Капелла Бусманна — это, конечно, не церковь св. Софии (Sophienkirche), это мемориал на месте, где она находилась на протяжении веков, формируя историю страны и города. Она была построена в 1351 году, как церковь францисканского монастыря и на момент сноса была единственной сохранившейся готической церковью в Дрездене.
Итак, в начале был францисканский монастырь, который называли «монастырем босоногих» («Barfüßerkloster»).
А слева и справа от недавно открытой капеллы Бусманна (Busmann-Kapelle), где расположены сегодня коммерческие здания и рестораны, веками располагались улицы Малый и Большой Братские переулки (Kleine und Große Brüdergasse), названия которых относятся к истокам истории Софиенкирхе.
Позже, при герцоге Генрихе Благочестивом, в 1539 году в Альбертинской Саксонии началась Реформация. Монастыри были распущены, а церковное имущество конфисковано. Дрезденский монастырь, который в то время был совсем небольшой, перешел к герцогу. Три года спустя курфюрст Мориц создал «оружейную палату» в ризнице церкви, а потом там просто устроили склад соли и других продуктов для двора курфюрстов.
Благодаря вдове курфюрста Христиана I. Софии Бранденбургский (Kurfürstin Sophie von Brandenburg, Witwe des Kurfürsten Christian I) здание стали вновь использовать по назначению. Городской совет в благодарность за щедрые пожертвования инициировал в 1602 году повторное освящение церкви как «Церкви Святой Софии». Это название относится и к «главной добродетели» христианской мудрости (Софии), которая, согласно традиции, дана Богом и призвана побуждать верующих вести мудрую и добродетельную жизнь.
Решающим историческим моментом для Софиенкирхе стала коронация курфюрста Фридриха Августа «Сильного» на польском престоле. В 1697 году, ведь тот, кто правит в Польше, должен быть католиком, поэтому он обратился в католичество. Его сын, позже также король Польши, был воспитан католиком. Но Саксония и большая часть двора оставались протестантскими. Август Сильный письменно гарантировал, что протестантская вера будет защищена. Протестантские церковные службы продолжали проходить в дворцовой часовне католического короля до его смерти в 1733 году. В 1737 году Sophienkirche получила статус евангелической придворной церкви.
Всё литургическое оборудование было перенесено в новый главный храм протестантской Саксонии. Алтарь и купель нашли новое место в часовне Бусманна (Бусманны были богатой и влиятельной семьёй Дрездена, членами городского совета, спонсоры строительства одной из боковых капелл Софиенкирхе. На консолях капеллы до сих пор можно увидеть изображение Лоренца Бусманна (Lorenz Busmann) и его жены).
Для колоколов Иоганном Кристофом Кнеффелем (1686–1752) с южной стороны была построена новая колокольня, с которой в 1737 году впервые прозвенел колокол.
Еще одна реконструкция была проведена в 1864 году.
Две неоготические башни были построены на западном фасаде. Интерьер обновили в 1875 году: новая кафедра, встроенные ложи в неоготическом стиле. В 1910 году Софиенкирхе снова освятили, а также построили княжеский склеп.
В 1918 году пришёл конец Саксонскому королевству. В 1922 году храм был возведен в ранг соборной церкви. В 1945 году церковь Софиикирхе сильно пострадала от бомбардировок 13/14 февраля и полностью сгорела. А в 1946 году рухнули своды. Государственное управление охраны памятников сосредоточило свои усилия на сохранении произведений искусства, которые все еще находились там. Несмотря на многочисленные протесты, в том числе за пределами ГДР, в 1962 и 1963 годах развалины Софиенкирхе были снесены, а на их месте был построен большой ресторан. В 1990- х годах память о Софиенкирхе решили восстановить и возвести мемориал — часовню Бусманна, который и был завершен в 2020 году.
В летнее время мемориал можно посетить
Вт.-Сб. с 12:00 до 16:00
дополнительно в Чт. с 16:00 до 19:00
Вс. с 11:00 до 14:30
Посещение бесплатно, будут рады даже небольшим пожертвованиям.
Экспозиция развернута на трёх этажах.
В подвале находитця лапидарий с надгробными плитами и с самыми ранними изображениями дрезденцев.
На нулевом этаже — скульптура Ecce homo, которая была частью эпитафии Носсени (Nosseni-Epitaphs),
крест из гвоздей (Nagelkreuz) переданный в дар церкви англиканским епископом Кристофером Коксвортом из Ковентри (anglikanische Bischof Christopher Cocksworth aus Coventry), как символ примирения народов и картина «Голгофа» Христофа Ветцеля («Golgatha»,Christoph Wetzel).
Также на одной из стен памятный медальон и доска о др. теологии Бернхарде Адольфе Лангбейне (Bernhard Adolf Langbein, 1815–1873), придворном проповеднике, члене Церковного совета.
На верхнем этаже установлен макет Церкви св. Софии
и доски с её историей и историей создания мемориала.
Много времени посещение не займет, т.ч. если во время визита в Дрезден у вас появятся «лишние» минут пятнадцать, то можете сюда заглянуть.