Музей «Фаберже» в Баден-Бадене — первый в мире музей мастерской Карла Фаберже. Музей частный, принадлежит российскому коллекционеру Иванову. Музей потрясающе хорош, два недостатка: очень тесно и невозможно нормально рассмотреть шедевры — все в куче. Но, как говорят работники музея, это вина городских властей, которые не разрешают использовать соседнее здание, выкупленное Ивановым. Возможно, причина тому история, о которой расскажу чуть позже.
И второй недостаток — типичный для музеев — стекла нещадно бликуют. Это один из последних павших бастионов — осенью прошлого года в Музее Фаберже разрешили фотографировать!
2
Музей Фаберже был открыт в Баден-Бадене в 2009 году российским коллекционером и историком профессором Ивановым. Это первый в мире музей ювелирной компании Фаберже. Коллекция музея включает в себя более 1700 экспонатов фабрики Фаберже, а также многочисленные ювелирные изделия других мастеров.
5
Семья Фаберже эмигрировала в Россию в начале 19 века. Отец знаменитого Карла Фаберже, Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи с французскими корнями. Он был ювелиром и в 1842 году открыл собственную ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге. Его сын Карл родился в 1846 году и позже взял на себя управление ювелирной компанией своего отца. Карл получил прекрасное художественное образование в России и за рубежом, изучал ювелирное дело во Флоренции, Дрездене, Мейсене и Франкфурте, и торгово-экономическое дело в Париже.
5
Вернувшись в СП молодой Карл Фаберже работал в Эрмитаже переписчиком и реставратором древнегреческого золота и в 24 года взял на себя управление отцовской компанией. Очень талантливый и модный художник, предприниматель и бизнесмен, с ярким чувством юмора, он активно расширял компанию, приглашал молодых ювелиров и принимал участие в российских и международных выставках. В 1882 году его изделия привлекли внимание императора Александра Второго на Всероссийской художественно — промышленной выставке в Москве. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание Ювелира Его Императорского Величества, а также звание Ювелира Императорского Эрмитажа.
Фирма Фаберже уже тогда была очень известна в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, и Болгарии получили украшения в качестве подарков. Работы российской компании также вызвали большой интерес на Востоке, особенно в Таиланде.
2
В 1900 году Карл Фаберже получил звание Мастера Парижской Гильдии Ювелиров в Париже. Он также был награжден орденом Почетного Легиона — высшей награды Франции. Благодаря своему таланту, упорству и предприимчивости он создал огромную компанию, со множеством филиалов: в 1887 году открылся филиал в Москве, в 1890 году в Одессе, в 1905 году в Киеве.
Интересно проследить историю семьи Фаберже. Она берет начало в 16 веке, в Пикардии, на северо-востоке Франции, под фамилией Фаври, или Фабри. Семья принадлежала к гугенотской общине. В 1685 году, когда Людовик XIV отменил Нантский Эдикт, семья, как и многие их единоверцы, были вынуждены эмигрировать, чтобы избежать преследований. Среди земель изгнания, доступных тогда гугенотам, были Англия, Швейцария, Германия и Нидерланды, и Фабри выбрал Германию, поселившись в Шведте на Одере, превратив свое имя в Фабригер.
2
Со времен Петра Первого, и проведенных им реформ, Россия в начале 17 века наконец вышла из изоляции и открылась для западного влияния. Европейские мастера, художники и ученые получили там самый теплый прием и быстро увидели, что их таланты вознаграждаются богатством и славой. Наконец, при Екатерине Второй, свобода вероисповедания была закреплена законодательно. Такое стечение обстоятельств побудило Пьера Фаберже, потомка первых гугенотов, иммигрировать и в 1800 году поселиться в Пернау, в Ливонии, где он получил российское подданство. Именно там, в 1814 году родился Гюстав Фаберже, отец Карла. Молодой Гюстав учился в СП сначала у ювелира Андре Фердинанда Шпигеля, а затем работал в знаменитом доме Кайбель, который в 1826 году реставрировал регалии российской короны. В 1842 году он основал собственное дело, открыв ювелирный магазин на Большой Морской улице, заложив тем самым первый камень будущего прославленного дома Фаберже.
3
От брака с Шарлоттой Юнгштедт, дочерью датского художника, у него 30 мая 1846 года родился сын, Пьер Карл Фаберже, более известный под именем Карл и зарекомендовавший себя как один из самых известных ювелиров своего времени. Его образование будет тщательно продумано, о чем свидетельствуют его учеба в школе Святой Анны, немецкой средней школы в СП, техническое обучение в мастерской отца, посещение школы в Дрездене, затем у ювелира Фридмана во Франкфурте, где он одновременно изучал экономику.
Его художественное и коммерческое образование будет дополнены ознакомительными поездками в Англию, Францию, и Италию. Тем временем успех магазина стал таким, что Гюстав расширил его и добавил к нему таланты мастера — ювелира Цантковского. В 1860 году он уехал в Дрезден, оставив компанию в руках своего директора и партнера Петера Хискиаса Пендина, который также отвечал за художественное образование юного Карла.
2
Последний вернулся в СП в 1870 году, чтобы в 24 года принять на себя управление фирмой своего отца. В 1872 году он женился на Августе Юлии Якобс, дочери инспектора Императорских Мебельных мастерских. От этого союза у него родились четыре сына: Эжен в 1874 году, Агафон в 1876 году, Александр в 1877 году и Николя в 1884 году. Два последних работали в компании отца.
Карл Фаберже покинул небольшой магазин своего отца и перебрался в гораздо более просторное помещение на той же Большой Морской улице, которая вместе с Невским проспектом была одной из двух главных торговых улиц СП.
Очевидно, что помимо выдающихся художественных дарований Карл обладал еще и большими организаторскими талантами, что сделало его компанию, которой он управлял до 1903 года, в сотрудничестве с несколькими соратниками — единомышленниками, большой современной компанией.
4
Дом Фаберже — типичный пример технического и экономического роста, который пережила Россия во второй половине 19 века. Новая идея Фаберже по изготовлению «причудливых предметов» была настолько успешна, что он был завален заказами. Чтобы удовлетворить спрос, фирма была вынуждена постоянно увеличивать штат сотрудников, настолько, что в 1900 году понадобился окончательный переезд в новое помещение на Большой Морской 24. С 1907 по 1917 годы у Фаберже работали до 700 человек — ювелиров-мастеров и ремесленников, в Петербурге и в филиалах. Этот фантастический коммерческий бум достиг таких масштабов, что Фаберже больше сосредоточился на организации и управлении своей компанией, чем на чисто технической стороне производства. Этим объясняется такое малое количество предметов, сделанных лично им.
Следуя успеху, достигнутому исполнением первого императорского пасхального яйца, в 1884 году Александр Третий пожаловал дому Фаберже «Привилегию поставщика». Конечно, таким титулом владели и другие ювелиры, такие как Овчинниковы, Морозовы, Грачевы, Хлебниковы, Сазиковы. Однако по качеству и оригинальности своей продукции, Фаберже всегда сохраняли расположение императорской семьи. Александр проявлял к изделиям Фаберже ту же преданность, что и его отец, и также заказывал подарки, предназначенные для празднования важных событий. А после выставки Фаберже во дворце Великого Князя Владимира Александровича, в 1902 году, копии его коронационных регалий по императорскому разрешению были выставлены в Эрмитаже. Благосклонность императорской семьи привела к поддержке как аристократов, так и просто богатых людей.
3
Эклектичная клиентура Фаберже теперь включала в себя столь престижные имена как князь Юсупов, граф Строганов, братья Нобель, золотодобывающий магнат Кельх и производитель каучука Нойшеллер. Имя Фаберже стало синонимом совершенства исполнения и красоты. Его слава пересекла границы Европы и распространилась на Америку. Он шел от успеха к успеху: в 1885 году на выставке в Нюрнберге он завоевал золотую медаль за свои копии скифских сокровищ; в 1897 году, после Скандинавской выставки в Стокгольме, он стал поставщиком короля Швеции и Норвегии. Но самый пик компании ознаменует 1900 год. На Всемирной Выставке в Париже, перед толпой, стекающейся со всего мира, по желанию императрицы Александры, он вне конкурса выставил пасхальные подарки. Эффект, произведенный на жюри и публику был феноменальный: Фаберже единогласно был избран Мастером корпорации ювелиров Парижа, и именно тогда он получил орден Почетного Легиона.
3
В 1903 году он открыл свой единственный зарубежный филиал — в Лондоне. Этот выбор объяснялся тем, что у него уже были восторженные поклонники внутри английской королевской семьи. В частности, королева Александра, которая знала о творчестве Фаберже через свою сестру, императрицу Марию Федоровну.
В следующем году Фаберже был приглашен в Таиланд, к королю Маху Чулалангкорну, который получил множество изделий из нефрита, которые до сих пор являются частью королевской коллекции Таиланда.
6
ПМВ положила конец деятельности торгового дома в Лондоне, бюджет королевских заказов был ограничен и лондонский филиал закрылся в 1915 году.
В России тоже было не до украшений, в 1914 году мастерские получили заказы на изготовление легкого вооружения для фронта и перевязочных материалов для раненых. В силу обстоятельств мундштуки начали изготавливаться из меди, и украшаться русским орлом и надписью: «Война 1914 года». В силу огромного количества военных заказов фирма существенно увеличила свой доход.
Во время Октябрьского переворота 1917 года Фаберже эмигрировал, в 1920 году он поселился в отеле «Бельвью» в Лозанне, где и умер. В 1929 году семья похоронила его в Каннах, рядом с его домом.
В музее было два недостатка: запрет на фотографию и теснота. Первый устранили, но второй очень мешает фотографировать.
Императорское пасхальное яйцо 1917 года. Цветное золото, сапфир, карельская береза. Кампания Фаберже, мастерская Г. Вигстрема. Петроград 1917 года. Оригинальный футляр. Ключ с вензелем МФ — Мария Федоровна, золото, серебро, алмазы огранки «Роза», сталь. Компания Фаберже, мастерская Г. Вигстрема, Петроград, 1917 год.
4
Приз императора Николая Второго на конных скачках в Италии. Серебро, позолота, перегородчатая эмаль, живописная эмаль. Высота 36,5 см. Компания Фаберже, Москва, 1911 год. Братина была выбрана императором Николаем Вторым в качестве приза для международных конских состязаний, проводившихся в Риме в 1911 году по случаю открытия юбилейной исторической выставки.
4
Императорское пасхальное яйцо «Юбилейное свадебное» на подставке, с сюрпризом в виде корзинки с полевыми цветами. СП, 1904 год. Золото, алмазы, бриллианты, цветная эмаль, 1бархат, слоновая кость, акварель, резьба, чеканка, гравировка, литье, шлифовка. В сюрпризе: золото цветное, эмаль, алмазы — роза, бриллианты, чеканка, гравировка. Подарок Николая Второго императрице Александре Федоровне в 1904 году на 10-летие свадьбы.
1 из 2
6
И, к сожалению, один из самых громких музейных скандалов страны, связан именно с этим музеем и именно с яйцом, созданным в 1902 году в честь помолвки барона Эдуарда Ротшильда. Да и не только в Германии, «Таймс» посвятила этому яйцу огромную статью, ведь именно английская налоговая полиция занималась яйцом, купленным в Лондоне хозяином музея в 2007 году за 8,9 млн. фунтов, что было самая высокая аукционная цена за изделие Фаберже. При этом он получил 600 000 фунтов возврата н.д.с., так как заявил, что вывез яйцо в Россию. Но, после покупки он привез яйцо в Германию и определил в музей, который вскоре должен был открыться, т. е. не вывез из ЕС (а Великобритания тогда была в составе ЕС). Явившаяся в музей полиция потребовала яйцо, но директор Антоношкин сообщил, что яйцо было перевезено в Москву, так как оно быть подарено на юбилей Эрмитажу, и что в Германии оно находилось сутки, что является транзитом. Все бы ничего, только в течении 2 лет об этом яйце была информация на сайте музея, что это «Жемчужина коллекции», его видел весь бомонд на открытии, и что самое удивительное, сам владелец музея подтверждал наличие яйца в музее, когда судился за право называться «Фаберже» с наследницами Карла Фаберже. Вот там, в суде, он и рассказывал, как страдает музей, потому, что не может официально называться «Фаберже», а в него вложено куча денег, одно яйцо чего стоило! В итоге, суд во Франкфурте постановил, что после 70 лет после смерти, никто не может узурпировать имя великого человека, и музей название сохранил. Но, огромный штраф за мошенничество и финансовые нарушения Иванов получил. Кстати, он рассказывал о себе, что коллекционировать антиквариат он начал будучи еще студентом юридического факультета МГУ и работая в собственном кооперативе. Удачный был кооператив.
6
Фигурка Будды, СП, около 1900 года. Фирма Фаберже. Нефрит, золото, рубины, бриллианты, алмазы — розы, эмаль по лильошированному фону, литье, шлифовка, полировка, чеканка. Была изготовлена фирмой Фаберже для отбора в подарки королю Сиама. В мире известно всего 11 подобных фигурок работы компании Фаберже и Картье. Нефритовый Будда упоминается в документах за 1918 год, там же сохранилась оригинальная фотография, на которой он представлен в интерьере одного из магазинов Фаберже. Был куплен Императрицей Александрой Федоровной, а после революции принадлежал Торгсину до 1934 года, потом переходил из рук в руки в частных коллекциях.
3
Сервиз для вина в виде фигурок зайчихи и шести зайчат. Серебро, позолота, рубины. Компания Фаберже, Москва, 1894 год. Принадлежал царю Болгарии Фердинанду Первому.
3
Кувшин в виде болотной птицы. Санкт-Петербург, до 1898 года. Компания Карла Фаберже, мастерская Юлия Александровича Раппопорта. Серебро, позолота, бриллианты, литье, штамповка, резьба, гравировка, чеканка, оксидирование. Заказан императорским Домом Романовых фирме Фаберже и изготовлен в одном экземпляре.
4
Сосуд «Четыре силы стихий». Гелиотроп, золото, эмаль, коралл, фирма «Бапст и Фализе», автор Дж. Гарни, Франция, Париж, 1889 год.
1 из 2
1
Караван слонов. Камнерезные фигурки слонов считались талисманами и дарились на счастье. Слоны вырезаны из различных полудрагоценных камней: яшмы, жадеита, нефрита, горного хрусталя, цитрина, обсидианта, с бриллиантами и алмазами огранки «Роза». Выполнены в компании «Фаберже» в Санкт-Петербурге, в конце 19 — начале 20 веков. Моду на слонов в Россию завез Сиамский Король, подаривший российскому Императору живого слона, которого вел погонщик по улицам СП вдоль Зимнего Дворца на обозрении сотен тысяч людей.
Датская принцесса, жена Александра Третьего, Мария Федоровна, очень любила этих животных и Фаберже, знающий ее страсть к слонам, часто изготавливал их для императрицы.
По традиции, русская аристократия на Пасху дарила друг другу не только яйца, но и фигурки «слоников на счастье».
Ввиду того, что Фаберже являлся поставщиком Сиама и Индии, компания изображала в основном индийских слонов, однако есть и примеры их африканских представителей.
В музее Фаберже находится самая объемная по количеству единиц коллекция слонов, центральным объектом которой является крупнейший ювелирный экземпляр в мире, сделанный из саянского нефрита.
Отличительными чертами слонов Фаберже являются алмазные или рубиновые глазки, материалами для изготовления слонов служили самые разные каменные породы, начиная от изумрудов и заканчивая нефритом — самым любимым камнем Фаберже. Соединение лучших европейских традиций прикладного искусства, понимание выразительных возможностей природных материалов, тонкое чутье и блистательные идеи подняли компанию на мировой уровень, возведя ее в ранг выдающегося художественного явления.
1 из 6
4
Кроме слоников, в коллекции музея есть множество фигурок зверей, и вырезанных полудрагоценных камней, и из благородных металлов.
1 из 7
4
Кувшин со змейкой из горного хрусталя, с золотом, бриллиантами — розами, рубинами и эмалью. Франция, 16 век.
3
Панно с изображениенм Людовика XIV, кардинала Ришелье и д, Артаньяна, со сценами значимых событий в истории Франции и королевскими атрибутами. Акварель на слоновой кости, Франция, конец 18 века. На центральной миниатюре изображен Король — Солнце Людовик Четырнадцатый (1638 — 1715). Слева над ним кардинал Джулио Мазарини (1602 — 1661), первый министр Франции во время правления Людовика Четырнадцатого, и Жан-Батист Кольбер (1619 — 1683), министр финансов Франции. Военные сцены, вероятно, заимствованы из коллекции гобеленов «Королевские истории», сотканных для короля на фабрике гобеленов во Франции в 1600-х годах. Рисунки и сами гобелены выполнены Матье и Пьером де Сев, по эскизам Шарля Ле Брю и Адама Франса ван дер Мюлена, одна из сцен выполнена маслом, это «Переправа через Рейн 12 июня 1672 года». Резные мотивы из слоновой кости на этом рельефе вдохновлены маньеристическими рисунками 16 века первой французской шеолой в Фонтенбло.
1 из 4
1
Юбилейные медали «Императоры России», Резьба из бивней мамонта. Императорский монетный двор. СП, конец 18 — начало 19 веков. Медали изготавливались на Монетном Дворе как образец и эталон для дальнейшего изготовления штампов для чеканки золотых, серебряных и бронзовых медалей.
1
Атлас и глобус, выпущенные фабрикой Фаберже в СП.
1 из 3
3
Впечатляет огромная коллекция табакерок и коробек с нюхательными солями.
1 из 5
2
Очень разнообразно представлена посуда.
1 из 10
2
Выставка «Доколумбовское золото» или «Золото мира» посвящена ювелирному искусству доколумбовских культур Центральной и Южной Америки, существовавшему там задолго до открытий Христофора Колумба в 1492 году. Некоторые из этих культур пережили свой расцвет во времена Конкисты, например, ацтеки и инки. Другие же культуры уже исчесзли или находились в упадке, например, ольмеки и тольтеки
2
Доколумбовые развитые цивилизации имели тесные связи друг с другом, переняли друг от друга многие исторические, художественные, культурные и религиозные особенности и в этом они схожи. Имеются достоверные, но очень редкие для точной оценки доказательства. Археологические находки дают нам возможность оценки развития ювелирного искусства этих народов. К сожалению, очень многое уничтожено конкистадорами. Сожжены почти все их сочинения и расплавлены почти все захваченные испанцами драгоценные ювелирные изделия. Вот почему так мало артефактов того времени.
3
Сохранилось немного от искусства золотых и серебряных дел мастеров. Подробные отчеты испанских хронистов позволяют нам взглянуть на удивительные замечательные ювелирные поделки исчезнувших цивилизаций. К сожалению, сегодняшняя наука мало этим занимается. Для этого есть разные объективные и субъективные причины. Поэтому выставка восполняет пробел в знаниях о доколумбовой цивилизации. Почти все современные музеи Южной и Центральной Америки ограничивают маркировку своих экспонатов информацией о месте, где они были найдены. В датировке и атрибуции артефактов присутствует некоторый хаос, так что предметы часто датируются с интервалом в тысячелетия, а их происхождение разбросано по всей материковой Америке. Это также вполне понятно, поскольку знание ремесла золотых и серебряных дел аутентичных индейских культур не существует как научный предмет. Общее количество этих предметов, которые сейчас доступны науке и публике во всем мире, значительно ниже количества предметов компании Карла Фаберже.
1
В 1520 году великий немецкий художник Альбрехт Дюрер увидел во дворце испанских наместников Нидерландов в Брюсселе сокровища ацтеков, привезенные из Америки. Среди них было «солнце из чистого золота, шириною в целую сажень». Впоследствии Дюрер напишет: «И я в течении всей своей жизни не видел ничего, что бы так порадовало мое сердце. Ибо я видел среди них чудесные, искуснейшие вещи и удивлялся тонкой одаренности людей далеких стран».
4
Индейских ювелиров называли «властителями огня», а их способности работать с золотом считались сверхестесственными. Во всех доколумбовых культурах золото стало воплощением солнца и его созидательной энергии, поэтому украшения не только носили, но и приносили в жертву Богам, кидая в священные озера, в глубокие колодцы, и принося его в храмы. Золото называли «слезами солнца», «потом солнца». И золота было много, но это не значило, что доколумбовы индейцы не знали ему цену, просто его ценность была иной, нежели для европейцев.
1
Еще задолго до цивилизованного мира золото пленгило людей своей необыкновенной энергетикой. Геродот в своей Истории рассказал о надписи, которая была выбита на одном из камней гробницы вавилонской царицы: «Если кто-нибудь из вавилонских царей после меня будет иметь нужду в деньгах, то пусть откроет эту гробницу и возьмет сколько пожелает денег. Однако без нужды пусть напрасно не открывает ее. Но лучше бы и вовсе не открывать гробницу». Персидский царь Дарий, ставший владыкой Вавилона, соблазнился этим предложением. Но когда гробницу открыли, то вместо сокровищ он увидел лишь камень с надписью: «Если бы не был столь жадным, то не разорял бы могил покойников».
3
Чистое золото — это мягкий металл желтого цвета с красноватым оттенком. Шар из чистого золота диаметром 46 мм имеет массу 1 кг, а если наполнить литровую бцтыль золотым песком, весить эта бутыль будет приблизительно 16 кг. Золото очень ковкое и тягучее. Из кусочка золотой массы в один грамм иожно вытянуть золотую фольгу в 500 раз тонше человеческого волоса. Золото не реагирует с большинством кислот и не образует оксидов, благодаря чему оно было отнесено к благородным металлам, в отличии от обычных металлов, легко разрушающихся под действием окружающей среды.
2
И, кстати, Иван Айвазовский (1817 — 1900), «Прибытие флотилии Христофора Колумба к берегам Америки», 1892 год, холст, масло.
1
Помимо Айвазовского, есть разнообразные картины 16 — 19 веков.
1 из 14
2
Школа Рафаэля Санти, 1820 год, "Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой".
Отдельная витрина посвящена часам.
1 из 2
2
Конечно, украшения. Здесь можно провести несколько часов.
1 из 4
1
В основном, украшения женские, но немного и для джентльменов есть.
1 из 3
Наградные знаки:
Немного мебели:
1 из 4
1
Статуэтки:
1 из 5
2
Несколько предметов быта:
1 из 4
1
Фотографии из магазинов и мастерских Фаберже:
1 из 8
1
Несколько подлинных фото царской семьи:
1 из 4
1
Слева — «Девочка из Шварцвальда», а матрешек у нас, почему-то, называют «Бабушками».
1 из 3
2
Выход через магазин, который тоже больше похож на музей.
1 из 5
1
Раньше в музее работало кафе, последние посещения все закрыто.
Часы работы:
ежедневно с 11.00. до 18.00.
Стоимость билетов:
24 евро на выставку «Фаберже» и «Золото мира» (билеты печатаются на фабрике «Госзнака», на просвет — Карл Фаберже.
Выставка «Золото мира» 6 евро.
Выставка «Фаберже» 21 евро.
Для пенсионеров, студентов 18 евро.
Подростки от 13 до 18 лет, люди с ограниченными возможностями 9 евро.
Семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка до 18 лет) 36 евро, +бабушка или дедушка — 50 евро.
Детям до 12 лет бесплатно.
Экскурсия длится около одного часа, на русском языке. По предварительной договоренности на французском языке.