В подвальном этаже музея показаны части пяти каменных домов Юденгассе и некоторые предметы быта этих домов. В 1460 году городской совет Франкфурта решил расселить еврейское население в своем районе. Сначала на узкой улочке вдоль старой городской стены жило всего несколько семей. В 17 веке здесь уже проживало около 3000 человек. Несмотря на ограниченное пространство, Франкфуртская Юденгассе превратилась в один из важнейших центров еврейской жизни в Европе. Ни в одном другом немецком городе не было такой большой еврейской общины.
2
Выставка в Музее Юденгассе открывает небольшую часть истории еврейской жизни в период Раннего Нового Времени. Как жили люди на Юденгассе? Кто жил в этих домах? Почему улица была так густонаселена? И как развивались отношения между евреями и Франкфуртским советом, и императором?
2
В этом отзыве три раздела музея: переулок; музыка и литература и археология.
1. Переулок — Юденгассе, пять домов.
Большой каменный дом.
1
Колодцы в собственном доме в Раннее Новое Время были редкостью. Кроме того, от колодца под полом подвала к южной стене подвала вел водопровод. Отсюда воду можно было перекачивать в кухню на первом этаже. Это было особенно удобно.
1
Два ключа от сундуков с деньгами или документами. Вторая половина 16 века, железо. Франкфуртский исторический музей. Ключи из Каменного дома были переданы музею в 1884 году. Вероятно, они происходят из деревянных, окованных железом сундуков, в которых хранились ценности. Их можно было взять с собой в путешествие. Этими переносными сейфами пользовались придворные евреи и купцы.
3
Лестница и стенной шкаф. Лестница вела на чердак дома и начиная с первого этаджа была украшена богатыми коваными перилами, сохранившимися в Историческом музее после сноса дома в 1887 году. За лестницей располагался просторный чулан в кирпичной кладке, и в основании лестницы с трех сторон имелись ниши, в которых можно было разместить подсвечник или другие небольшие предметы.
1 из 2
1
Вход в микву и сама миква — ритуальная ванна, датируемая примерно 1462 годом, когда она была установлена на Юденгассе. Она располагалась в общественном здании, танцевальном доме. После великого пожара 1711 года на этом месте был построен Каменный дом с новой, более просторной миквой. Старую микву засыпали и над ней поставили опорный столб.
1 из 2
1
Каменный дом «Ястреб — перепелятник».
1 из 2
1
Камера в подвальном этаже дома, закрывавшаяся деревянной крышкой, вероятно, использовалась для хранения еды в прохладе. Время от времени такие камеры — ванны использовали в качестве кадки для живой рыбы.
1
Могучие колонны из блоков песчаника поддерживали своды подвалов и построенные над ними дома. Этот дом был единственным каменным просто жилым домом на Юденгассе, и был построен более тщательно, чем соседние, с элементами фахверка.
1
Ножницы, наперстки, пуговицы из раскопок дома в 1987 году. 17–19 века. Металл. Археологический музей Франкфурта.
2
Песахская ткань для упаковки пресных лепешек — мацы, Оденвальд, 18 век, шелк. Ткань, вероятно, сделана из старого мужского жилета, полотно состоит из относительно большого количества кусочков.
2
Каменный дом «Теплая вода».
2
На узкой стороне двора дома «Теплая вода» было зарешеченное окно, пропускавшее свет в подвал за ним. Каменный желоб отводил дождевую воду прямо в канал.
1
Дверная ручка 18 века, принадлежащая дому «Теплая вода». Исторический музей Эйзена, Франкфурт. Ручка представляет собой образец дома в стиле рококо. Такие предметы значительного художественного мастерства были сохранены в Историческом музее после сноса Юденгассе примерно в 1880 году.
1
Этот колодец был одним из четырех общественных колодцев на Юденгассе, им пользовались жители соседних домов, в том числе «Ястреб-перепелятник». Еврейская община платила двенадцати водовозам за доставку воды от колодца в дома.
1
В доме «Теплая вода» располагались Талмудический колледж и синагога. Студенты со всей Европы изучали раввинские сочинения, Талмуд и более поздние комментарии.
Талмуд — это древнее собрание научных мнений и дискуссий о религиозных законах и их практике. В более поздние времена эти дискуссии поднимались снова и снова комментировались. Эти комментарии составляют большую часть раввинской литературы. Решения по юридическим вопросам также входили в сферу ответственности раввинов. Они были собраны и послужили справочным изданием.
Франкфуртские раввины славились своей ученостью; их работы и решения имели общегосударственное значение.
1 из 3
1
Вавилонский Талмуд. Массехет Песахим - трактат о жертвоприношениях Песаха, напечатанный Й. Кельнером в 1721 году, во Франкфурте.
Каменный дом был построен Самсоном Вертхаймером (1658 — 1724 гг.) для своего пасынка Исаака Натана Оппенгеймера (1678 — 1739 гг.). Вертхаймер был купцом при императорском дворе в Вене. Он был финансистом императорского двора и снабженцем армии, а также раввином. Раввины и купцы при дворах князей и королей происходили из высших слоев еврейского общества. Они составляли элиту, которая часто была связана друг с другом браком. Дочь Вертхаймера Сара вышла замуж за молодого человека из семьи Канн, одной из самых влиятельных семей на Юденгассе. Отсюда также происходил купец Зюсскинд Штерн, портрет которого является старейшим изображением жителя Юденгассе.
1 из 2
1
"Одежда делает мужчину". Картина маслом - портрет Билалиста дю Зюсскинда, который жил на Юденгассе. Портрет был дорогим и заказчик тщательно продумал, как он хочет выглядеть на картине. Меховый воротник был очень дорог, Зюсскинд носил скромное пальто. Зюсскинд не носил кружевной воротник, а только ученую повязку - он гордился своим образованием. В его времена были модны парики - чем больше, тем лучше. Бизнесмены писали множество счетов и писем, и часто эти предметы изображались на портретах. А вот такой тип усов вошел в моду только 200 лет спустя, и сегодня такие усы можно встретить довольно редко.
(неизвестный художник, 1671 год. Пришлось сфотографировать сбоку, сильно бликует, зато в игре хорошо видно).
Ханукальная менора из дома Самсона Вертхаймера, мастер Томас Тюбнер, 1692 год, серебро. Коллекция Дэвида и Джеймама Эзельсон, Швейцария.
2
Пожелание новорожденному: «Пусть он вырастет до Торы, до брака и до добрых дел». «Задача человека — изучать Тору и следовать ее заповедям лишь для того, чтобы обеспечить дальнейшее существование иудаизма и выполнять благотворительные обязательства перед обществом». Эти принципи также применялись на Юденгассе во Франкфурте. Археологические находки и исторические объекты напоминают о ценностях этого мира.
Подушка для обрезания, Оденвальд, около 1700 года, лен.
1
Свадебный пояс, раскопки 1987 года, Германия, начало 16 века, серебро, аметист. Предоставлен Еврейскому историческому обществу Лондона.
1
Сверху: нож для отпугивания демонов, 18 век, Археологический музей Франкфурта.
Внизу: амулет из раскопок 1987 года, 18 век, серебро, Археологический Музей Франкфурта.
1
Кубок похоронного братства Франкфурта, 18 век, серебро, чеканка, гравировка, частная коллекция.
1
Дом Красного Овна был построен в 1590 году. Три владельца дома разделили его на две части. Новое здание было очень узким, не превышало трех метров в ширину, и всего 12,5 метров в длину. Тем не менее, в 1709 году на трех ютажах и чердаке жили четыре семьи по 20 человек. После пожара 1711 года Красный Овен был перестроен вместе с соседним домом на другой стороне. В 1860 году он был куплен городом, а затем снесен.
1
Около 1700 года учитель и его жена жили в этом доме в качестве субарендатора. Учителя детенй не пользовались особым уважением на Юденгассе и мало зарабатывали. Как правило, в школе обучались только мальчики. Примерно в 5 лет они выучивали еврейскую письменность и начинали читать Тору. Светские предметы, такие как математика и иностранные языки, почти не преподавали.
1
Девочки в основном учили только еврейские буквы. Это означало, что они умели читать тексты на идиш. Фрагмент пера для письма на грифельной таблички из раскопок 1987 года. 17–19 века. Археологический музей Франкфурта.
1
Орфографическая доска с гласными и согласными, 17 век. Бумага.
1
Во что играли дети Юденгассе из письменных источников неизвестно. Раскопки показывают, что в те же игрушки, что и другие дети города. Посуда и детские игрушки 16–19 веков, найденные при раскопках 1987 года. Глина, глазурь. Археологический музей Франкфурта.
1
Ночной горшок из раскопок 1987 года, 15–16 века. В некоторых домах на восточной стороне Юденгассе были туалетные блоки, построенные над канализацией. Все жильцы дома пользовались одним туалетом. Такие ночные горшки обычно использовали ночью.
1
Согласно археологическим описаниям, эта территория использовалась как очень низкий двор. Однако в описаниях незадолго до сноса Юденгассе имеются сведения, что эта территория была засыпана почти до высоты первого этажа с целью создания более светлых, открытых дворов.
1
Над этим подвалом не было здания, а был двор.
1
Лестница: прямо за входом на первом этаже находился люк в полу, через который можно было попасть на эту лестницу. Она вела только в подвал, а задняя комната имела отдельный вход.
1
Подвалы служили складскими и торговыми помещениями. Товары хранились в сундуках и бочках, а в прочных стенах подвала строили глубокие шкафы — чуланы. Их оборудовали деревянными полками и дверцами, и в них хранились более мелкие предметы.
1 из 2
1
Из узкого коридора между двором и стеной лестница вела к ритуальной ванне — микве. Это означало, что соседи могли пользоваться миквой без частного подвала.
1
Миква, 17–18 век, песчаник. Археологический музей Франкфурта.
1
За домами на восточной стороне дренажный канал проходил прямо вдоль внешней стены и вел к Майну. Канал обычно закрывался каменными плитами, чтобы не допустить запаха сточных вод и использовать пространство над ним. Многие жители строили туалеты прямо над каналом.
1
На всем этаже выставлены игровые познавательные уголки для детей и взрослых, по теме музея. все очень интерактивно. В выходные дни проводятся общественные бесплатные семейные экскурсии, а раз в месяц — специальная программа для детей. Есть и мастер-классы для детских садов и школьников.
1 из 4
1
Около 1700 года в этом доме проживало семь человек. Здесь жила вдова Рёзель со своим сыном Либманном. Они торговали старой одеждой, и товары хранились в доме. Другая вдова, Мерта, делила квартиру с супружеской парой - Матиасом и Сорле, а также с матерью и ее сыном - Ханной и Шмуэлем. В этой игрушке надо обставить дом.
В каждом из пяти «домов» можно подробно прочитать о них в специальных книжках.
1
В небольшом фильме показана мультимедийная версия истории Юденгассе от постройки до сноса.
2. Литература и музыка. На самом нижнем подвальном этаже находится небольшая выставка, посвященная музыке и литературе. Вот в музыкальном отделе я и «зависла», надев наушники.
1
В иудаизме тексты, содержащие Имя Божье, скорее хоронят, чем выбрасывают. Их часто сначала собирают в генизе, укромном месте синагоги. В 1980-х годах гениза была найдена в синагоге Файтсхёххайма, городке примерно в часе езды от Франкфурта. Там содержались фрагменты произведений на идише, напечатанных во Франкфурте.
Богатое разнообразие литературных произведений печаталось на Юденгассе. Помимо религиозных произведений на иврите, многие книги печатались на идише, языке, на котором говорили евреи в Центральной и Восточной Европе. Романы и рассказы пользовались большой популярностью, как и поэмы, песни, и пьесы.
В 18 веке Франкфурт был одним из важнейших центров печати произведений на идише. Они часто иллюстрировались гравюрами на дереве, которые использовали христианские изобразительные мотивы.
1
В литературе и музыке существовала особенно сложная сеть отношений между христианами и евреями. Еврейские песни исполнялись под мелодии, сочиненные христианскими музыкантами, а многие истории христианских авторов были известны в более ранних версиях на идише.
Такие реликвии могут отражать жестокие нападения на евреев и их общины. Особенно это касается сочинений на иврите на религиозные темы, которые неоднократно подвергались разграблению и краже во время погромов. Бумагу и ценный пергамент часто разрезали и повторно использовали в качестве материала для обложек книг. Эти фрагменты рассказывают о лишениях и преследованиях, которым подвергались евреи в раннее Новое Время.
1 из 4
1
1. Сефер Дерех Хаджашар. 2. Минхагим.
3. Археология.
Небольшой зал посвящен археологии и здесь показаны находки, раскопанные в Еврейском переулке. Здесь можно увидеть некоторые археологические находки, найденные в 1989 году. Они происходят из коллекции Археологического музея и включают остатки предметов быта из домов и подвалов, и колодцев на улице Юденгассе.
Когда на ум приходит слово «археология», многие люди думают о пирамидах, фараонах, раскопках сокровищ, золоте и драгоценных камнях. Но речь идет прежде всего об исследовании и понимании нашего прошлого, о повседневной жизни наших предков.
1 из 2
2
Как правило, керамика представляет собой наибольшую долю находок в археологически раскопанных останках поселений. Только из одной шахты в общей сложности вытащили 1898 осколков глиняной посуды с внутренней глазурью. В подвальном помещении бани обнаружились отходы литья гипсовых фигур в виде разбитых форм и неправильных отливок. Стекла и их фрагменты фигурируют в меньшей степени, чем керамика и кости животных среди раскопок Еврейской улицы.
На осколках фаянса 18–19 веков только на трех имеются надписи на иврите: «Молоко» и «Мясо». Они указывают, для каких блюд использовалась посуда. В противном случае блюда, вероятно, разделялипо цвету и форме, чтобы соответствовать еврейским правилам питания.
1 из 11
2
Осколки посуды 18-19 веков, фаянс. Археологический музей фарфора Франкфурта.
Одним из вариантов подачи воды были деревянные трубы, выдолбленные дубовые стволы с балкой наверху. Сохранилось и угловое соединение. Эта находка была обнаружена под домом Пфау. Постройку водопровода можно точно датировать 1382 годом, с помощью дендрохрогологии — определения возраста древесины по годичным кольцам. Также была налажена подача питьевой воды. Удаление сточных вод было и остается жизненно важным для выживания всех поселений во все времена. Еще до того, как было основанно гетто Юденгассе, в Средние Века на этой территории существовала сложная и разнообразная система каналов.
1 из 3
2
В одном из домов располагалась фабрика гипсовых и глиняных скульптур. Период производства приходится на вторую половину 19 века. Популярными мотивами были копии известных древних статуй богов и общественных деятеленй.
1
Кости животных играют вторую роль после керамики при раскопках поселений. Они дают полезную информацию о составе животных поселения, о том, как вглядело хозяйство и о назначении. Среди этих находок в южной части Еврейской улицы выделяется большое количество фрагментов костей крупного рогатого скота, что позволяет реконструировать процесс жизни.
1 из 4
1
И небольшой стенд с картинками и фотографиями, посвященными еврейству Франкфурта, в разные даты.
1 из 6
1
Часы работы:
со вторника по воскресенье с 10.00. до 18.00. Выходной день — понедельник.
1
Стоимость билета:
взрослый 6 евро, льготный 3 евро. Детям до 18 лет бесплатно. Последняя суббота каждого месяца бесплатно, включая экскурсию.
Музей спонсируют основные немецкие банки и многие фонды.