Скажите, приходилось ли вам когда-нибудь в вашей жизни задумываться над смыслом таких слов, как «счастье», «судьба» и «стечение обстоятельств»? Да конечно же приходилось… все с этим сталкиваются в разные моменты жизни, чаще всего драматические. Но вот понять смысл и принцип распределения ролей во Вселенной, боюсь, что еще не удалось никому… и даже близко приблизиться к разгадке.
Рассказ свой я поведу сейчас о двух женщинах — двух королевах. Одна из них, пусть и не была коронована официально, но что это за нелепые условности, если ты и так обладаешь огромной властью. Ведь самое главное в этой истории — она была бессменной королевой сердца по самую макушку влюбленного в нее короля. А влюбленный мужчина — будь то монарх или голодранец — он же одинаков… А вот вторая — хоть и была королевой самой настоящей, и по титулу, и по паспорту, и по праву рождения — то такой, как у нее, судьбы, я не пожелаю и злейшему врагу…
25
И о замке — одном из блистательной плеяды роскошных замков в долине Луары, получившем прозвище «дамского замка» — Шенонсо. Удивительно, но практически за всю свою историю — не считая момента появления на свет, потому что тут, как ни крути, без мужского участия не обойтись, и у замков тоже — он принадлежал исключительно особам женского пола. Но перечислять их всех смысла нет да и неинтересно это, ведь далеко не всем им удалось оставить такой заметный след в истории, как этим двум дамам.
26
Я говорю сейчас о Диане де Пуатье и Екатерине Медичи. О легендарной и блистательной фаворитке короля Франции Генриха II и его законной и несчастной супруге. Романтическая история любви Дианы де Пуатье и Генриха известна даже ленивому — ну, а что, человечество всегда активно ведется на разного рода сказки. Именно поэтому история о том, как юный французский принц влюбился в придворную даму на 20 лет старше себя, да так, что сохранял ей верность всю свою сознательную жизнь, быстро вышла в массовый прокат. А началась она в 1525 году, когда шестилетний наследный принц, отправлявшийся в плен в Испанию вместо своего отца Франциска I, удостоился при прощании поцелуя блистательной Дианы. Это событие, видимо, так сильно запало в душу мальчику, что перевернуло всю его последующую жизнь…
А Екатерине Медичи на тот момент было всего шесть. Столько же, сколько и ее будущему супругу… Вот только детство девочки протекало в совершенно других реалиях. Будучи ни больше, ни меньше, как дочерью правителя Флоренции Лоренцо II Медичи и французской аристократки Мадлен-де ля Тур, девочка лишилась родителей сразу же после своего рождения. А во Флоренции того времени уже было сильно неспокойно, почва уходила из-под ног Медичи, и несчастный ребенок, и так росший без нормальной семьи, оказался вовлеченным во всю эту адскую карусель с бесконечными войнами, восстаниями и криками «ату их!»
В десятилетнем возрасте Екатерина оказалась в Риме, под крылом у своего дядюшки Джованни де Медичи, а точнее — папы Льва Х. Медичи, понимая, что в изменившемся мире одним банковским делом уже не проживешь, сменили ориентацию в пользу власти церковной, и тоже неплохо в этом преуспели. Девочка оказалась в безопасности, но — тут начался новый этап в ее жизни. Плоть и кровь рода Медичи, она теперь оказалась разменной монетой в политической игре своих родственников. Впрочем, всем девочкам из аристократических родов была уготована роль куриц, несущих золотые яйца, так что тут ничего нового…
Естественно, в таком дурдоме мало кто думал о том, чтоб дать сироте приличное образование. Меньше всего об этом думала и сама сирота, которой то и дело приходилось банально бояться за свою жизнь… Так что неудивительно, что история и математика давались девочке с трудом, а вот пристрастие к астрологии и алхимии расцвели пышным цветом. Все это — суть причина того, что, приехав во Францию, Екатерина удостоилась обидных прозвищ «купчиха» и «кухарка». К тому же она была не так чтобы очень хороша собой, низкоросла и полновата…
19
В то время как тридцатичетырехлетняя Диана продолжала блистать. Женитьба Генриха, разумеется, никоим образом не отразилась на его образе жизни. А став королем в 1547 году, первое, что он сделал — подарил своей обожаемой фаворитке этот самый замок Шенонсо, стройные башенки которого мы с вам сейчас разглядываем. Вопреки всем законам, запрещающим отчуждать королевскую собственность…
29
Замок тогда выглядел несколько иначе. То была эпоха расцвета французского ренессанса — и Томас Бойе, папа-основатель замка, построил на берегу реки небольшое квадратное зданьице в ренессансном стиле. Его дом и правда был невелик — господин Бойе же строил его для себя; он и не предполагал, что замок вскорости оттяпает себе французская корона, которой подавай совсем другой масштаб и размах. Но королю Франциску I, новому хозяину, и так было чем заняться — у него были две жены и любовница, он бесконечно воевал с испанскими Габсбургами, и в конце концов — у него был Шамбор, где королевские амбиции могли развернуться в полный рост, и Леонардо да Винчи. До Шенонсо руки у монарха как-то не доходили.
24
24
26
Диана де Пуатье тоже в Шенонсо ничего менять не стала — она сосредоточилась на том, чтоб разбить вокруг замка сад. Этот сад, очень простой по планировке, поражает в первую очередь обилием цветущих растений, которые высаживают дважды — сначала весной, а потом в середине лета. Таким образом, сад цветет и благоухает с ранней весны до поздней осени, меняется только ассортимент и цветовая гамма.
18
Никакой ле-нотровской архитектурной геометрии, все очень просто, и как-то по-женски лирично — две пересекающиеся в форме креста аллеи, которые режут квадратуру сада на четыре равных треугольника, заполненных нежным цветочным многоцветьем — даже жарким августом, когда мне посчастливилось посетить Шенонсо, от этих садов веяло майской свежестью. Ну и сам замок — небольшой, изящно-утонченный, отражающийся в водах реки Шер и словно бы скользящий по ней… Диана сотворила из Шенонсо настоящий романтический уголок, а сад в ее времена был еще роскошней нынешнего — в нем помимо цветников было высажено множество разнообразных фруктовых деревьев — лимонные, апельсиновые, абрикосовые, персиковые… Очень жаль, конечно, что последующие хозяйки замка уже относились к саду не столь трепетно.
26
Диана же и начала строительство моста через реку Шер. Идея была великолепна — каменный арочный мост должен был явиться как бы продолжением замка. 9000 казенных ливров — нет, а вы что, правда думали, что она тратила на это свои кровные??? — уже были вбуханы в этот проект, как разразилась катастрофа. Известная нам как копье графа Монтгомери, которое вонзилось в глаз короля… Кто был никем — тот станет всем. Расстановка сил изменилась одномоментно, когда Диана из всесильной фаворитки вдруг превратилась в женщину, которой нужно всерьез опасаться за свое будущее, а Екатерина Медичи, после двадцати шести лет унижения, вдруг получила в свои руки власть. Реальную и ничем не ограниченную. Правда, нужно все-таки отдать ей должное — Диана де Пуатье не то что не пострадала физически, чего вполне можно было бы ожидать, принимая во внимание прочно закрепившуюся за Екатериной славу злобной отравительницы — она даже почти что не лишилась своей собственности. Единственное, что Екатерина категорически потребовала вернуть — это Шенонсо.
8
И еще один удивительный факт, свидетельствующий о том, что все-таки не стоит впадать в крайности в оценках — Диана затеяла судебную тяжбу с королевой! Разумеется, по поводу Шенонсо… Потому что в свое время, не довольствуясь тем, что замок, хоть и переданный ей, де-юре все равно оставался в собственности короны, Диана провернула небольшой гешефт с наследниками господина Бойе, якобы оспорившими у этой самой короны — при ее полном и абсолютном попустительстве, естественно — права на свой фамильный замок, а потом продавшими его за долги — кому же? Конечно, Диане.
21
Разумеется, дело было изначально провальным — королева надавила на Королевский совет, совет принял соответствующий эдикт, и вуаля… Шенонсо наш. Странно только, что почему-то о яде своем любимом она тут не вспомнила, а ведь это бы куда как упростило дело! Нет человека — нет проблемы… И более того — даже предложила Диане замок Шомон в обмен на Шенонсо. Ну чтоб бедненькая не так сильно расстраивалась, наверное… Странная такая отравительница, ей-богу.
Екатерина даже довела до логического завершения дело, начатое Дианой — строительство моста через Шер. Только неплохо сведущая в архитектуре Екатерина проект предшественницы значительно модернизировала — и в результате вместо просто моста через реку на этом мосту появилось целое крыло замка в виде длинной и прозрачной галереи, в которой впоследствии Екатерине так нравилось устраивать балы и маскарады. Это именно благодаря ей Шенонсо приобрел свой знаменитый «летящий над волнами» образ.
4
17
Также Екатерина продолжила облагораживать и окружающую территорию — с другой стороны от замка появился еще один сад, тоже насыпной, как и сад Дианы.
18
15
Я все вожу вас вокруг да около, показывая Шенонсо то с одной стороны, то с другой, потому что вся красота этого замка — в его стройных пропорциях и гармонии с окружающим ландшафтом. Внутреннее убранство воображение не поражает — замок очень компактный, комнатки в нем тесные, так что даже десяток человеческих индивидов делает просмотр крайне проблематичным. А уж если вам не повезет попасть на группу китайских туристов — то все, пишите пропало… Я долго пыталась подкараулить момент, чтоб сфотографировать спальню Дианы хотя бы с минимумом спин и голов, потом плюнула… К тому же после Дианы в этой спальне кого только не перебывало, вы действительно верите, что тут осталось хоть что-то от нее? Я — нет…
4
6
И вообще, самое главное тут — все-таки сам замок в окружении изумрудных лесных угодий, и медлительные воды речки Шер, в которых он так замечательно отражается в безветренную погоду, и благоухающие сады вокруг него… Замок, возведенный трудами и любовью двух великих женщин — двух королев, одна из которых имела в жизни все, а вторая была рождена явно не под счастливой звездой… Но в жизни вообще, к сожалению, редко бывает гармония…. не то, что в архитектуре.