Христианская община Вьенна была основана в 1 веке. И нынешнее место собора уже было местом религиозного поклонения со времен Раннего Средневековья. В 361 году существование христианской церкви в Вьенне засвидетельствовал писатель Аммьен Марселин, сподвижник римского императора Юлиана. Во время пребывания во Вьенне этот император хотел почтить находившихся там христиан, присутствовав на празднике Богоявления.
2
В 468 году по случаю пожара «общественного здания» и прибытия бургундов великий митрополит святой Мамер совершил пасхальное бдение в главной церкви, где он учредил Рогации. Об этом сообщает святой Авит, также епископ Вьеннский. Эта главная церковь, должно быть, была посвящена семи братьям Маккавеям, чей культ распространился в конце 4 и в 5 веках. Он был расположен к юго-востоку от площади Сен-Поль, к северу от нынешнего собора и во внутреннем юго-западном углу валов Нижней Империи.
1
В 718 году церковь была названа имененм Святого Маурисия, потому что епископ Эоальде приобрел мощи святого и его спутников, которые он поместил в устроенном для этой цели склепе, несомненно, под хором «материнской» церкви.
2
Святой Маурисий был замучен вместе с товарищами из Фиванского Легиона в 302 году, римлянами под командованием Максимилиана Геркулеса в Агауне (ныне Сен-Морис в кантоне Вале, Швейцария). Родом из Фив в Египте, Маврикий (буду так называть, привычнее) и его товарищи, которыми он командовал, были зачислены в римские легионы, когда там был основан «pax romana». Обращенные в христианство, как и многие легионеры Востока, они отказались принести жертву местному божеству во время возвращения из экспедиции в Германии, и перед пересечением Альп на Большом Перевале Сен Бернар фиванский легион был истреблен.
1
В 9 веке рядом с предыдущей церковью и к югу от нее была построена новая церковь. Новое здание было посвящено Спасителю, но покровителем вьеннской церкви остался святой Маврикий. Епископ Адон (умер в 875 году) построил часовню Гроба Господня.
2
Во второй половине 10 века архиепископ Тибо (умер в 1001 году) провел масштабную реставрацию. Его преемник Бурхард (умер в 1031 году) завершил работу. Раскопки позволили обнаружить фундаменты, части стены западного фасада церкви Спасителя, на уровне пятого пролета нынешней церкви.
1
Народ опасался «круглой даты» — 1033 года, десять веков после гибели Иисуса, но опасения не оправдались, и, даже после голодного года, наступило определенное процветание. Как и другие христианские общины, вьеннская хотела построить как можно более красивую церковь, чтобы воздать благодарность Богу.
В 11 веке Собор Святого Маврикия — церковь Воскресения — был перестроен епископом Леже (1031 — 1069 гг.), и к этому периоду относятся семь романских капелл с восточной стороны, с 59-ю капителями, украшенными растителшьным орнаментом сценами, прославляющими иисуса, а также зодиакальный фриз и скульптуры апостолов.
Леже был замечательным менеджером проектов. Он был прирожденным организатором, наделенный стойкой волей, а также душой художника. Он умел собирать финансовые средства, и сначала использовал средства графства Вьенн, своего собственного, поскольку с 1023 года последний король Бургундии Рудольф II передал это графство епископам Вьенна.
1
Начало 12 века было периодом процветания Вьенской церкви, которой с 1088 года посчастливилось получить руководителя в виде прославленного архиепископа Ги ден Бургундского, который затем стал Папой Римским Калликстом II, со 2 февраля 1119 года. Также долгое время и до недавнего времени считалось, что именно он начал новое строительство.
Даты Вьенских Синодов и тексты показывают, что строительство началось после 1124 года, ближе к концу епископата Петра, и особенно при его преемнике Стефане (1128 — 1145 гг.), которого следует считать главным архитектором романской церкви Святого Маврикия.
Новая церковь 12 века расположена в старой церкви Воскресения Христово, апсида с рамной крышей и западный фасад (частично) использовался как есть. Сводчатыми являются только боковые нефы, а боковые стены были подняты из-за необходимости перекрывать чердаки. Нефы освещались окнами, из которых сохранился только один оригинальный образец южнее, в шестой романской части. Полукруглое окно находится в старой стене, нижняя часть которой от церкви Леже, а верхняя часть — от 12 века, с подъемом, чтобы закрыть чердак, вентилируемый вумя небольшими пролетами. В 1152 году архитектор Тийом Мартен взял за образец церковь аббатства Сен-Андре-ле-Ба.
Нынешняя северная стена была начата еще в 12 веке, и представляла собой стену монастыря, построенного на нынешнем месте площади Сен Поль, а ее верхний этаж тогда представлял собой сплошную стену с аркатурой.
Тогда между стеной северного нефа и стеной монастыря было пустое пространство, прорезанное контрофорсами. Отсюда и возникла идея создать часовни и таким образом расширить саму церковь, что и было сделано на северной стороне.
2
Архиепископ Жан де Бернен перестроил хор в 13 веке. В готический период к западу были пристроены 4 капеллы, все приподнятые, с отдельными сводами.
(интерьер собора, гравюра Виктора Кассиена в «Альбоме Дофине», 1836 год, коллекция Музея Дофине, Гренобль)
1 из 4
1
Порталы западного фасада датируются 14–15 веками. Центральный портал связывает Ветхий Завет с жизнью Иисуса. На боковых порталах в небесных церемониях участвуют серафимы, трубные ангелы, патриархи и пророки.
Фасад и башни были завершены в 16 веке.
(вид на собор и рынок перед ним, литография Дэя и Хаге из книги «Живописные и романтические путешествия по старой Франции», 1854 год, коллекция музея Дофине, Гренобль.
Во время Религиозных войн скульптуры на порталах были уничтожены.
1
(Гравюра 1522 года из коллекции Музеев Вьенна — единственный вид на собор между его завершением и разрушением в период религиозных войн).
2
Отмена епископства Вьенны в 1790 году низвела собор Сан Мартен до роли приходской церкви.
1
Со второй половины 19 века масштабные реставрационные работы восстановили износ материалов.
(Фотография Ипполита Мюллера, 1906 года, коллекция Национального музея народного искусства и традиций, Париж).
Элементы главного тимпана.
1 из 7
1
Витражи.
1 из 7
1
Капелла — баптистерий. На витраже изображен Святой Франциск Ассизский.
1 из 2
1
Капелла Девы Марии. На Благовещенском витраже изображен Святой Доминик.
1 из 2
1
Капелла Святой Терезы де Лизьё, на витраже — святой Людовик.
1 из 2
1
Капелла святого Франциска Ксаверия, витраж архангелов — Святой Гавриил и Святой Михаил.
1 из 2
1
Капелла Святого Иоанна, художника Франсуа Реджиса.
1 из 2
1
Капелла Святого Маврикия:
1 из 3
2
Капелла Святой Филомены, и витраж Святой Филомены, со святой Клотильдой и Святым Бландином.
1 из 2
1
Капелла Святого Антония Падуанского.
1 из 2
Картина «Мария, развязывающая узлы» была подарена собору 15 августа 2024 года Ассоциацией Марии Назаретской. История преданности Марии, развязывающей узлы, начинается в Германии в 1615 году. Молодая пара, состоящая в браке 3 года, находилась в кризисе и всерьез подумывала о разводе. Прежде, чем принять окончательное решение, пара решила посетить австрийского отца — иезуита Якоба Рема, чтобы попросить у него совета и молитв. Женщина подарила ему свадебную ленту, которую завязывала каждый раз, когда они с мужем ссорились. Отец Якоб, исполненный великой преданности Марии, молилсмя за супругов перед картиной Богоматерь Снежная. С лентой в руках он умолял Богородицу развязать узлы и распутать супружеские трудности, которые испытывали молодые. Внезапно он увидел, как узлы чудесным образом распутались, один за другим, пока лента снова не стала гладкой. Супруги помирились и жили в счастливом браке до конца дней. Чудесная сказка!
2
В 1700 году отец Жером Амбруаз фон Лангенмантель, священник и внук той сакмой пары, заказал картину в память об этом чуде и для того, чтобы укрепить преданность Пресвятой Богородице. Произхведенная работа представляет Марию, развязывающую узлы, двух ангелов, окружающих ее и несущих ленту.
До 20 века преданность Марии, развязывающей узлы, касалась только южной Германии. Но в 1980 году, когда будущий папа Франциск заканчивал свою докторскую диссертацию в Аугсбурге, картина глубоко тронула его. Он привез небольшие изображения, распространил их в Аргентине и сделал несколько копий картины. Вскоре сильное движение народного благочестия распространилось по всей Латинской Америке, а затем и по всему миру. В 1997 году отец Хуан Рамон Селейро, приходской священник Хорхе Марио Бергольо (будущий папа Франциск) написал: «Особенно нова Мария, развязывающая узлы. Хотя изначально она была написана для прихожан, она быстро распространилась по всему миру». Псоле чего он лично составил молитву Марии, листы с текстом которой лежат рядом.
Боковые алтари.
1 из 5
В этом месте 9 февраля 1119 года, архиепископ Вьенна ги де Бургонь был коронован Папой Римским под именем Каликста Второго.
Роберт Лунес, «Портрет Анри — Освальда-де ла Тур д, Овернь» Копия с Гиацинта Риго, 1735 год. Масло по дереву. Пожертвование художника городу.
2
Анри — Освальд-де ла Тур д, Овернь, известный как «Аббат Оверни», французский священнослужитель, родился в Барси (епархия Антверпена) 5 ноября 1671 года и умер 23 апреля 1747 года в Париже. Последовательно был архиепископом Турским (1719 — 1721 гг.), затем архиепископом Вьеннским (1721 — 1745 гг.), а в 1740 году был возведен в сан кардинала. Он похоронен в монументальной гробнице в хоре собора Святого Маврикия, которую он сам заказал Мишелю Анж Слодцу, французскому скульптору.
Крестильная купель.
Памятник погибшим в войнах, пофамильно — прихожане собора.
Часы работы:
с 9.00. до 17.00. ежедневно
3
Адрес:
2 Pl. Saint-Paul
38200 Вьенн
Другие материалы региона Овернь-Рона-Альпы по ссылкам ниже: