Само здание музея (который, как и положено, находится на Музейном острове), является охраняемым памятником, и объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Его построили по проекту Фридриха Августа Штюлера в 1869–1876 годах, и оно явно напоминает античный храм. Что ж, в этом что-то есть — Храм Искусства.
1 из 5
2
Удивительно, что Кайзер Фридрих Вильгельм Четвертый стал не только заказчиком здания, но и сам создал его эскиз. Именно поэтому конная статуя кайзера венчает Парадную лестницу.
2
Как и весь Берлин, здание не минули разрушения ВМВ, в результате бомбардировок союзной авиации, оно получило серьезные повреждения. Музей вновь начал принимать посетителей уже в 1949 году, но восстановление здания завершилось только через 20 лет — в 1969 году.
2
Основа собрания галереи — подарок Иоганна Генриха Вагенера. Это было 262 картины, перенесенных сюда из Академии Искусств. Затем коллекция была пополнена Фондом Прусского Культурного Наследия. Сегодня коллекция содержит европейскую живопись и скульптуру 18 — 19 веков, собрав различные стили того времени: романтизм, французский импрессионизм, нео-классицизм, ранний модернизм и символизм. Наиболее полно представлены немецкие художники.
1
Начинается осмотр с небольшого зала Классической скульптуры, расположенного перед выходом на первый выставочный этаж.
1 из 2
2
Первый выставочный этаж показывает «Грани Реализма». В первых залах — «Сецессион и рубеж веков».
1 из 2
1
Этот этаж был перестроен в 1911 — 1914 годах музейным архитектором Вильгельмом Вилле под руководством Людвига Юсти. При этом было создано несколько стройных кабинетов с высокими удлиненными потолками там, где раньше находился приподнятый скульптурный зал. Первые два кабинета с многоугольной отделкой сохранились до наших дней, а третий кабинет был модифицирован в 1936 году. Пергамский музей, расположенный к западу от галереи, забирал так много света из интерьера Национальной Галереи, что многоугольный кабинет был слишком темным. Поскольку в музее не было электрического освещения, директор, Эдуард Хантштенгль, приказал прорубить дополнительное окно и установить дополнительную стену, создав новое помещение. Теперь в нем можно заглянуть в историю здания Национальной Галереи, в нем сходятся самые разные пласты: колонны и темно-зеленая фасадная стена датируются 1876 годом, и напоминают оригинальный зал скульптур. Ломаные края стен созданы в 1911–1914 годах. Рядом с двумя заключенными в кожух колоннами показана конструкция стены с деревянным каркасом, рейками и гипсом. Кирпичная стена датируется 1936 годом. В районе потолка видны трещины, как и в поясной арки, нанесенные бомбардировками ВМВ. Две нейтрально отштукатуренные боковые стены раздвинуты для пожаробезопасности в 2000 году.
1 из 3
1
Основное искусство времени:
2
Здесь широко представлены Адольф Менцель и Франц Крюгер.
1
Франц Крюгер представлен в этом зале огромными монументальными полотнами «Купальщица» 1797 года и «Парад на площади Оперы». Этот художник был знаменитым портретистом времен бидермейера, писал портреты прусскому королевскому дому и российской императорской семье (Николая Первого изображал неоднократно, в том числе — на картине «Парад на Оперплатц»).
2
Адольф Менцель, представитель романтического историзма, которому отведено несколько залов:
1 из 12
2
Зал немецкого и австрийского реализма:
2
Эрнст Юлиус Хенель, скульптор из Дрездена, «Рафаэль», 1877 года. Эту работу музей приобрел на средства Благотворительного фонда Кида в 1878 году, как только она была создана.
1
Реализм между Констеблем и Курбе:
1 из 4
2
Зал немецких римлян — немецких художников, живущих в Риме, конца 18 и 19 веков. Молодые немецкие художники собрались в Риме, чтобы сформировать группу художников братьев Лукас, чтобы осуществить романтическую мечту о совместной работе над обновленным искусством. Благодаря похвальной инициативе генерального консула Пруссии Якоба Саломо Бартольди, братья Лукас, также известные, как Назаряне, получили свой первый заказ на фрески (выставлены в одном из залов в дальнейшем) в 1816 году.
1 из 10
2
Арнольд Боклин "Остров Мертвых" 1883 год. Приобретена в 1980 году.
Зал мюнхенских художников, представителей одной из самых старых и самых известных школ Искусства в Германии:
2
История живописи и салонный идеализм:
1 из 5
2
Ваза, прибывшая из России, подарок Гумбольдту от царя Николая Первого:
3
Ваза Гумбольдта. Сибирский авантюрин, огранка, полировка, с золочеными бронзовыми ручками. Подарок Николая Первого Александру фон Гумбольдту после его путешествия в Россию в 1828 году. Передано из фонда Гумбольдта в Старый Музей в 1830 году, а в 1876 году - в Национальную Галерею.
Следующий зал — фрески из дома Бартольди и «Шадов и искусство с 1800 года»:
1 из 2
3
Небольшая комната этого зала — «Религиозное искусство» 1819 год. Эти работы были приобретены музеем в 1922 году. По предложению Питера Корнелиуса, За свой счет Бартольди (генеральный консул Пруссии в Риме) расписал бальный зал своего дома в Палаццо Цуккари. Сюжетом фресок была выбрана история Иосифа из Первой Книги Моисея Ветхого Завета. После успешного завершения работы в 1817 году Петером Корнелиусом, Фридрихом Овербеком, Вильгельмом Шадовым и Филиппом Фейтом, Бартольди позволил художникам сделать эскизы фресок, чтобы убедить прусского короля в мастерстве молодых немецких художников за границей. Все желающие могли осмотреть фрески в доме Бартольди. Рим приобрел первую, созданную в знак художественного пробуждения. После ранней смерти Бартольди в 1825 году, фрески подвергались все большей опасности. При Фридрихе Вильгельме Четвертом были предприняты первые попытки приобрести эти важные произведения искусства Назареев. После многолетних переговоров кайзер Вильгельм Первый в 1885 году поручил специалисту по фрескам Стефано Бардини заменить настенные росписи. В октябре 1887 года фрески в вертикальном положении перевезли поездом из Рима в Берлин. Их хорошая сохранность позволила представить их на верхнем этаже Национальной Галереи в следующем году.
1 из 5
2
Назаретяне. Это немецкие художники, основавшие в Риме общину. Их целью было воссоздать христианское искусство, подобное тому, каким оно было до того, как его «испортили» — в Средневековье и в ранний период Возрождения. Рим был выбран не случайно, их вдохновляла итальянская живопись. После Назаретян появились последователи: прерафаэлиты, мотом художники модерна.
1 из 5
2
Питер Корнелиус, представитель романтизма, тоже выставлен в отдельном зале:
1 из 3
4
Следующий зал — времена Гете и романтизма:
1 из 7
2
Отдельный зал посвящен работам Карла Фридриха Шинкеля, не только художника, но и архитектора, и театрального декоратора. Именно он стал лидером стиля «романтический историзм» в архитектуре, работая во всех «нео»: неоготике, неоренессансе. Он работал и в так называемом «Прусском эллинизме». Кстати, работал и строил и в Санкт-Петербурге.
1 из 3
2
И отдельный зал посвящен работам еще одного представителя романтизма, Карла Блехена:
1 из 4
2
Шесть залов разной величины отданы под «Романтизм, бидемайер и Дюссельдорфская школа». Одна из старейших художественных школ, основанная в 1773 году:
1 из 20
3
Еще один именной зал — Каспар Давид Фридрих, который считается одним из крупнейших представителей романтизма:
На выходе интересная лестница — на ней барельефы или схематичные рисунки — силуэты известных немецкоязычных людей, я рассматривала очень долго, мне было интересно — кого выделили немцы:
1 из 16
2
Эрвин и Сабина Штайнбахи - каменотесы (папа и дочь), создатели великолепия фасадов Страсбургского Собора.
Теперь о том, почему я выставила оценку «Хорошо», а не «отлично». Как мне кажется, не очень удобен осмотр: раз посетитель может оказаться в одном зале несколько раз, а это именно так, значит, не очень правильно расставлены стрелки — указатели, что для немцев странно.
3
Часы работы:
вторник, среда, и с пятницы по воскресенье — с 10.00. до 18.00.
четверг — с 10.00. до 20.00.
2
Стоимость билета (без временных выставок):
взрослый 10 евро, льготный 5 евро. Если приобрести Музейную карту, то за 18 евро можно посетить Еще несколько отличных музеев).