Альбертинум, здание эпохи неоренессанса, творение архитектора Карла Адольфа Канцлера, использовался вначале как арсенал и был перестроен в конце XIX века в музей. Здание так называется в честь короля Альберта, правившего Саксонией в последнюю четверть XIX века. Сегодня в Альбертинуме расположены Собрание скульптуры и Галерея новых мастеров Дрездена.
1
Галерея новых мастеров получила объединила работы художников от эпохи романтизма, через имрессионизм и экспрессионизм до современных художников. Здесь в подавляющем большинстве работы немецких авторов, зарубежные их коллеги представлены в единичном экземпляре. Можно сказать, что Альбертинум музей регионального ранга, он не такой большой, как Новая пинакотека в Мюнхене или музеи в Берлине. Но, несомненно, важен для любителей искусства XIX века и более позднего периода.
В саму Галерею мы зашли не в те двери, поэтому шли в «обратной хронологии». Получилось даже забавно, и в своих иллюстрациях решил эту временную линию сохранить. В любом случае, мой рассказ далеко не полный, во-первых, каждый выбирает то, что заинтересовало его, во-вторых здесь очень много работ под стеклом, целые залы «под стеклом», фотографировать картины, сопровождаемые бликами не люблю. Итак, вперёд по залам.
5
Как говорится, ты узнаёшь, что у тебя было, только когда потеряешь это. Возможно, самыми роковыми из всех когда-либо живших людей были Адам и Ева, которые владели единственным настоящим раем и безвозвратно его потеряли. Знаменитый мюнхенский художник в стиле модерн Франц фон Штук описал мрачное изгнание из Эдемского сада крайне навязчиво, делая само «дыхание Бога» почти осязаемым.
Лео Путц был тирольским художником. Его работы охватывают модерн, импрессионизм и начало экспрессионизма. Фигуры, обнажённая натура и пейзажи — его преобладающие сюжеты. Здесь он нарисовал свою будущую жену.
3
Ханс Грундиг — немецкий живописец и график, профессор, ректор Высшей школы изобразительных искусств Дрездена. Выдающимся антифашистским произведением Грундига является триптих «Тысячелетняя империя». Центральная часть триптиха называется «Видение горящего города». Слева — написанный в ядовитых по цвету красках «Карнавал», который представляется сборищем безобразных шутовских масок. Справа — «Хаос». Нижняя часть, помещенная как пределла (надставка) в многостворчатых алтарях, называется «Спящие». Сам Грундиг пишет о центральной картине триптиха, как о будущей войне, которую готовят враги рода человеческого. Написано в 1936–1938 годах.
2
«Война», иногда известная как Дрезденский военный триптих, представляет собой большую картину Отто Дикса. Триптих был начат в 1929 году и завершен в 1932 году. Это одна из нескольких антивоенных работ, выполненных Диксом в 1920-х годах, вдохновлённых его личным опытом окопной войны. Мировая война. На левом крыле изображена колонна немецких солдат, марширующих от зрителя сквозь туман войны навстречу битве в центральной сцене. На центральной панели изображён опустошённый городской пейзаж, усеянный военными атрибутами и частями тела. На правом крыле изображено несколько фигур, выходящих из боя. Доминантная сероватая фигура, помогающая раненому товарищу, — автопортрет Дикса, по композиции напоминающий снятие с креста или пиету. В пределле несколько солдат лежат рядом друг с другом, возможно, спят под навесом, а возможно, они изображают мертвых в братской могиле. Оба автора были преследуемы нацистами.
Оскар Кокошка — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма. Хотя, на мой взгляд, наиболее «слабая из крупнейших»
4
Пабло Пикассо представлен своим вариантом фрукта, мандолины и бутылки. Мандолина узнаётся лучше всего.
2
Карл Лозе в октябре 1919 года переехал из Гамбурга в Бишофсверду под Дрезденом, где нашёл финансовую поддержку и испытал настоящий творческий угар. За полтора года он в быстрой последовательности создал портреты, пейзажи и городские виды. Его цветовые сочетания почти безрассудны по сравнению с тем, что принято в академических кругах, а ритм его картин энергичен. Рисунки радикально упрощены, художник безудержно экспериментировал с разными вариантами экспрессионизма, кубизма и футуризма, вплоть до чистой абстракции.
1
Одним из самых поразительных аспектов Ван Гога была его способность впитывать широкий спектр идей и стилей и формировать в свою собственную форму. Он никогда не был связан с одной конкретной группой, а дрейфовал между разными художественными кругами, что отчасти отражает его очень эклектичный подход к своему искусству. Здесь Ван Гог объединил очень реалистичное изображение мягко вылепленной айвы с индивидуалистической росписью ткани. Считается, что немного похож на Сезанна, не знаю.
5
Картина " Женщина с биноклем " Эдгара Дега, французского художника-импрессиониста. Какое-то время Дега зацикливался на том, чтобы изображать женщину, смотрящую прямо на зрителя в бинокль, иногда в качестве фоновой фигуры или, как здесь, в качестве основного объекта. Моделью была Лидия Кассат.
Ну и Дега — не Дега без своих танцовщиц. Обычно двух, сколько их вариантов существует, даже не берусь судить.
4
Как и многие другие американские художники девятнадцатого века, Джордж Хичкок также путешествовал по Европе и старательно изображал красивые пейзажи, окружавшие его. В отличие от других, нашедших новый дом в Париже, Хичкок переехал в Нидерланды — страну тюльпановых полей и сумасшедших художников, отрезающих себе уши, был вдохновлён красотами окультуренной природы вокруг него и неспешной, мирной повседневной жизнью в деревне.
6
Макс Либерман был немецким художником еврейского происхождения и одним из ведущих сторонников импрессионизма в Германии. В этой галерее его много. Вот картина, которая была заказана директором музея Альфредом Лихтварком для Гамбургского Кунстхалле. Либерманн в Гамбурге набросал виды Альстера с паромной переправой, которую он использовал в качестве шаблона в своей берлинской студии. Либерман отказался от изображения разнообразных отдельных мотивов в пользу «быстрой живописи, которая ограничивается только основными элементами общего вида». Изображение городских развлечений того времени — тема, к которой художник обратился ещё в первых картинах пивных садов начала 1880-х годов. После 1900 года его палитра стала светлее — и публика стала искушённой. В картине зрителю представлены декорации вечернего парада лодок на Внешнем Альстере, где в летние месяцы собиралось буржуазное общество. Быстрыми, сокращенными мазками Либерман уловил роение лодок и людей и характерную голубоватую атмосферу вечера у воды.
6
Портрет директора Немецкого театра в Гамбурге Альфреда фон Бергера — одна из главных работ Либермана и выдающийся образец импрессионистской портретной живописи.
4
Капустное поле. Подхвачено на голландском побережье Северного моря. После своей первой учебной поездки в Схевенинген в 1872 году Макс Либерман регулярно работал в Нидерландах до начала Первой мировой войны в 1914 году. Там он посвятил себя работе на открытом воздухе. Помимо образных мотивов деревенской среды, именно широкий, светлый пейзаж он изображал в пляжных и полевых картинах.
3
Натюрморт 1866 года, «Банка персиков " Клода Моне. Здесь художник запечатлел восьмиугольную стеклянную банку, мраморную столешницу с прожилками и отражение персиков. Что ж, не знал, что он интересовался и сезонными домашними заготовками.
4
Можно простить, ибо уже рядом дошли до «нашего» Моне. С бесконечными вариантами берега Сены.
3
Ганс Тома родился в семье дровосека в горной деревне в Шварцвальде примерно в 20 км к юго-востоку от Фрайбурга. Он начал учиться как живописец в Карлсруэ. После окончания в 1866 году он отправился в Париж, где на него больше всего повлияли работы Гюстава Курбе и Барбизонской школы. В 1870–1876 годах он жил в Мюнхене и писал в основном пейзажи и портреты. Как «художник немецкого народа» он пользовался большой популярностью даже при нацизме. Ну конечно — всё по-вагнеровски, озеро, рыцарь и замок на горе.
4
Готфрид Шольц — немецкий историк и портретист. Его «Бабушка и внучка» были даже изображены на почтовой марке ГДР в 1967 году. Когда-то собирал и я марки…
5
Адриан Людвиг Рихтер — немецкий художник и иллюстратор эпохи романтизма. Центр тяжести его творчества лежал в полотнах, которые служили иллюстрациями к разным популярным книгам для чтения, сборникам стихов, песен или сказкам.
2
Эдуард Леонарди был немецким художником XIX века, особенно запомнившимся своими картинами лесных интерьеров и дикой природы в романтическом стиле. Он известен как Художник Немецкого Леса.
5
Иоганн Херманн Кармьенке учился у художника-пейзажиста в Дрездене, затем поступил в Академию художеств в Копенгагене, где его самая первая картина была куплена музеем. Он был придворным художником короля Дании в 1840 — х годах и путешествовал по Швеции, Германии и Италии, чтобы изучить и зарисовывать пейзаж. Однако после германо-датской войны 1848 года ему было трудно жить в Дании, и он решил иммигрировать в Америку со своей семьей.
6
Вот и дошли до пангерманского романтизма. Герман Фрайхольд Плюддеманн — немецкий исторический художник и иллюстратор. И на его картинах не кто иной, как Барбаросса.
3
На картине его коллеги по цеху Антона фон Вернера — завоеватель Новой волны, его современник, великий фон Мольтке
1
Вот только испанская тематика немного нелогична. Но, тем не менее — это «Колумб» Юлиуса Ретинга перед Духовным советом Саламанки, который был его дебютной работой.