После раздела Германии по окончании Второй мировой войны в ГДР было создано Министерство государственной безопасности — Ministerium für Staatssicherheit или сокращенно Штази. Прообразом для него послужило Министерство государственной безопасности СССР. Штази оказывало влияние на почти все аспекты жизни граждан республики. Широкая сеть агентов была всеведуща и вездесуща. Департамент М министерства контролировал всю почту, систематически вскрывая письма для дальнейших расследований.
Многие служащие министерства имели в своём распоряжении по нескольку удостоверений личности. Это позволяло им появляться в различных обличьях.
В 80-х годах прошлого века в двери гостиной одной семьи, проживавшей в Рудных горах, было обнаружено прослушивающее устройство. Предположительно агенты Штази могли прослушивать разговоры семьи в течении 17 лет. Интерес министерства к этой семье был вызван тем что, что члены семьи поддерживали связь со своим родственником из Западной Германии. Штази подозревали что он шпионит для западно-германской разведки.
Для проникновения в дома граждан агенты Штази нередко использовали отмычки.
С 1957 по 1989 год министерство возглавлял Эрих Мильке. На фото ниже представлен его личный рабочий кабинет.
А это — его комната отдыха. При необходимости Мильке мог остаться здесь на ночь — комната была оборудована ванной и душем.
Для официальных встреч в министерстве был оборудован конференц-зал. В 1960-х годах здесь также была дамская комната, но позднее её переоборудовали в кухню. Здесь, на этом уровне власти, просто не было женщин.
Ещё один конференц-зал использовался для заседаний Совета министров Штази. Этот орган был создан в 1954 году как исполнительный совет министерства, однако потеряла свою значимость с приходом Мильке. А в 1969 году совет вообще был понижем до консультативного органа, члены которого назначались министром.
Офис генерала Ханса Карлсона, в течении 18 лет возглавлявшего секретариат министра. Даже после роспуска Штази в 1990 году он продолжал заниматься личными делами своего бывшего босса и оставался верен ему до самой смерти Мильке в 2000 году.
От посещения Музея Штази у меня осталось такое чувство, словно я побывал в головном отделении Департамента Зла. Восседая в шикарно меблированных кабинетах, боссы Штази шпионили за собственным народом, словно за врагом. Конечно, это не могло продолжаться вечно.