Во время второго набега на Хемниц я планировала посетить междугородный автовокзал (Omnibusbahnhof, auch ZOB Chemnitz) Хемница. В Дрездене своего междугороднего автовокзала нет, и автобусы ютятся на прилегающей к ж/д вокзалу улице. А вот в Хемнице рядом с ж/д вокзалом большой автовокзал — наследие ГДР, эдакий ностальгический восточный модернизм.
К сожалению, этот район становится несколько заброшенным, и былая слава все больше угасает. Тем не менее, он популярен у поклонников ретро.
А если повезет, то можно найти отправление на настоящем автобусе «Икарус» восточных времен. Я тоже из этих ностальгирующих поклонников, тем более, что моё образование и социалистическая трудовая деятельность была связана с пассажирскими перевозками.
Традиционно основная остановка региональных и городских автобусов в Хемнице, как и в Дрездене, находилась на главном железнодорожном вокзале. В 1955 году отсюда отходил 21 автобусный маршрут предприятия VEB Kraftverkehr Karl-Marx-Stadt. Ситуация изменилась только в конце 1960-х годов. После двух лет строительства, 7 января 1968 года, в городе, который тогда назывался Карл-Маркс-Штадт, был открыт самый современный на тот момент автовокзал в ГДР, и, а то время автовокзал считался самым современным объектом в Европе. Его крыша, площадью около 1200 квадратных метров, сейчас является памятником архитектуры.
Фото из интернета. Первые месяцы после открытия автовокзала
Автовокзал был построен как экспериментальное здание Немецкой строительной академией. На автовокзале было 12 автобусных платформ, платформа прибытия длиной 60 метров и консольный зал ожидания, в котором располагались билетные кассы, телефонные будки, автоматы для выдачи багажа и торговые стенды. С самого начала автобусные платформы были покрыты пластиковыми оболочками, армированными стекловолокном. Крыша зала ожидания прикреплена к пилонам, подвешенным на тросах. Общая стоимость строительства составила около семи миллионов марок.
С середины 1990-х годов и до 1999 года была проведена реконструкция вокзала, где к завершению ремонта в зоне отправления осталось всего 10 автобусных платформ.
В 2008 году концепция эксплуатации автобусной и трамвайной сети в Хемнице была фундаментально изменена, также как и модель Хемница. Количество отправлений с автовокзала в тот период резко сократилось.
О первых планах по демонтажу автовокзала было объявлено еще в 2009 году. Однако финансирование реконструкции, состоявшейся в 1999 году, предотвратило дезонирование до 2014 года, поскольку средства пришлось бы вернуть.
Вариант перестройки нового автовокзала, одобренный городом Хемниц, предусматривал частичное уменьшение размеров привокзальной площади, которая в начале 2000-х годов была переоборудована каменными плитами, и была снесена водонапорная башня, внесенная в список памятников архитектуры, с тем, чтобы новый автовокзал находился в пределах видимости от главного железнодорожного вокзала (примерно в 200 метрах).