Берлин гордится своей картинной галереей Старых мастеров с 1830 года. Впервые она для публики открылась в здании Королевского музея на Музейном острове, в котором сегодня находится Старый музей с коллекцией античной скульптуры. Первый фонд галереи состоял из собрания живописи, собранной двумя королями — Фридрихом Вильгельмом I и Фридрихом II Великим.
Первый директор музея Густав Фридрих Вааген решил новаторски по тем временам подойти к формированию коллекции. Продолжая её не на основании персональных предпочтений, а объективных научных критериев. Именно при нём музей превратился в своеобразную «хрестоманию» живописи позднего Средневековья и эпохи Возрождения.
В конце XIX века Берлинская картинная галерея переехала в здание, построенное для музея Вильгельма фон Боде, благодаря которому значительно разрослась. Боде причастен, кстати, к организации в 1897 году меценатского общества Музеев императора Фридриха, которое существует и сейчас, абсолютно не собираясь менять своё «архаичное» название.
Огромный удар нанесла последняя мировая война галерее, более 400 масштабных полотен было утрачено, к разделу коллекции привело и разделение Берлина на Восточный и Западный. По сути, вплоть до 1997 года Берлинская картинная галерея представляла собой несколько отдельных коллекций, которые лишь спустя 50 лет были вновь показаны в здании Культурфорума.
1
Несмотря на определённые потери 1945 года, Берлинская картинная галерея может похвастаться одной из лучших в мире коллекций европейской живописи XIII–XVII столетий.
Чтобы увидеть всю экспозицию музея, приготовьтесь пройти более двух километров, которые пролегают через 72 больших зала и множество небольших боковых комнат, в которых словно из окна можно видеть, как изменялось с ходом истории западное искусство в один из интереснейших периодов — из позднего Средневековья через Возрождение в XVII век.
2
В этом отзыве не буду рассуждать о картинах. Эти шедевры давным-давно описаны и «разобраны» искусствоведами до последней складки на одежде и малозаметного отблеска света. Самая что ни на есть фундаментальная классика. У человека, хоть мало—мальски интересующегося живописью и историей искусства, не возникнет сомнений в том, посещать Берлинскую картинную галерею или нет.
Я лишь проиллюстрирую основные реперы двухкилометрового маршрута.
Если за Средневековьем, то конечно в Германию. Ганс Мульчер из Ульма с одним из своих алтарей.
1 из 2
3
Портретисты — Христоф Амбергер из Аугсбурга
3
и Бернхард Штригель, художник швабской школы. Здесь он изобразил Максимилиана I.
4
Мистик Альбрехт Альтдорфер из Регенсбурга
6
«Синтезатор» готических традиций с художественными принципами Возрождения, один из основателей «Дунайской школы живописи», Лукас Кранах, не только мастер портретов,
1 из 3
2
но и жанровых и библейских композиций
1 из 3
1
Немецкий Ренессанс — это, конечно, Альбрехт Дюрер, кстати, строивший как фортификатор-инженер и неплохие крепости
4
Переходим к фламандцам. Среди представителей раннего периода — Хуго ван дер Гус из XV века со своей специфической цветовой палитрой и индивидуальной манерой письма.
6
Иероним Босх, который считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
4
Есть здесь и Страшный Суд Босха, но только это копия, выполнена Лукасом Кранахом, о котором было чуть выше
4
Поздний Ренессанс — Ян Брейгель Старший с великолепными пейзажами с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками.
1 из 2
4
И сразу попадаем во фламандское барокко, что не удивительно — их Золотой век. Питер Брейгель Младший который увлекался сюжетами Страшного суда.
3
Якоб Йорданс
4
4
Питер Пауль Рубенс
1 из 2
1
1 из 3
2
1 из 3
1
Антонис ван Дейк
1 из 2
3
1 из 3
2
Симон де Влигер и другие морские художники
6
Ян ван Гойен, который является представителем так называемого тонального пейзажа.
4
И, конечно, великий мастер светотени, сумевший воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний, Рембрандт
1 из 3
3
1 из 2
2
Испанцев практически нет. Разве что Бартоломео Эстебан Мурильо, глава севильской школы
2
Совсем немного французов, англичан (что естественно, ведь мы не в XVIII–XIX веках), около них не останавливаемся. И, что необычно — Италия в конце. Хотя логика понятна. В этих залах основоположники, отсюда по Европе развивались направления, которые мы до сих пор наблюдали во многочисленных залах.
Сандро Боттичелли, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи
1 из 2
5
Венецианская школа живописи — Джорджоне
3
Тициан Вечеллио
1 из 2
1
3
Тинторетто
1 из 2
1
Чима да Конельяно
3
Последний великий представитель венецианской школы — Джованни Баттиста Тьеполо
2
Рафаэль Санти, ярчайшая звезда эпохи Возрождения.
1 из 3
1
Антонио да Корреджо, представитель мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко
4
Один из крупнейших мастеров барокко — Караваджо
4
Ну и куда же без Каналетто, по чьим картинам можно заочно изучить всю Старую Венецию
1 из 4
6
Кропотливо возвращаются, насколько это возможно, отдельные картины, раскиданные по всему миру после 1945 года, в будущем планируется возвращение музея в его историческое здание на Музейном острове, пока же для того, чтобы посетить галерею, которая находится далековато от центра, надо воспользоваться метро.