Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Это удивительный музей, в котором можно пережить историю, насчитывающую более 500 лет. Гуманистическая библиотека размещалась в здании старого зернохранилища более 120 лет, и была реконструирована известным архитектором Руди Риччиотти и вновь открыта в 2018 году. Архитектурный проект представляет собой удачный баланс между наследием и современностью.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Постоянная экспозиция рассказывает о жизни ученых 15–16 веков, на страницах древних произведений. Гуманист Беатус Ренанус родился в Селештате в 1485 году. Ученик латинской школы в своем родном городе, ученик в Париже, редактор книг в Страсбурге и Базеле, друг и соратник Эразма Роттердамского, этот человек эпохи Возрождения является прекрасным примером интеллектуального движения в Европе того времени.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

На страницах древних книг можно открыть для себя жизнь селештадского гуманиста Эпохи Возрождения Беатуса Ренана (1485–1547). Он завещал свою библиотеку городу Селешта, и теперь она занесена в реестр ЮНЕСКО.

Всего Библиотека содержит 460 рукописей, 550 инкунабул, 6400 книг 15–16 веков.

На входе в библиотечный зал — Ворота старой кладовой для драгоценных экспонатов из кованого железа. Защищавшие драгоценные коллекции Гуманистической Библиотеки с 1927 по 2015 годы, ворота были созданы местным мастером-металлургом Жозефом Андрессом в 1920 году. До этого, многие века, никакой защиты от воровства не было. По совету куратора Иосифа Вальтера, город решил приобрести этот символический образец местного мастерства. Через несколько лет после установки, решетки были украшены медальонами, символизирующими Беатуса Ренана и город Селештат.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В эпоху Возрождения Селештат пережил золотой век, начавшийся в Средние Века. С 11 по 13 века Селештат находился под защитой Гогенштауфенов, дворянской семьи, из которой произошли несколько германских императоров. Фридрих Гогенштауфен предоставляет привилегии и блага монастырю Сент-Фуа, основанному в 1094 году. Истинный хозяин города, приор, обладает религиозными, экономическими и политическими полномочиями.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Двумя веками позже, император Фридрих Второй Гогенштауфен, предоставил статус имперского города Селештату. Поэтому он начал пользоваться большой автономией по отношению к власти монастыря и получил свою первую независимость муниципального города. Дух, царимый в Селештате, благоприятствует заселению новых жителей и различных религиозных орденов.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 14–15 веках слой буржуазии постепенно завоевывал свою автономию и утвердил свою власть в ущерб дворянству и монастырю Сен-Фуа. В 1416 году приор отказался от своих прав в пользу буржуазии, которая теперь единолично управляла городом.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 15–16 веках Селештат воспользовался своим географическим положением для развития и укрепления своего процветания.

Город Священной Германской Империи, выросший на берегу Илля, реки, впадающей в Страсбурге в Рейн, благодаря своему порту Ладхоф обеспечивал торговлю зерном и винами, произведенными в окрестностях города. Таким образом, Селештат был очень динамичным, и в эту динамику внесли свой вклад все мастера, объединенные в корпорации. Это процветание позволяло городу извлечь выгоду из архитектурного возрождения, о чем свидетельствуют многие здания в стиле эпохи Возрождения. В городе тогда проживало около 5–6 тысяч жителей, он пользовался политическим влиянием в Лиге Декаполь — 10 имперских городов Эльзаса.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Процветание города принесло пользу латинской школе, которая активно начала развиваться с середины 15 века благодаря внедрению новаторских форм обучения.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В эпоху Возрождения интеллектуальное любопытство гуманистов распространилось на все науки. Среди них естественные науки переживают глубокое возрождение. Ботанику, географию, медицину до тех пор изучали, в основном, следуя авторитетным древним текстам. В 16 веке эти знания, доставшиеся в наследство от Античности, были модернизированы благодаря наблюдениям, собранным в полевых условиях. Например, если естествоиспытатели продолжали цитировать «Естественную историю» Плиния Старшего 1 века н. э., они завершали текст описанием изучаемых в природе минералов, растений и животных. Затем ученые нашли в печатном станке средства для распространения этих обновленных и обогащенных знаний. В частности, ботанические произведения украшаются все более реалистическими гравюрами, облегчающими идентификацию растений.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Результат напряженной работы ученых, переиздание «Космографии» Птолемея модернизирует видение мира эпохи Возрождения.

В 1506 году ученые и печатники, обосновавшиеся в Сан-Дье, планировали опубликовать новое издание «Космографии» Птолемея. Этот проект связан с повторным открытием в 15 веке работ этого древнего географа. Благодаря важной работе по исправлению греческого текста и подготовке карт эти гуманисты впервые опубликовали «Введение в Космографию» в 1507 году. Эта работа, в которой впервые появляется название «Америка» для обозначения недавно открытого нового континента, которую очень ждут ученые. После 6 лет работы новое издание «Космографии» Птолемея вышло в свет в 1513 году. Старые карты, изображающие мир по Птолемею, были дополнены картами, отточенными благодаря открытиям землепроходцев в 15 и 16 веках. Повторно напечатанный этот географический труд возбудил любопытство ученых эпохи Возрождения.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Умножение обменов между европейскими учеными породило настоящую республику литературы. В Эпоху Возрождения европейские гуманисты разделяли общую культуру, что стало возможным благодаря их совершенному владению латынью. Они создали обширную сеть переписки и обмена, которая в 15 веке получила метафорическое название «Республика писем». Они широко сообщают в письмах о своих исследованиях и последних открытиях, и печатная книга становится средством распространения этой общей культуры. Развивается практика дарственного послания: это письмо, помещаемое во вступление к произведению, которое позволяет его автору посвятить его другому гуманисту. Ученые также собирались в литературных обществах, таких, как в Селештате, основанное в 1517 году. Там они обсуждали свои незавершенные работы и приветствовали гуманистов, проезжающих через регион, таких, как Эразм Роттердамский.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Обеспокоенные злоупотреблениями духовенства, гуманисты принимают участие в размышлениях в пользу реформы церкви.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

На протяжении столетий различные течения веры волновали христианство. В начале 16 века раздались голоса против оскорбительной торговли индульгенциями, которая позволяла искупать грехи за деньги. Гуманисты горят желанием реанимировать Библию в ее первоначальном варианте, без человеческих корректировок. Они хотят, чтобы Священное писание могли читать все, а не только образованные монахи, владеющие ивритом, греческим и латынью.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг (1445 — 1510) — символическая фигура проповеди 15 века. Проповедник в Страсбургском Соборе с 1478 года, до своей смерти в 1510 году, он без колебаний критиковал верующих и осуждал недостатки высшего духовенства. Согласно легенде, собака Гейлера приходила на все его яркие проповеди.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

С 1520-х годов идеи Лютера пользовались большим успехом в Европе, вызывая потрясения и приводя к распаду церкви.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

31 октября 1517 года, Мартин Лютер опубликовал в Виттенберге, в Саксонии, свои 95 тезисов об индульгенциях. Затем профессор богословия в Университете, этот почти никому не известный монах, возглавил движение за реформу церкви. Он утверждал, что только вера может привести верующего к спасению, будучи шокирован действиями Папы, разрешающего торговлю индульгенциями. Лютер пришел, чтобы отвергнуть власть католической церкви.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Несмотря на его отлучения от церкви в 1521 году, идеи Лютера оставались сильными и привлекательными для все большего числа верующих. С учетом появления печатного станка, распространение тезисов Лютера постепенно завоевало духовенство и ученые круги, закрепив разделение между сторонниками этой новой мысли и сторонниками единства церкви. Началась протестантская Реформация.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Таблички позора с надписями на немецком и латинском языках, из песчаника, 16 век. Эти доски свидетельствуют о проблеме, которая назрела в Селештате в то время, когда напряженность между католиками и протестантами была самой сильной. Размещенные на стене Ратуши, они были нацелены на Шютца фон Траубаха. Чтобы избавиться от ректора Селештата, выступившего против установления лютеранства в городе, этот молодой дворянин из Энсихайма, сосланный в Селештат, с нуля сфабриковал обмен письмами между лидерами этих городов. Эти фальшивые письма доказывали предательство ректора Селештата, готового открыть ворота города войскам Энсихайма, арестовать и предать смерти сторонников Лютера. Фальсификация была сделана и 28 ноября 1524 года Шютц фон Траубах был четвертован после обезглавливания.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Приходская Библиотека Селештата развивалась с 1452 года благодаря ряду пожертвований.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Согласно своему последнему желанию, приходской священник церкви Святого Георгия Иоганн фон Вестхусс завещал приходу набор рукописей в 1452 году. Этот знак щедрости побудил других жертвователей, часто бывших учеников латинской школы, делать то же самое. Составленная таким образом библиотека включает произведения, предназначенные для празднования должностей, и книги, служившие учебниками в Латинской школе. Сборники проповедей соседствуют с латинскими грамматиками и философскими трудами.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

До нас дошли 160 томов приходской библиотеки, которые включены в драгоценные коллекции Гуманистической Библиотеки. Немногие приходские библиотеки того периода так полностью сохранились.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Драгоценные коллекции библиотеки происходят из двух библиотек, созданных в 15 и 16 веках. Библиотека Беатуса Ренана, занесенная в реестр ЮНЕСКО «Память мира», стоит рядом с книгами приходской библиотеки Святого Георгия.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Дополненное дарами приобретений, это сокровище продолжает жить и развиваться. С книгами можно ознакомиться, при определенных условиях, в читальном зале, расположенном в торце музейного зала.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

На экране можно пролистать бесценные фолианты.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В зале музея можно увидеть как создавались книги. До 12 века изготовление манускрипта осуществлялось исключительно монахами — переписчиками, а затем оно распространилось на мастеров светского мира.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Форма книги, какой мы ее знаем сегодня, развилась на Западе с 4 века. Книга постепенно заменяла свиток, который менее удобен в использовании. Несмотря на это изменение, пергамент, кожа животного происхождения, остается основным средством письма. Монахи-переписчики в письменной мастерской монастыря — скриптории, копировали и иллюстрировали религиозные тексты, а иногда и светские тексты античности. В 13 веке развитие университетов создало растущую потребность в книгах, что привело к созданию мастерских переписчиков — мирян. В этот период бумага постепенно вытеснила пергамент и тем самым способствовала развитию книжного производства.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Книжные перья, используемые в издательствах:

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 15 веке появление печатного станка в Европе стало крупным событием, сделавшим книги и новые идеи более доступными. Около 1450 года Иоганн Гутенберг изобрел подвижный литер из металла и адаптировал его к системе прессования, вдохновленный той, которую используют виноградари. Это новвоведение в истории книги позволяет быстро и идентично воспроизводить многие тексты. Гуманисты ухватились за эту новинку, чтобы быстрее распространять свои идеи среди большего числа читателей. Произведения, напечатанные до 1501 года, называются инкунаболами. Термин происходит от латинского, обозначающего «колыбель детей», и, соответственно, начало книгопечатания.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Инкунабулы, книги, напечатанные до 1501 года, напоминают по оформлению печатную книгу, во многом эволюционирующую от рукописей конца Средневековья. В 16 веке буквы стали иметь форму готического письма, используемого в рукописях. Макет аналогичен: текст пишется черным цветом, в две колонки. Все цветовые элементы добавляются вручную. Кроме того, как в Средневековых рукописях, в инкунабулах обычно отсутствует титульный лист.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Иоанн Ментелин, или Жан Ментель, считающийся первым эльзасским печатником, родился около 1410 года в Селештате. К сожалению, мало документов, свидетельствующих о его жизни. В 1458 году, всего через три года после того, как была напечатана 42-строчная Библия Гуттенберга, Ментелин владел типографской мастерской в Страсбурге. Перой работой, вышедшей в печать в 1460 году, также была Библия на латыни.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

На протяжении столетий ученые пытались ответить нга вопросы, известно ли Ментелину было о станке Гуттенберга, и были ли они знакомы. Неизвестно. Шрифт Ментелина вызывает вопрос, не появился ли он раньше Гуттенберга? Неизвестно ничего, за исключением того, что на его книгах стоит герб его деда.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Бюст Ментелина остается свидетелем этого соперничества. Он был создан в 1842 году в Селештате в ответ на установку Статуи Гуттенберга в центре Страсбурга в 1840 году.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 16 веке техника печати осталась прежней, но макет сьал более сложным. Содержание, первоначально в основном религиозное, также эволюционирует в другие области, такие как наука и литература.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Новшества, некоторые из которых используются до сих пор, появились в книгах в 16 веке. Это касается титульного листа, на котором дана информация о книге. Здесь следуют имя автора и название произведения, а также дата печати и клеймо типографа. Принтер иногда использует граверы для создания рамки заголовка. Эти украшения часто являются возможностью удовлетворить вкус читателей к старинным темам.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Бывший ученик Дрингенберга в Латинской школе Якоб Вимпфелинг известен своими педагогическими и историческими работами. Он предложил несколько томов приходской библиотеке, в том числе рукопись, в которой есть примечание, напоминающее, что Вимпфелинг подарил ее «библиотеке приходского священника города Селештат в 1517 году».

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Родившийся в Селештате и бывший ученик Латинской Школы Мартин Эргершайм учился в Хайдельбергском Университете. Сын кожевенника стал священником своего родного города с 1503 по 1518 годы. После его смерти библиотека перешла к его брату Мельхиору, который передал ее приходу. Это набор из 100 печатных томов, в которых указано: «Я принадлежал Мартину Эргерсхайму, протоирею и настоятелю, Мельхиору, его брату и наследнику, который дал меня в дар церкви Божественной Богородицы в Селештате».

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Беатус Ренан родился 22 августа 1485 года под именем Бит Бильд. Потеряв мать в двухлетнем возрасте, воспитывался отцом Антоном Бильдом. Этот торговец мясной продукцией участвовал в политических делах Селесты. Так что, у него были значительнрые ресурсы, которые позволили его единственному сыну блестяще учиться. Он начал свое обучение в латинской школе Селестата, когда ему было 6 лет. Известная современностью преподавания, она готовила учащихся в возрасте от 6 до 12 лет, к учебе в Университете. Его учитель Крато Хофманн, как и его предшественник Дрингенберг, применял инновационую педагогигу, которая ставила изучение текстов в основу изучения латинского языка.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Желая, чтобы его сын занимался благочестивым образованием, отец отправил его во Францию, в колледж кардинала Лемуана Парижского Университета. Изучение литературы в Парижском университете продолжалось 4 года — с 17 до 21 года. Большое влияние в этот период оказал на Ренана Жак Лефевр д, Этапль. Этот ученый стремился восстановить древние тексты греческого философа Аристотеля, чтобы как можно точнее передать их своим ученикам. Беатус параллельно с учебой подрабатывал корректором парижского типографа Анри Этьена. Там он познакомился со многими учеными, которые сотрудничали в книгопечатании. По окончании учебы, в 1507 году, он делил свое время между Селештатом и Страсбургом. Здесь он добавил книги в свою библиотеку, которую начал собирать в 15 лет!

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Получив диплом бакалавра, лиценциата и магистра искусств, Беат Ренан покинул Париж, и вернулся в родной Эльзас в возрасте 22 лет. В Страсбурге он работал в сотрудничестве с типографом Матиасом Шюрером. Хотя последний не упоминает имя Беатуса в своих первых публикациях, различные признаки показывают, что селештатский гуманист играл важную роль с самого начала работы мастерской Шюрера.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Страсбург на тот момент был столицей книгопечатания, так как Иоганн Гуттенберг, бежав сюда из Майнца, именно в Страсбурге изобрел свой первый печатный станок.

Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Матиас Шюрер родился в Сесусе, около 1470 года. Он учился у Коутса Холмейнса в Старшей школе Сиены. На своих книгах он ставил знак Доктора Искусствоведения, полученный в Кракове.

Беатус Ренан работал корректором в крупной полиграфической мастерской. Великие типографии эпохи Возрождения были полноценными предприятиями, которыми управляли профессионалы. Наряду с рабочими, составляющими текст и обрабатывающими печать, корректор помогал в типографии в корректировке оттисков. Главная роль корректора эпохи Возрождения, корректировать орфографические ошибки и ошибки набора текстов. В течении двух лет, с 1506 по 1507 годы Беатус отвечал за эти задачи в Парижской типографии Генри Этьена. Это первая книга из известной династии французских печатников 16 и 17 веков.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 1508 году с несколькими страсбургскими мастерами, по совету Ренана, основавший собственную мастерскую Шюрер печатал сначала тексты современных итальянских христианских авторов. Это были издания, которые отражали общую заботу о латинском языке и морали. В 1509 году он опубликовал Библию, и краткую версию пословиц Эразма Роттердамского, с которым состоял в переписке.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Матиас Шюрер использовал несколько типографских знаков. Размещенные в начале или в конце книги, они позволяют идентифицировать его работу. Чаще всего он использовал герб, подаренный ему императором Максимилианом в 1515 году. Также в некоторых работах встречается знак, украшенный щитом с императорским орлом, который держат два льва. Девиз типографии: «Ищите возможности».

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В 1511 году Ренан переехад в Базель, чтобы улучшить свои знания греческого языка, вместе с Иоганном Куно (1463–1513), известным ученым — эллинистом. После нескольких лет изучения греческого языка в Италии и работы с венецианским печатником Альдом Мануцием, этот монах — доминиканец из Нюрнберга поселился В Базеле в 1510 году. В сотрудничестве с печатником Иоганном Амербахом, он готовил издание сочинений Святого Иеронима. Изучение греческого языка Беатуса было внезапно прервано смертью его учителя 21.02.1513. Интеллектуальное наследие Куно оказало глубокое влияние на Беатуса, который также унаследовал некоторые книги и рукописи известного эллиниста.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

С конца Средневековья Базель был городом с населением около 10 тысяч человек. Расположенный на берегу Рейна, он концентрировал бумажные фабрики и важный типографии.

Беатус Ренан поддержал идеи Реформации, но не полностью, в отличии от своего друга, Мартина Бусера, ведущего реформатора.

Гуманизм и Реформация — два движения, которыми руководили интеллектуалы и богословы, жаждущие знаний и истины. Чуткий к религиозным вопросам своего времени Беат переписывался со многими участниками протестантской реформы. Таким образом, он обменивался идеями с Мартином Бусером. Родившийся в Селештате на 6 лет позже Ренана, этот теолог был одним из главных действующих лиц реформы в Страсбурге. Однако Беатус являлся ярым противником разделения. Столкнувшись с конфликтами, связанными с протестантской реформой, он встал на сторону своего друга, Эразма Роттердамского. Их обоих объединяло желание сохранить единство церкви, даже если это означало отход от Лютера и Бусера. Однако присутствие реформаторов у его смертного одра оставляет открытым влпрос о позиции Беатуса по вопросу о Реформации.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Беат посвящает большую часть своей жизни изучению письма. Издатель, филолог, автор, он выделяется как настоящий создатель и передатчик текстов. С 1514 года Беатус работал с базельскими печатниками Амербахом и Фробеном в качестве переводчика, корректора и редактора. Большую часть своей жизни он посвящает подготовке изданий античных писателей и отцов церкви. Он также публикует произведения современных авторов, например, Эразма Роттердамского, немца Иоганна Фробена, поселившегося в Базеле в 1491 году.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Его типографское клеймо состоит из двух рук, держащих кадуцей, атрибут греческого Бога Гермеса. Мифический посох, увенчанный голубем, окружен двумя коронованными змеями. Эти элементы относятся к цитате из Библии, начертанной на греческом языке вверху и внизу знака: «Будьте благоразумны, как змеи и просты, как голуби». Наличие других цитат на латыни и на иврите выражает желание гуманиста овладеть тремя языками, необходимыми для понимания Священного Писания.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Беатус занимается филологией: по старым рукописям он пытается реконструировать первоначальный текст изучаемых им произведений. Таким образом, он предлагает издания текстов античных авторов, таких как Тертуллиан, Ливий и Тацит. Беатус был вдохновлен этим для своей работы в качестве автора, и, в частности, для своей истории Германии, опубликованной в 1531 году. Он начал с 55 года до н. э., опираясь на труды Тацита. Беатус подтвердил свой труд исследованиями из других наук: географии, археологии. Его работа очень объективна. Она разделена на три книги: первые две рассказывают о германских племенах, их территории и образе жизни. Третий том посвящен основным городам и деревням равнины Тенан. Здесь Беатус посвящает 10 страниц своему родному городу.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Он стремится восстановить первоначальную версию письма. Для этой цели Беат использует Средневековые рукописи, такие как собрание сочинений Тертуллиана, которое он нашел в библиотеке Кольмара. Делает это он с помощью «Текстуальной критики» — поиска определения оригинальной версии текста. Он изучает средневековые рукописи, которые содержали ошибки, накопленные последовательными копированиями поколениями переписчиков. Критический анализ исходного текста позволял Беатусу выявить отрывки, которые казались бессвязными, и исправить любые орфографические и грамматические ошибки.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Помимо внесения многочисленных исправлений, он оставил инструкции по форматированию для наборщиков, которым он доверял рукописи, примечания, обведенные его пером, должны быть размещены на полях.

Благодаря его научной деятельности слава Беата доходит до императора Священной Римской Империи Карла Пятого. Признанный имперской власью, гуманист получает дворянское звание 18 августа 1523 года, к своему 38-летию. В грамоте о дворянстве указывается, что он награждается за свою «преданность и верность» и, прежде всего, за его «опыт и его прославленную, исключительную, неиссякаемую науку». Беатус обязуется оставаться верным католической церкви в лице Папы и императора Священной Римской Империи. Несмотря на большую напряженность, которое испытывало западное христианство в то время, Карл Пятый заручился поддержкой Беата, указав в грамоте о дворянстве, «чтобы ты и потомство твое» могли быть более покорными и более расположенными повиноваться нам самим».

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

20 июля 1547 года Беат Ренан умер в Страсбурге в возрасте 62 лет. Видя, что здоровье ухудшается, он решил завещать свою коллекцию книг городу Селештату. За несколько дней до смерти Ренан поделился своим последним пожеланием с мэром Селештата Жерве Гебвиллером. Он пожелал быть похороненным в церкви Святого Георгия, а свою библиотеку пожертвовать родному городу. Всего в 1547 году было завещаго более 1500 документов.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Эта коллекция является ценным свидетельством культуры и интересов гуманистов. Более того, сейчас это одна из редких библиотек того времени, практически полностью сохранившаяся.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Самый известный гуманист, Эразм Роттердамский, является автором «Пословиц». Это произведение, опубликованное впервые в 1500 году, в Париже, пользовалось огромным успехом в 16 веке. Издание следовало одно за другим и пополнялось с 820 до 4151 высказывания в 1536 году.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Эразм Роттердамский родился вне брака, в 1469 году в Голландии. Он учился в Школе Братьев Обыкновенной Жизни в Девентере, что позволило ему выучить грамоту и древние языки. После смерти родителей Эразм был отдан на попечение монахов в монастырь. В 25 лет он принимает сан, для дальнейшего знакомства с греко-римской культурой. Он постоянно перемещался по Европе, окружая себя талантливыми учеными и политиками.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

22 года дружбы и научного сотрудничества объединяют Эразма Роттердамского и Беатуса ренана. Юный Беатус восхищался Эразмом еще до их первой встречи в Базеле лнтом 1514 года. Как только он оказался в Париже, он скупил все произведения, изданные Эразмом. Двое мужчин схожего интеллектуального образования быстро подружились. Взаимные визиты в Базель и Селештат, совместные поездки, совместные обеды и беседы, подчеркивали эти отношения. С другой стороны, Беатус помогал Эразму в издании его произведений в типографии Фробен в Базеле. Таким образом, когда Эразм отсутствовал в городе, он поручал Беатусу эту работу, о чем упоминается в сборнике писем Эразма, изданном в 1521 году: «Я умоляю вас, во имя нашей дружбы, совершить в качестве другого самого себя задачу, которую я лично сделал бы, если бы у меня была возможность». После смерти своего друга в 1536 году, Беатус продолжал чтить память Эразма, опубликовав его полное собрание сочинений, а также свою первую биографию.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Между средневековой традицией и новинками педагогига находилась в центре внимания гуманистов. Образование играло среди них существенную роль, как и среди других европейских ученых эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский — автор многочисленных педагогических трактатов, а Якоб Вимпфелинг, бывший ученик Латинской Школы Селештата, назван «Учителем Германии». Их рекомендации касаются, среди прочего, правил хорошего поведения, физических упражнений, и подготовки учителей. Учителя в Латинских школах преподавали латынь, общий язык ученых, чтобы готовить студентов к поступлению в Университеты. В Эпоху Возрождения они все еще использовали руководства по грамматике, использовавшиеся в Средние Века, например, Доната и Виледье. Однако теперь речь идет не о том, чтобы выучивать их наизусть, а о том, чтобы выделить самое необходимое, и объяснить это учащимся. Это учение дополняется изучепнием древних текстов. Эта новая педагогига, связанная с нравственным и религиозным воспитанием, применяется в Латинских Школах.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Панель алтаря больницы Сен-Эрхард д, Обераль, 1508 год. Приписывается страсбургскому художнику Хансу Магу Болсу, написана маслом. На алтаре изображены Святой Николай и Святой Мартин. Нищий у ног святого Николая, страдает вздутием живот, язвами и галлюцинациями. Это может быть вызвано употреблением спорыньи, грибка, паразитируещего на ржи. Первое описание спорыньи встречается в гербарии Адама Лоникера, 16 века, находящемся в Гуманистической Библиотеке.

2
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Вторая алтарная панель. Святая Маргарита, Святая Доротея, Святая Клара.

3
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Гравюра с изображением Святого Иеронима. Он был популярным ориентиром у гуманистов эпохи Возрождения, которые отождествляли Иеронима с собой. Он был известен своим переводом Библии на латынь.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Макет города, на котором показаны: Церковь Святого Георгия, Нижние ворота, Латинская Школа, Двор Прелата, Ратхаус и Канцелярия, и большой мясной магазин.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

В рамках реконструкции здания Гуманистической Библиотеки в 2016 году были проведены работы. В подвале было обнаружено множество останков, в том числе действовавшее в 7–10 веках кладбище. 12 керамических и стеклянных предметов происходят из двух уборных, датируемых концом 15 века. Эти предметы были выбраны для иллюстрации жизни селештатской буржуазии в эпоху Возрождения, к которой принадлежал Беатус Ренан.

1
Объекты приготовления и хранения пищи, подачи и употребления напитков, освещения и досуга.
Объекты приготовления и хранения пищи, подачи и употребления напитков, освещения и досуга.

Археологические раскопки в Библиотеке также выявили наличие остатков пищи. Исследователи определили, что это были яблоки, виноград, клубника, вишня. Обилие фруктов и ягод отчасти отражает растительные ресурсы того времени и связано с тем, что косточки не смогли полностью перевариться.

1
Остатки винограда, земляники и вишни, найденные при ремонье библиотеки, минерализованными в туалете. 15 век.
Остатки винограда, земляники и вишни, найденные при ремонье библиотеки, минерализованными в туалете. 15 век.

Музей интерактивный, особо интересные фолианты можно полистать и посмотреть на экранах. На некоторых показывается, как писались и печатались книги.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Схема зала музея:

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

1. Беатус Ренан, гуманист 16 века из Селештата. От его первых тетрадей до пожертвования его драгоценной библиотеки.

2. Сокровища. Коллекции происходят из библиотеки Беатуса ренана и приходской библиотеки. Здесь можно просмотреть подборку самых ценных книг на цифровом столе.

3. Селештат в эпоху Возрождения. Старинные книги, археологические объекты и модель района времен Беатуса Ренана.

4. Новые миры. Эпоха Возрождения — время открытий и инноваций. Прмимо карт из «Космографии» Птолемея и других научных трудов, здесь представлены навигационные приборы 16 века.

5. Время реформационных движений. Труды Гейлера, Лютера и Буцера. Эти гуманисты искали изменения внутри церкви в 15 и 16 веках.

6. От рукописных до печатных книг. Здесь показана книжная эволюция.

Конечно, на выходе из музея — магазин.

1 из 6

Музей удивительный, очень интересный, очень советую.

На осмотр лучше оставить час, чтобы все вдумчиво осмотреть, если бегло — минут 30.

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Стоимость билетов:

взрослый 6 евро

дети до 6 лет бесплатно

дети 7–17 лет 4 евро

льготные 4 евро

групповой от 15 человек 4 евро

семейный (2 взрослых и 2 ребенка) — 16 евро.

Часы работы:

с мая по сентябрь и декабрь — ежедневно с 10.00. до 12.30. и с 13.30. до 18.00.

с февраля по апрель и в октябре—ноябре — с 13.30. до 17.30.

Адрес:

1 Place Dr. Maurice Kubler

67000

+33388580720

Селештат

1
Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке

Другие отчеты про достопримечательности и музеи Гранд Эста (Эльзас и шампань) по ссылкам:

  1. Реинкарнация средневекового Замка
  2. Удивительная Базилика Сен Реми, в тени знаменитого собрата
  3. Плотина Вобана - смотровая площадка для ленивых.
  4. Церковь Святого Фомы - Сент Тома.
  5. Нотр - Дам де Страсбург
  6. Демонстрация секс-меньшинств в Страсбурге.
  7. Укрепление Фур-а-Шо Линии Мажино.
  8. Крепость Флекенштайн, северные Вогезы.
  9. Память о Второй Мировой Войне — концлагерь Штрутхоф.
  10. Монастырь Святой Одилии в Вогезах.
  11. Монастырь главной покровительницы Эльзаса — святой Одилии
  12. Поле боя непопулярной войны.
  13. Верхний Кенигсбург — образец средневекового замка
  14. Парк Хищных птиц
  15. Парк обезьян.
  16. Хранилище одного шедевра
  17. Настоящая крепость над игрушечным городом
  18. Главная церковь Кольмара — Сен-Мартен
  19. Пряничный домик с мастер-классом
  20. Площадь Республики — Кайзерсплатц
  21. Сто брендов для вас!
  22. Рукописные и печатные шедевры в Гуманистической библиотеке
  23. Кафедрал Святого Деодата Нотр-Дам Сен-Дье
  24. Рождественская выставка
  25. Парк «Маленького Принца»
  26. Сокровищница Реймского Собора — гобелены, скульптуры и другие шедевры
  27. Экологический музей Эльзаса.
  28. Место коронации 25 французских королей - Реймский собор.
  29. Один из лучших музеев Франции, входящий в первую десятку и его главный шедевр
  30. Музей в Воровской башне крепостной стены: пытки, вино и не только
  31. Исторический музей в башне «Дольдер», в одном из самых туристических городов Франции — Риквире
  32. Наш паровоз вперед лети! Музей ж/д транспорта.
  33. Краеведческий музей Сен-Дье — музей всего
  34. Крупнейший автомобильный музей мира.
  35. Картинная часть "шедеврального" музея Унтерлинден
  36. Роскошные алтари в замечательном музее, часть 2.
  37. Музей Унтерлинлен, часть 3, ковка.
  38. Музей Унтерлинден, Часть 4, быт
  39. Музей Унтерлинден, часть 5, археология
  40. Музей Унтерлинден, финальная часть, церковная

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Гуманистическая библиотека

1 Place Dr Maurice Kubler, 67600 Sélestat, Франция Подробнее об объекте