Напомним, 1 июня 2009 года над Атлантикой разбился самолет Airbus 330 АК «Air France». Он летел из Рио-де-Жанейро в Париж. На борту самолета были 228 человек, все они погибли. Крушение воздушного судна произошло в сильный шторм.
Специалисты расшифровали данные бортового устройства записи и обнародовали последние слова трех пилотов самолета Air France, следовавшего по маршруту Рио-де-Жанейро — Париж и разбившегося над Атлантикой в июне 2009 года. На борту лайнера находилось 228 человек.
Реплики 37-летнего Дэвида Роберта, 32-летнего Пьера-Седрика Бонина и 58-летнего Марка Дюбуа обнародовал в своей книге летчик-ветеран Жан-Пьер Отелли. Назвав свое исследование «Крушение „Рио-Париж“: Сборник ошибок пилотов», Отелли утверждает: причиной катастрофы стало абсолютное невежество летчиков и охватившая их паника, пишет The Daily Mail.
До сих пор широкой общественности были представлены лишь отдельные фразы капитана Дюбуа и пилотов Роберта и Бонина. Следователи не обнародовали фактически предсмертный разговор между летчиками, чтобы «не расстраивать их семьи».
Когда самолет, попав в тропический шторм, начал терять высоту, опытный пилот Марк Дюбуа (летный стаж 11 тысяч часов), находился в комнате отдыха на регулярном перерыве. Двое его молодых подчиненных не сумели справиться с ситуацией.
«Ну, что? Он уже идет?», — слышатся на записи слова Дэвида Роберта, произнесенные, как отмечает Отелли, с отчаянием. Дюбуа понадобилось меньше минуты, чтобы занять место пилота. «Эй, что здесь…», — пытается спросить капитан, но Роберт его прерывает: «Что здесь происходит? Я не знаю! Я не знаю, что происходит!».
А произошло вот что: вместо того, чтобы опустить нос самолета, как того требует инструкция, молодые пилоты подняли его, пишет Жан-Пьер Отелли.
Бонин сказал капитану: «У меня есть проблема — нет вертикальной скорости». «Мы снижаемся», — констатировал Дюбуа.
Air France утверждает, что пилоты были сбиты с толку многочисленными запутанными сигналами, подаваемыми техникой самолета Airbus, в то время как производитель воздушного судна настаивает, что вся электроника реагировала должным образом.
Когда самолет начал стремительно приближаться к поверхности воды, экипаж запаниковал, отмечает Отелли в своей книге. «Что же вы думаете? Что вы думаете? Что мы должны делать?», — сыпал вопросами Роберт, когда самолет мотало из стороны в сторону.
«У меня нет контроля над плоскостью, у меня нет контроля над самолетом», — заявил Бонин, после того, как сигнал тревоги прозвучал в шестой раз.
Согласно официальному докладу, опубликованному в начале этого года, последние слова принадлежат капитану Дюбуа, который сказал: «Десять градусов шаг».
Разговор пилотов
Дюбуа: «Приведите крылья в горизонтальное положение».
Роберт: «Уровняй крылья».
Бонин: «Это то, что я пытаюсь сделать… Что… Как же мы собираемся вниз вот так?».
Роберт: «Посмотрите, что еще можно сделать с помощью первоочередных команд… Подниматься, подниматься, подниматься, подниматься».
Бонин: «Но я бы оттянул назад штурвал…».
Дюбуа: «Нет, нет, нет! Не надо подниматься!».
Роберт: «OK. Дайте мне контроль, дайте мне контроль».
Дюбуа: «Берегитесь! Вы потянули вверх».
Роберт: «Я?!».
Бонин: «Ну, да, должно быть вы. Мы находимся на 4000».
Когда самолет начал приближаться к воде бортовой компьютер объявил: «Скорость снижения. Подтяните вверх». На что капитан Дюбуа реагирует словами: «Давайте! Тянем!».
Бонин: «Мы тянем, тянем, тянем, тянем».
Дюбуа: «Десять градусов шаг».
Роберт: «Вернитесь… Вернитесь… Вернитесь… Вернитесь!!!».
Бонин: «Но я спускал на максимальном уровне в течение некоторого времени».
Дюбуа: «Нет, нет, нет… Не надо вверх… Нет, нет!».
Бонин: «Тогда идем вниз».
Роберт: «Черт возьми! Мы падаем! Но этого не может быть».
Бонин: «Что происходит?!»
Запись останавливается.
В своей книге Отеллис задается вопросом, кто будет нести ответственность за «этот беспорядок». «Это проблема подготовки, усталость, недостаток сна, или это связано с тем, что пилоты были уверены, что Airbus может компенсировать все ошибки?», — пишет он.
Air France гневно отреагировала на публикацию книги: «Это неуважение памяти погибшего экипажа!». Авиакомпания отрицает, что ее пилоты были некомпетентны.
Суд уже обязал Air France выплатить по 120 тысяч фунтов в качестве компенсации семьям каждого погибшего, но это только предварительная цифра, которая может увеличиться во много раз.