка честно прослужила 25 лет сначала в составе военно-морского флота СССР, а потом России. В 2002 г. ее списали и продали немцам.
1
1
Идея превратить российскую подводную лодку в туристическую достопримечательность пришла в голову немецким предпринимателям после просмотра новостей о затонувшей лодке в Баренцевом море. Было решено создать музей, который наглядно покажет, каково это жить и работать в таком объекте.
1
Скан компоновки лодки из буклета
1
1
Музей-подводная лодка в Гамбурге содержит множество интересных экспонатов и манекенов в форме, которые воссоздают быт лодки. Декорации, как было сказано, приобретались на блошинных рынках. И иногда попадаются небольшие неувязки.
1
1
Заходим в лодку с носа, и сразу попадаем в торпедный отсек. Все 6 торпедных аппарата были размещены на носу, при этом стандартный боезапас лодки: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед.
1
На борту имелись два крупных устройства пожаротушения, в носовой и кормовой части, которые снабжали отдельные отсеки огнетушащими линиями и спринклерными системами. Имелось также отдельное устройство пожаротушения только для электромоторной системы. В огнетушителях использовалась не вода, а специальная химическая пена для тушения.
1
Подлодка была оборудована отдельной системой вентиляции, призванной сделать тепловой режим максимально переносимым для экипажа. Но несмотря на это, рабочая температура во время погружений часто превышает 40°С, а в машинном отделении даже 60°С. Максимальное время погружения с полным экипажем составило около 3,5 дней. После этого субмарина должна была подняться как минимум на перископную глубину или глубину шноркеля для пополнения запаса воздуха.
2
Кают-компания, мне показалось что фотография статуи Свободы снята из перескопа.
1
Внутренний объём носового отсека просто огромен, а люк во второй, жилой и аккумуляторный отсек находится почти под потолком, на третьей палубе. Стены, обитые под дерево, линолеум на полу, если бы не теснота, то можно было бы подумать, что находишься не на подводной лодке. Примерно посередине отсека находится кают-компания, украшенная интересными снимками, мне показалось или там статуя свободы через перископ). Старшины и офицеры размещались в каютах, для старших офицеров выделены отдельная каюта, для больных — изолятор.
1 из 7
2
1
Отсек центрального поста, расположен внизу жилого этажа. Следом за ним еще один жилой отсек со столовой для офицеров и старшин. Этажом выше расположены каюты для офицеров, комната шифровальщика, а также радиорубка, камбуз.
2
В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).
1
В пятом — расположены дизельные двигатели и оборудование для их управления, в шестом — электродвигатели
2
Ну, а на корме — спасательные жилеты, запас воды, и все что обычно хранят в чулане)
В каждом отсеке имелся аварийный дыхательный аппарат с запасом воздуха на 20 минут для каждого члена экипажа. Они предназначались не только для использования во время пожаров, но и для возможных запасных выходов.
Подводная лодка имеет два входно-выходных люка, которые также могли использоваться в качестве аварийно-спасательных люков. К одному из таких люков могла пристыковаться спасательная подводная лодка на глубину не более 60 метров.
Затем резиновую мембрану нужно было опустить во внутрь подводной лодки у люка на глубину не более 80 метров. Затем отсек затапливался и экипаж использовал аварийные запасы воздуха. В результате выравнивания давления позволяло открыть выходной люк и экипажу подняться на поверхность с помощью аварийных подушек безопасности с гидравлическим приводом. Членам экипажа приходилось непрерывно выдыхать во время поднимаясь на поверхность, так как объем легких увеличивается из-за падения давления, что может привести к разрыву легких.
1
Вообще лодка очень понравилась, в личном топе посещенных лодок проигрывает только питерской С-189, и то ненамного. По сути эта лодка идентична «Новосибирскому комсомольцу», сделанному по такому же проекту 641Б, который стоит на якоре в Москве напротив Речного вокзала. Только в отличии от гамбургского собрата не было изуродован при музеефикации. Из очевидных минусов — многое представляющее интерес или секретность было демонтировано нашими перед продажей, есть явная клюква в обстановке, ну и конечно же два «надолба» на носу и корме через которые заходишь в лодку. Кроме этого, все шикарно, и это самая большая подводная лодка, которую я посещал. Очень атмосферное и интересное место. Экскурсию можно не брать, вся основная информация приведена в буклете. Ну, а теперь подводолодочная мечта — посетить К-3 когда её откроют в музее фортов в Кронштадте.