«Там, где мертвые молчат, живые камни говорят громче» Людвиг Бёрне, журналист, 18 век.
Франкфурт на Майне имеет 800 лет еврейской истории. Евреи поселились во Франкфурте еще в 12 веке. Самые старые резиденции находились в центре города. В 1460 году Франкфуртский совет решил создать еврейское гетто. В следующие два года всем франкфуртским евреям пришлось переехать на вновь созданную Юденгассе, которая была отделена от остального города стенами и воротами.
На Юденгассе евреи управляли сами. Здесь располагались синагоги, ритуальные бани — миквы, и другие объекты религиозной жизни. Общественные лидеры — добровольцы регулировали общественную жизнь и собирали налоги. Благотворительные ассоциации поддерживали бедных жителей Юденгассе. Франкфуртские раввины пользовались уважением далеко за пределами города благодаря своей учености. Жители Юденгассе говорили на идише и жили по еврейским традициям и еврейскому календарю.
Юденгассе существовала как закрытый район примерно до 1800 года. Этот еврейский мир характеризовался тесным обменом с окружающим христианским обществом.
1
Несмотря на строгое пространственное разделение, существовала разнообразная сеть взаимоотношений и многочисленные точки соприкосновения, связывавшие евреев и христиан. Христиан приглашали на еврейские праздники; гостиницы были популярными местами встреч. Евреи поручали христианским мастерам изготавливать свои ритуальные предметы. Христианские богословы учили иврит у еврейских учитилей. Еврейские семьи нанимали христианский персонал, чтобы иметь возможность соблюдать запрет на работу в субботу.
Происходил обмен, выходящий за рамки чисто деловых отношений. Это становится очевидным, например, на предметах, созданных в христианских мастерских, но предназначавшихся для еврейских обрядов. Евреи и христиане знали жизнь друг друга. Они перенимали идеи друг у друга и адаптировали их к своим традициям.
1
Здесь находилась южная часть закрытого района, в котором евреи должны были жить с 1464 года — Фрнкфуртер Юденгассе. Первое еврейское гетто существовало до тех пор, пока Франкфурт не был оккупирован французскими революционными войсками в 1796 году. Только после этого евреям разрешили расселиться по всему городу. В северной части Юденгассе построили более крупные жилые дома, а в 1860 году — новую главную синагогу. В этом здании представлен музей — реконструкция Юденгассе того времени. Одна сторона стены обращена к Цайлю, другая — к южному концу переулка, где располагался еврейский рынок.
1
Юденгассе была отражением города Раннего Нового Времени. Его общество было далеко не однородным: бедные и богатые, беззаконные торговцы и законные купцы, влиятельные семьи, неграмотные люди и образованные раввины, все жили вместе на очень маленьком пространстве. Споры и ссоры были неизбежны. Судебные документы и другие записи дают представление об этой повседневной жизни. Они рассказывают о конфликтах и напряженности, а также о солидарности и изобретательности в преодолении неблагоприятных обстоятельств.
1
После реконструкции после ВМВ Курт-Шумахер Штрассе стала удобной для автомобильного транспортного сообщения с севера на юг. Был создан совершенно новый городской ландшафт, полностью охватывающий слегка изогнутую часть Юденгассе. Строительство здания коммунального хозяйства (в котором расположен музей) в 1992 году также изменило расположение Синагоги, разрушенной в 1938 году.
1
Расположение Юденгассе в современном Франкфурте в масштабе 1:500. Около 1720 год. В 1711 году Юденгассе полностью сгорела. Во время реконструкции планы каждого дома приходилось представлять в Совет. Эти планы и составили основу модели.
В 1987 году фундаменты некоторых домов на Юденгассе были обнаружены во время строительных работ. Вопрос о том, что должно произойти с этими археологическими свидетельствами еврейской истории Франкфурта, вызвал ожесточеннный конфликт. Юденгассе была снесена между 1867 и 1882 годами. Великолепная синагога на Бёрнплатц, построенная на южном конце улицы, была разрушена во время погрома Хрустальной ночи в 1938 году. После ВМВ здесь была построена оживленная улица, охватывающая старую Юденгассе. Сохранилось только прилегающее евреское кладбище, существовавшее еще со Средних веков. Оно тоже несет следы Национал-Социалистского разрушения.
И только с обнаружением остатков стены история этого места вернулась в общественное сознание. Итогом дебатов стал компромисс: часть раскопок осталась в новом коммунальном здании. В 1996 году город построил На Беренплатц мемориал евреям, депортированным и убитым из Франкфурта. Центральным элементом мемориала являются более 12 000 металлических блоков, с именами депортированных и убитых франкфуртских евреев.
1 из 3
Исследование данных всех жертв Холокоста еще не завершено. Безымянный камень внутри музея символизирует судьбы, которые еще не задокументированы.
Безымянный камень мемориала Нойер - Бёрнеплатц, дизайн - Вандель Хофер Лорх и Хирш Хаттерсхайм, 1996 год, нержавеющая сталь.
Фотографии уникальны, жаль, что не могу выставить их по отдельности. Сделала подписи под фото, здесь рассказывается, как власти после войны замалчивали о своих преступлениях, и как жители конца 20 века добились восстановления мемориальных еврейских мест.
1 из 18
Восточный ряд Юденгассе, Карл Фридрих Милиус (1827 - 1916 гг.). Фотография 1880 года. После расселения переулка в 1880 году, он пришел в запустение, фото было сделано незадолго до этого.
В 1901 году синагога Бёрнплатц была расширена. По этому случаю была отчеканена медаль. На ней изображен вид на новую синагогу: Старую синагогу на Юденгассе можно увидеть ниже. Этим евреская община ссылается на свое многовековое существование во Франкфурте.
Медаль в память о расширении синагоги Бёрнплатц, алюминий, принадлежала вдове серебряника Лазаря Позена, 1901 год.
Серебряная тарелка городского совета, подаренная Леопольдом и Людвигом Майнцами, в 1922 году. Поводом для подарка стало 300-летие со дня приезда семьи в город. Как и многие еврейские семьи, семья Майнц смогла проследить свою историю во Франкфурте вглубь веков.
1
Ритуальная чаша для кидуша Филиппа Генриха Шенлинга (мастер с 1696 года), около 1700 года, серебро, позолота. Франкфуртский исторический музей собрал и хранил ценные предметы с Юденгассе до того, как его снесли. В эпоху национал-социалистов память о долгой еврейской истории Франкфурта была вытеснена из музея. В 1934 году он обменял на этот кубок керамическую печь, расписанную библейскими сценами и пришедшую из дома «Теплая вода» (о нем во второй части) на Юденгассе. Местонахождение печи сегодня неизвестно.
Чаша для кидуша из синагоги Бёрнеплатц, Феликс Горовиц (1876 — 1964 гг.), 1911 год, серебро, отделка из цветного камня. Заем у Еврейской общины. Чаша для кидуша — пример одного из немногих сохранившихся культовых предметов из синагоги Бёрнеплатц. Это был подарок Саймона и Дженни Глауберг в ознаменовании бар-мицвы их сына Бертольда Баруха. Бертольд Барух Глауберг был депортирован к концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим), а оттуда в Берген-Бельзен в 1943 году, где и погиб весной 1945 года.
Фрагмент капители синагоги Бёрнеплатц, 1882 — 1938 гг. Поднят в 1995 — 1996 годах. При строительстве клиентского центра коммунальных служб было принято решение о строительстве соседнего мемориала. Мемориал Нойер-Бёрнеплатц был открыт в 1996 году, и включает в себя, стену вокруг старого кладбища и разрушенной внешней стены синагоги.
«Два календаря». Это мобильное устройство посвящено важным событиям в еврейской истории Франкфурта. Номера лет соответствуют христианскому и евейскому календарям. Еврейский календарь отсчитывает годы со дня основания мира. Золотые цифры соответствуют календарю, который использовался на Юденгассе, серебряный числовой ряд указывает годы по христианскому календарю.
1241/5001 — уничтожение первой еврейской общины
1272/5032 — самое старое надгробие на кладбище Баттонштрассе
1462/5222 — поселение франкфуртских евреев на Юденгассе
1603/5363 — раввинская ассамблея
1616/5376 — возвращение после изгнания после восстания «жирного молока»
1711/5471 — пожар на Юденгассе
1796/5556 — финал гетто
Календари на 1774–1775 и 1787–1788 годы.
«Башня специй». Первая половина 18 века, серебро, эмаль, стеклянные камни. Франкфурт.
1
Кубок для кидуша. Ретгер Херфурт (умер в 1776 году). Серебро, 1758 год. Франкфурт.
Ящик для свитка Торы. Иоганн Адам Боллер (1679 — 1731 гг.) Серебро, частично позолоченная крышка. 1710 год. Франкфурт.
1
Кувшин Левита и чаша. Якоб Филипп Шотт (1700 — 1770 гг.). Середина 18 века. Жесть. Франкфурт.
Ящик для специй. Иоганн Себастьян Грибель (умер в 1788 году). Серебро, около 1750 года.
Ханукальная менора. Кобленц, около 1790 года. Серебро, камеи.
1
Ханукальная менора. Рётгер Херфурт (умер в 1776 году). Около 1785 года, Франкфурт. Серебро.
1
Мужской головной убор, конец 18 века. Бархат, золотая нить. Франкфурт.
Капор женский, около 1800 года. Купке (Польша 1978 — 1825 гг.).
Профессии. Жители Юденгассе занимались разными делами, существовало множество профессий, которые были необходимы для поддержания социального и религиозного порядка. В их число входили судьи, раввины и канторы синагоги, а также мясники, учителя, писцы, акушерки, женщины, присматривавшие за миквой (ритуальной баней). Начиная с 17 века большинство евреев работали в торговле. Ярмарка играла важную роль для купцов, торговавших тканями, специями, маслами, лошадьми или металлами. Помимо оптовиков, которые также продавали свои товары на национальном рынке, большинство еврейских купцов зарабатывали на жизнь мелкой и розничной торговлей. Особое распространение получила покупка и продажа поношенной одежды. Были также еврейские торговцы деньгами, а также продавцы лотерей, врачи, и, конечно же, многочисленная прислуга: в 1694 году на Юденгассе проживало более 200 еврейских служанок.
Торговля. Многие менялы работали на Юденгассе во Франкфурте. Монеты сравнивались по весу металла. Вот почему весы были самым важным инструментом у менялы. Германия состояла из многих территорий, и у каждой были свои монеты. Поэтому переход с одной валюты на другую был крайне необходим, особенно во время торговых ярмарок. Поскольку евреи занимались банковским бизнесом, они имели хорошее представление о различных типах денег, находящихся в обращении. За определенную плату они взвешивали иностранные монеты и обменивали их на нужную валюту.
Книга учета продоволльственного ларька еврейской общины. Франкфурт. 1785–1804 годы. Кожа, картон, бумага.
Стеклянные контейнеры и баночки для мазей. Франкфурт. 16–18 века, стекло, фаянс, титан, глазурь.
Нож для обрезания, Франкфурт, серебро и железо, агат. 18 век. Молитва.
Фрагменты чаш из раскопок 1987 года, Франкфурт. 18 век, бронза, латунь. Из дома Грюнера Вальда.
Суду часто приходилось выносить решения по вопросам, связанным с трастами и активами. Отображаемая страница книги рекордов относится именно к такому случаю. Горничная Сорле накопила «довольно большую сумму денег», которую она завещала поровну своим шестерым внукам. Наследство должно было быть выплачено при свадьбе. Если один из них умер раньше, эта доля должна была достаться братьям и сестрам. Когда один внук умер, отец (зять Сорле) обратился в суд с ходатайством, о немедленной выплате доли сына. Он сказал, что ему нужны деньги, чтобы прокормить свою обедневшую семью. Выслушав мнение других внуков, суд постановил, что небольшая часть наследства может быть использована для обеспечения острого тяжелого положения семьи. (У меня возник один вопрос: сколько зарабатывала та горничная, что сумела оставить такое наследство?).
Назначение придворным банкиром Амшеля Майера Ротшильда (1773 — 1855 гг.), основателя династии Ротшильдов!19 декабря 1803 года, Хальтерсхайм им Брайсгау.
На таких декоративных листах писали молитвы. Подобные были при проведении лотереи.
Декоративный лист с молитвами. 1797 год. Франкфурт. Пергамент, тушь.
Изображения на Юденгассе. Образы библейских сцен играют важную роль как в иудаизме, так и в крестьянстве. С распространением технологии печати, количество изображенийувеличилось как в еврейских, так и в христианских регионах. Их создавали христианские мастера и еврейские художники. Хотя их образы основывались на разных традициях, они оказали друг на друга большое влияние. Были изображения и на Юденгассе. Еврейские рукописи были иллюстрированы. Картины и гравюры украшали даже самые простые дома. На печатях для документов были изображения; цветочные узоры украшали ткани одежды. Ритуальнрые предметы также украшались изображениями фигур и животных
Эти изображения имеют не только эстетическую привлекательность, но и вызывают вопросы: на каких образцах для подражания они основывались? Какие идеи были воплощены в образах? Откуда зародились визуальные традиции? Ответы дают представление о воображении евреев на Юденгассе.
Свиток Эстер, Италтен, 18 век. Пергамент, написанный и расписанный сеплой.
1
Пасхальная Агада, порядок празднования Песаха. Написано и проиллюстрировано Якобом Михаэлем Мэем Сигалом (умер в 1768 году). Бумага, тушь, 1731 год. Франкфурт. Бумага, тушь, акварель. Пожертвование Игнаца Бубиса Вай Бена.
Регламент Совета. Франкфурт, 1888 год.
Новые правила одежды во Франкфурте. Из «Еврейских странностей» Иоганна Якоба шудта (1664 — 1722 гг.). Печать М.Андреа, 1716 год, Франкфурт.
Император, Совет и евреи. Кто определял жизнь на Юденгассе? Евреи были частью сложного городского общества, в котором каждая группа имела свои права и обязанности. Хотя евреям разрешалось жить только на Юденгассе, и они должны были платить более высокие налоги, они по-прежнему имели право строить синагоги, управлять собой и содержать свои собственные суды. Права и обязанности регулировались «деятельностью». Отдельные положения в нем неоднократно были предметом споров между городским советом, представителями горожан и еврейской общиной.
Император играл заметную роль. Как имперский город Франкфурт подчинялся непосредственно императору. А император считал себя духовным защитником евреев. Он неоднократно вмешивался в городскую политику от их имени. С раннего Нового Времени до нас дошли многочисленные указы и постановления. Они показывают, как Собор пытался урегулировать повседневные отношения между христианами и евреями.
1 из 5
Деятельность енвреев во Франкфурте. Печать М.Андреа, Франкфурт, 1613 год.
Макеты домов «Ястреб — Перепелятник», «Красный теленок» и «Белый овен» (о них во второй части) построены в 1712 году Якобом Риденом и Мозесом Амстердамом (про дома — во второй части). Два дома были построены под одной крышей. Эти узкие дома имели ширину менее 3 метров. «Каменный дом» был построен в 1717 году, императорским придворным банкиром Самсоном Вертхаймером для своего пасынка Исаака Натана Оппенгеймера. С фасадом в стиле барокко и шириной в 10 метров, это было одно из самых впечатляющих зданий на Юденгассе. Помимо синагоги, это был единственный полностью каменный дом. Он окружал небольшой двор. Масштаб 1:50.
1 из 2
В небольшом зале показывают фильм об истории Юденгассе в Раннее Новое Время (сам фильм во второй части). Здесь же можно взять наушники — аудиогид.
1 из 2
Нумерация домов появилась в городах только со второй половины 18 века. Раньше каждый дом имел свое имя, и эти названия украшали подъезды домов в виде вывесок, световых решеток или замковых камней. На Юденгассе дома часто назывались в честь животных, цветов или предметов. Поскольку нейтральные названия давались довольно часто, использовались такие дополнения как цвета: Золотой Лебедь, Красный Овен и так даллее. Вывески домов на Юденгассе частодавались как прозвища самим жильцам. Например, владельцы дома Ротес Шильд — Красная вывеска, взяли себе фамилию, известную сегодня на весь мир — Ротшильд (эта семья именно отсюда). Интересное название: «Морковь и бутылка»: в конце 16 века эти два дома были разделены, в связи с необходимостью, поскольку площадь Юденгассе была ограничена, а население постоянно росло. Дома Морковь и Бутылка имели всего несколько метров в ширину каждый, но не были самыми узкими.
Неизвестно, выбирали ли названия домов жители или городские власти. Например, в случае с «Золотым медведем», Хаас Вер, похоже, увековечил себя.
1
1. Люковая решетка дома Золотой Медведь, 18 век, кованое железо. Исторический музей. 2. Замковый камень с вывеской скотобойни, 18 век, песчаник. Исторический музей. 3. Потолочные решетки дома Золотой Букет, 18 век, кованое железо, Исторический музей. 4. Краеугольный камень дома Золотой Олень, 18 век, песчаник, Исторический музей. 5. Краеугольный камень с указателями дома "Морковь и бутылка" 18 век, песчаник, Исторический музей. 6. Световые решетки дома "Красный виноград", 18 век, кованое железо, Исторический музей.
После пожара 1711 года вывески домов на Юденгассе часто вырезались на замковых камнях арок. На вывесках домов были указаны имена жителей, и их часто можно встретить на печатях или надгробиях. В конце 18 века в доме «Золотой Лебедь» жила ветвь семьи Шлосс. Надгробие Дженни Шлосс, умершей в 1888 году, до сих пор украшено лебедем в память о родовом доме семьи, хотя Юденгассе уже давно не существует.
Краеуголный камень с вывеской дома «Золотой лебедь», Франкфурт, 18 век, песчаник.
1
За входом в дома на Юденгассе обычно располагался коридор, который дальше внутри использовался как кухня. Только световое окно над дверью обеспечивало эти помещения дневным светом.
По всему музею всевозможные игры — он очень интерактивный.
1 из 6
1
Пазл. Кладбище на Баттоннштрассе - одно из старейших еврейских захоронений в Европе.Оно существует с 13 века. Еврейские кладбища - святые места. Они должны оставаться навсегда нетронутыми в ожидании воскрешения мертвых, согласно еврейской традиции. Это места, где люди молятся за умерших родственников и предков, даже на протяжении многих поколений. Надгробия являются свидетельством богатых традиций еврейской жизни в городе. В надписях почти никогда не упоминаются профессии или мирская деятельность, но упоминаются ученость и благотворительность. Благочестие счиатется высшей добродетелью. Сохранилось более 2000 надгробий. Безусловно, большая часть была разрушена национал-социалистической городской администрацией в 1940-х годах.
Сувенирные магазины всех еврейских музеев одинаковые — это книги, и ничего кроме книг.
1 из 2
Несмотря на то, что Юденгассе был расформирован в 19 веке, но многие жители остались жить по длизости, о чем говорят многочисленные Камни Преткновения в память о погибших и пострадавших евреях в годы Холокоста, а они лежат только возле домов, откуда увозили людей — или место жительства или места работы.
1 из 2
Часы работы:
с вторника по воскресенье с 10.00. до 18.00. Выходной день — понедельник.
Стоимость билета:
взрослый 6 евро, льготный 3 евро. Детям до 18 лет бесплатно.