Это совершенно уникальный собор, построенный между 794 и 810 годами, с исторической точки зрения равных ему нет. За образец были взяты византийские соборы.
Это совершенно уникальный собор, построенный между 794 и 810 годами, с исторической точки зрения равных ему нет. За образец были взяты византийские соборы.
В Ахенской церкви были коронованы почти все немецкие короли. Собор служил главной дворцовой церковью Карла Великого.
Собор представляет собой Каролингский восьмиугольник 800 года, с куполом, который в момент постройки был самым высоким к северу от Альп. Мало этого, он имеет уникальную, на сегодняшний день форму — не круглую, а восьмидольную. Свой нынешний вид Ахенский Собор приобрел, изменяясь на протяжении более, чем на протяжении своей двенадцатисотлетней истории.
Готический хор и часовни на северной и южной сторонах были построены в 14 и 15 веках. «Венгерская» часовня и крыльцо были пристроены в 18 веке. Крыша купола была обновлена во второй половине 17 века, а башню завершили в 1884 году.
Карл Великий (Шарлеман) в 814 году нашел свое последнее пристанище в церкви, которая была самым важным священным местом его Империи. Его кости покоятся в алтаре Карла в апсиде хора.
Между 936 годом (Оттон Первый) и 1531 годом (Фердинанд Первый), 30 королей и 12 королев были коронованы и возведены на трон Карла Великого в Хохмюнстере.
В Средние Века «Королевская Церковь Святой Марии Ахенской» стала самым важным местом паломничества в христианском мире, наряду с Иерусалимом, Римом и Сантьяго ди Компостела, благодаря четырем ахенским святыням. Это нижнее платье Марии, пеленка Иисуса, покрывало, на котором обезглавили Иоанна Крестителя, и набедренная повязка Иисуса. Последний раз их должны были выставлять в 2021 году, но не знаю — в связи с пандемией, происходило ли это. Следующий раз — в 2028 году.
24 октября 1520 года, по случаю коронации Карла Пятого, Ахен посетил Альбрехт Дюрер, о чем оставил запись в своем дневнике: «Там я увидел все чудесные святыни, в сокровищнице Ахенского Собора. Никто не видел более драгоценного, чем эта сокровищница».
В соборе, действительно, хранятся бесценные сокровища. Здесь представлены ценности поздней античности, эпохи Каролингов, Оттонов, Штауфенов и готики, некоторые из которых являются одними из величайших произведений искусства своей эпохи.
Некоторые экспонаты восходят к королевским дарителям, другие демонстрируют европейское значение церкви Святой Марии, сегодняшнего Ахенского Собора, как паломнической церкви и места захоронения Карла Великого.
В 1995 года Сокровищница Ахенского Собора была полностью реконструирована. Теперь в ней представлены более 100 произведений искусства в различных помещениях площадью более 600 кв.м., сгруппированных по пяти тематическим областям:
1) собор, как церковь Карла Великого;
2) литургия в Ахенском соборе;
3) коронационная церковь;
4) реликвии и паломничество в Ахен;
5) собор как Мариенкирхе.
В 1802 году Ахен стал резиденцией Епископа и оставался им до 1825 года. В 1930 году Ахенская епархия была восстановлена.
Отделка (мозаика, мраморная облицовка, и полы) были добавлены между 1880 и 1913 годами. Витражи хорового зала, разрушенные во время ВМВ, в 1951 году заменили современными.
Вход через главный портал каролингской эпохи, дверь из бронзы (800 год). Дверь связана с легендой о строительстве Собора, и называется «Волчья дверь».
Возле входа — Сосновая шишка, около 1000 года из бронзы. Она венчала фонтан в атриуме (соборный двор), изображающий Райский сад.
Рядом с шишкой — Римская Волчица 2 века. Исследователи относят фигуру к части сцены охоты эллинистической эпохи.
Мадонна в сиянии, резьба Яна ван Стивенсверта (1524 год). Двусторонняя Мадонна с младенцем окружена венком из лучей и облаков.
Стеклянная мозаика ниши, вероятно, состоит из мелких мозаичных камней средневековой купольной мозаики.
Центральная восьмиугольная часть Каролингского собора Карла Великого, около 800 года. Это было первое постантичное купольное сооружение к северу от Альп. Верхнюю часть украшают старинные колонны и каролингские бронзовые решетки.
Так называемая «Люстра Барбароссы» или «Корона Огней» относится к 1165 году, и символизирует «Небесный Иерусалим». Это подарок Императора Фридриха Первого Барбароссы и его жены Беатрикс.
Главный алтарь Собора украшен золотым алтарным панно 1020 года, с историей Страстей Иисуса. Посередине, между Марией и архангелом Михаилом, Иисус, как Правитель Мира, окруженный четырьмя символами Евангелистов.
Кафедра — «Золотой Амвон» императора Генриха Второго (примерно 1014 год), украшенный старинным декором, резьбой по слоновой кости, шахматными фигурами и рельефами евангелистов. Амвон был перенесен из алтаря на место кафедры в 1414 году, после завершения строительства хорового зала.
Главные святыни собора — ракии с ценными мощами, выставленные в алтарной части.
Рака Марии (1220–1239), содержит четыре «Великих Ахенских Святыни». Их вытаскивают из раки и выставляют на обозрение верующим каждые семь лет. Раку украшают фигуры Марии, Иисуса, Карла Великого, папы Льва Третьего и 12 апостолов.
Пюпитр с орлом — для певчих хора. 15 век, медь.
Памятная надгробная доска императору Оттону Третьему, который был захоронен в Соборе в 1002 году. Гробница была перенесена на это место в 1414 году — после строительства хорового зала.
Шедевр ювелирного искусства Маасланда — усыпальница Карла Великого (1182/1212 год). С 1215 года останки Карла Великого, умершего в 814 году, покоятся в этом святилище. Кости императора, канонизированного в 1165 году, окружают 16 его преемников. Сам Карл восседает на фронтоне под благословением Иисуса в окружении Папы Льва Третьего и архиепископа Реймского Турпина.
Трон Карла Великого, простое мраморное кресло. На протяжении почти 600 лет, между 936 и 1531 годами, после коронации, у главного алтаря, здесь восседали короли.
(фото из интернета).
Вход бесплатный.
По собору можно заказать экскурсию, на немецком или английском языках.
Часы работы:
понедельник с 10.00. до 13.00
со вторника по воскресенье с 10.00. до 17.00. (с января по март) и до 18.00. (с апреля по декабрь).
В Ахене много мест, которые стоят посещения, но даже один собор стоил бы заезда в город!